Transformation of global food Systems 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Transformation of global food Systems



       Abstract: This article discusses the reasons for the need to transform food systems, the possible risks and obstacles that economic actors face, as well as possible measures to solve the problems that have arisen.

       Keywords: transformation, food systems, environment, health, risks.

 

Продовольственные системы мира играют центральную роль в обеспечении здоровья и благополучия, как всего человеческого общества, так и существующих экосистем, а также являются одним из основных факторов экономической сферы. В 2015 году ООН приняла новые Цели в области устойчивого развития, одной из которых является создание устойчивых продовольственных систем [5]. Для реализации этой цели необходима комплексная трансформация существующих систем. Продовольственные системы представляют собой совокупность участников системы и их взаимодействий в процессе воспроизводства. Продовольственная система также включает в себя управление производством продуктов питания, решение проблем, связанных с экологией и здоровьем населения. Например, в настоящее время пищевая промышленность сталкивается с главной проблемой: обеспечить растущее население достаточным количеством здоровой пищи, гарантируя при этом долгосрочную устойчивость и жизнеспособность планеты.

Существует ряд причин, почему необходима трансформация продовольственных систем. Во-первых, возросшая сельскохозяйственная деятельность представляет собой угрозу экологической устойчивости. Воздействие производства продуктов питания на окружающую среду при сохранении нынешней ситуации увеличится с 50% в 2019 году до 90% к 2050 году, выбросы парниковых газов – с 80% в 2019 году до 92% к 2050 году, а использование сельскохозяйственных угодий возрастет до 67% [1].

Во-вторых, существующие продовольственные системы можно рассматривать в качестве одной из причин многих проблем, связанных со здоровьем. Совершенно очевидно, что ухудшение здоровья приводит не только к снижению качества жизни, но и оказывает негативное влияние на экономику из-за снижения производительности и роста затрат на здравоохранение. Кроме этого, существующие системы весьма неравномерны: например, с одной стороны, во всем мире более 820 миллионов человек недоедают; а с другой стороны, к 2030 году почти половина населения мира, по прогнозам, будет иметь избыточный вес или ожирение [2].

В-третьих, растет потребительский спрос на экологически чистые и полезные продукты. В связи с пандемией COVID-19 повысилась актуальность здорового образа жизни, так как сильная иммунная система способна противостоять новому вирусу. Потребители стали больше обращать внимания на то: что они едят; как продукты были произведены; как они влияют на здоровье и окружающую среду. Продукция компаний должна соответствовать новым требованиям, т.к. это может напрямую повлиять на получение прибыли: исследования показывают, что эко-продукты приобретают в 5,6 раз чаще, чем те, которые не являются экологически чистыми [3].

Для того, чтобы проводимые преобразования стали эффективными, необходимо взаимодействие всех участников продовольственных систем. Так, политика государства должна быть направлена на стимулирование перехода к устойчивым системам. Посредством механизмов смешанного финансирования, льготного налогообложения и субсидий государство может способствовать в снижении затрат и помочь преодолевать препятствия, связанных с масштабированием производства. В свою очередь, производители должны внедрять новые технологии и инновации в производство: в частности, аналитика big data и искусственный интеллект могут снизить риски и транзакционные издержки; блокчейн может обеспечить прозрачность и прослеживаемость цепочек поставок. Кроме этого, компаниям важно вовремя реструктурировать механизм хозяйствования и бизнес-модели, чтобы соответствовать концепции тройного критерия (triple bottom line). Согласно данной, популярной в последнее время, концепции, получение прибыли не является единственной целью компании. Производитель должен также сосредоточить свое внимание на социальных и экологических проблемах. Использование метода кейс-ситуации, позволяет утверждать, что концепция «triple bottom line» находит свое отражение на практике. Например, компания Unilever следует концепции тройного критерия и переходит к более устойчивой продовольственной системе, начиная с 2017 года. В 2019 году оборот компании составил 52 миллиарда евро, чистая прибыль – более 6 миллиардов евро, рост продаж увеличился на 2,9% по сравнению с предыдущим годом. На протяжении 3 лет Unilever заботится о здоровье потребителя, снижая содержание сахара, соли и насыщенных жиров в производимых продуктах питания. 56% товаров соответствует высоким стандартам качества и безопасности.

Кроме этого, компания устанавливает особые требования ведения сельского хозяйства для поставщиков: сохранение плодородия почвы, сокращение водных ресурсов и удобрений, защита биоразнообразия и т.д. В 2019 году 62% всего сельскохозяйственного сырья было доставлено из экологически чистых источников. Также следуя принципам циркулярной экономики, компания Unilever использует для упаковки продуктов питания пластик, который можно переработать и повторно использовать. Благодаря этому объем отходов, приходящийся на одного потребителя, сократился на 32%. К сожалению, в настоящее время компании не удается сократить объемы использования воды и выделения парниковых газов, но Unilever продолжает работать над улучшением стратегии по защите окружающей среды [4] (см. рис. 1).

 

 

  2017 2018 2019
Темп прироста товарооборота (по сравнению с предыдущим годом) 1,9% –5,1% 2%
Темп прироста продаж (по сравнению с предыдущим годом) 2,8% 3,2% 2,9%
Чистая прибыль 5,8 млрд евро 5,4 млрд евро 6,1 млрд евро
Доля товаров, соответствующих высоким стандартам качества 39% 48% 56%
Сокращение отходов 29% 31% 32%
Объем поставок экологически чистого сырья 56% 56% 62%
Прирост использованных водных ресурсов (по сравнению с предыдущим годом) -2% -2% 1%
Выделение парниковых газов (по сравнению с предыдущим годом) 9% 6% 2%

Рис 1. Динамика изменения показателей компании Unilever при новой бизнес-модели Источник: составлено авторами на основе данных открытых источников [4]

       Вместе с тем, существует ряд препятствий, которые не позволяют быстро и эффективно перейти к устойчивым продовольственным системам. Одной из причин, которую необходимо преодолеть, является отсутствие согласованности и координации между различными государственными институтами, препятствующее реализации стратегических программ по оптимальному продовольственному обеспечению. Важно помнить и о том, что все трансформационные процессы сопровождаются расходами как со стороны инвесторов, государственных институтов, сельхозпроизводителей, что оказывает влияние на рост цен и снижение доходности производителей. Поэтому государству необходимо учитывать такие «переходные» трансформационные и трансакционные издержки, а также связанные с этим риски при принятии решений о перераспределении средств из государственного бюджета на национальные программы.

       В продовольственных системах остается также актуальной проблема ассиметричной информации, что оказывает влияние на стоимость активов в краткосрочной перспективе и на подходы к инвестированию. Кроме этого, многие инвестиционные возможности в процессе важных изменений в продовольственных системах не соответствуют минимальным требованиям инвесторов, поскольку доходность не компенсирует высокий реальный или предполагаемый риск. Сохраняется потребность в «масштабировании» надежных фондов с подтвержденным опытом инвестирования и использования инвестиционного капитала. К сожалению, немногие из них обладают глубокими техническими знаниями в области финансирования продовольственных систем. Поэтому институциональным инвесторам следует вкладывать средства в финансовых посредников (банки, инвестиционные фонды), которые могут агрегировать и распределять финансирование между отдельными участниками системы.

       Еще одной причиной медленной трансформации являются модели питания и поведения потребителей, которые заложены привычками и культурой. Чтобы изменения произошли, покупатели должны понять, почему им следует придавать большее значение экологически чистым и здоровым продуктам питания. По нашему мнению, хорошей отправной точкой являются инвестиции в исследования для установления связи между продуктами питания, здоровьем и окружающей средой. Кроме этого, ясные, простые этикетки, как основные носители информации для потребителя, и хорошо продуманные требования маркировки помогают потребителям принимать обоснованные решения относительно своего рациона. Еще одним важным рычагом являются кампании по информированию общественности. Эти действия заложат основу для поведенческих изменений. В то же время рост затрат, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, на доставку экологически чистых и питательных продуктов питания неизбежно приведет к повышению цен. Следовательно, необходимо решить проблему доступности пищевых продуктов. Регулирование данного вопроса должно контролироваться государством, которое будет предпринимать необходимые меры, как в закупочной политике, так и при поддержке непосредственных сельхозпроизводителей, не ущемляя интересы последних по доходности и мотивации обеспечения предложения продовольственной продукции.

       Конечно, трудно отказаться от традиционных моделей ведения хозяйства и бизнеса. Но новые устойчивые продовольственные системы способны решить часть современных проблем, связанных с окружающей средой и здоровьем человечества. Оптимальная трансформация продовольственных систем возможна, во-первых, только при взаимодействии всех ее участников (государства, компаний, инвесторов и самих потребителей), которые готовы менять модель своего поведения на микроуровне. Эти изменения должны осуществляться в сторону производства и потребления продовольственных товаров, обеспечивающих поддержание и укрепления здоровья всех людей. Во-вторых, на макроуровне целеполагания изменений должны быть ориентированы на повышения качества жизни, включая общий уровень здоровья и экологическую безопасность продовольственных товаров.

 

       Список литературы

       1. Deloitte Blog. How COVID-19 is accelerating the food transformation? – 2020. – URL: https://www2.deloitte.com/nl/nl/pages/consumer/articles/food-COVID-19-accelerating- food-transformation.html

       2. EAT-Lancet Commission. EAT-Lancet Commission Summary Report. – 2019. – URL: https://eatforum.org/content/uploads/2019/07/EAT-Lancet_Commission_Summary_ Report.pdf

       3. NYU Stern Center for Sustainable Business and IRI. Sustainable Share Index. – 2019. – URL: https://www.stern.nyu.edu/sites/default/files/assets/documents/NYUSternCSB_ SustainableShareIndex_2019.pdf

       4. Unilever. Unilever Annual Report and Accounts 2019. – 2020. – URL: https://www. unilever.com/Images/unilever-annual-report-and-accounts-2019_tcm244-547893_en.pdf

       5. World Economic Forum. Incentivizing Food Systems Transformation. – 2020. –

URL: http://www.weforum.org/docs/WEF_Incentivizing_Food_Systems_Transformation.pdf

 

Березина И.Ю.

 Титакова Т.О.

Научный руководитель Вершинина А.А.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.016 с.)