Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лабораторные, практические и исследовательские работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лабораторными работами называют изучение в аудиторных условиях явлений природы с помощью специального оборудования. Значение лабораторных работ: способствуют связи теории с практикой; вооружают обучающихся одним из методов исследования в естественных условиях; формируют у студентов навыки использования принадлежностей; учат обрабатывать результаты измерений и делать правильные научные выводы и предложения. Организационно лабораторные работы проходят или в форме фронтальных занятий или индивидуально. По характеру деятельности учащихся очень близки к лабораторным практические работы. Суть их – в непосредственном использовании знаний обучающихся в аудитории. Этапы проведения практических работ: объяснение преподавателя (теоретическое осмысление работы) – показ (инструктаж) – проба (2-3 студента выполняют работу, остальные наблюдают) – выполнение работы (каждый студент самостоятельно выполняет работу) – контроль (работы от студентов принимаются и оцениваются). К практическим методам обучения следует отнести и графические работы. В них зрительное восприятие сочетается с моторной деятельностью обучающихся. Условно все графические работы можно разделить на следующие виды: чертежи и схемы; зарисовки с натуры или срисовывание; работа с контурными картами; составление таблиц, графиков, диаграмм. Исследовательские работы. Педагогическая функция поисковых задач и проектов заключается в индивидуализации обучения, расширении объема знаний студентов. Исследовательские работы применяются в процессе изучения всех экологических предметов, особенно на факультативах и кружковых занятиях. Студенты составляют отчеты о долговременных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, природными явлениями; пишут обзоры научно-популярной литературы; делают схемы действий приборов, станков, машин; вносят предложения по совершенствованию технологических процессов. Рассмотренные нами словесные, наглядные и практические методы деятельности учителя тесно переплетаются между собой. Индуктивный метод обучения: излагаются сначала факты, демонстрируются опыты, наглядные пособия, организуется выполнение упражнений, постепенно подводят студентов к обобщениям, определению понятий, формулировке законов и т. Д. Дедуктивный метод обучения: сначала сообщают общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинают выводить частные случаи, более конкретные задачи. При использовании индуктивного и дедуктивного методов обучения применяются словесные, наглядные и практические методы обучения. Репродуктивные методы обучения предусматривают активное восприятие и запоминание учебного материала, сообщается преподавателем и другими источниками информации. При этом используются рассмотренные ранее словесные, наглядные и практические методы обучения. Проблемно-поисковые методы обучения предусматривают повышенную активность обучающихся в процессе обучения. Здесь также используются методы словесные, наглядные и практические. Методы стимулирования Методы стимулирования – это методы, которые специально направлены на формирование положительных мотивов изучения дисциплины, стимулируют познавательную активность, одновременно способствуют обогащению студентов учебной информацией и формированию соответствующих компетенций. Методы стимулирования учебной деятельности студентов условно можно разделить на две группы: 1) методы формирования познавательных интересов обучающихся: формирование познавательного интереса (используются приемы, которые вызывают положительные эмоции – образность, любопытство, удивление, моральные переживания); стимулирующая роль учебного материала (создание ситуации новизны, актуальности, связи материала с жизнью); использование познавательных игр; анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в обучении; 2) методы стимулирования долга и ответственности в учении: объяснение обучающихся общественной и личной значимости учения: предъявление требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга: приучение их к выполнению требований; поощрения их к добросовестному выполнению своих обязанностей; оперативный контроль за выполнением требований и в необходимых случаях указание на недостатки, замечания с тем, чтобы вызвать более ответственное отношение к учебе. Методы контроля Методы контроля – это совокупность методов, позволяющих проверить уровень усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков. К этой группе методов относится метод устного контроля. Этаны устного опроса: постановка преподавателем вопросов (задач) с учетом специфики предмета и требований программы; подготовка студентов к ответу и изложения своих знаний: коррекция и самоконтроль изложенных знаний по ходу ответа; анализ и оценка ответа. Проверочные вопросы и задания преподавателя могут быть: 1) репродуктивные, которые требуют воспроизведения изученного; 2) реконструктивны е, которые предусматривают применение знаний в несколько измененных ситуациях; 3) творческие, требующие применения знаний и умений в значительно измененных (нестандартных) условиях, переноса усвоенных принципов доказывания (способов действий) для решения более сложных мыслительных задач. Вопросы могут быть: основные, дополнительные и вспомогательные. По форме изложения они бывают: обычные в собственном их стиле (Какие условия важны для жизни растений?) И задачи в виде проблемы или задачи (Возможно ли, чтобы функция была одновременно и прямой и косвенной?). По форме выражения вопросы должны быть: логическими, целеустремленными, четкими, понятными и посильными, а их совокупность – последовательной и систематической. В учебной практике имеет место индивидуальный, фронтальный и уплотненный устный опрос. Положительным в устном опросе является его гибкость. Как недостаток – занимает много времени; возбуждает нервную систему. Смелые студенты «выигрывают». Разная трудность вопросов ставит обучающихся, которые на них отвечают, в разные условия. Результаты проверки не сохраняются. Методы письменного контроля (письменные контрольные работы, переводы, диктанты, письменные зачеты и др.). Положительное: за короткий промежуток времени можно многих проверить. Результаты проверки хранятся. Проявляются детали и неточности в ответе студентов. Отрицательное: отнимает много времени у преподавателя для проверки письменных работ. Приводит к снижению грамотности обучающихся, если преподаватели не соблюдают требования единого орфографического режима. Тестовая проверка знаний (test – слово английского происхождения, означающее экзамен, пробу, испытания). Различают две группы тестов: 1) умственной одаренности (интеллекта); 2) тесты учебной успеваемости (специально подготовленные задания для выявления знаний студентов, нуждающихся в коротких ответах). В педагогической литературе тестовые задания, требующие конструирования ответов, можно разделить на следующие группы: 1) задачи в виде вопросительных или утвердительных предложений, содержание которых требует от студентов короткого и точного ответа; 2) задачи, в которых обучающиеся должны заполнить пробелы. По дидактическим назначением тесты по конструированию ответов классифицируют следующим образом: 1) тесты в дополнение; 2) тесты на использование аналогии; 3) тесты на смену элементов ответа. Тестовая и машинная проверка имеет такие преимущества: - сокращает время на проверку; - ставит ко всем обучающимся одинаковые требования; - устраняет эффекты субъективизма; - способствует соблюдению единства требований к оценке знаний; - объективность оценки не настраивает студента против преподавателя, а, наоборот, – на преодоление пробелов в знаниях; - исключает случайность в оценке знаний; - стимулирует к самооценке знаний; - позволяет статистическую обработку полученных результатов. Недостатки этого вида проверки: - можно выявить знания фактов, но не способностей; - поощряется механическое запоминание, а не размышления, - требует много времени для составления программ проверки. Графическая проверка знаний обучающихся. Ответом студента в данном случае является составленная им обобщенная наглядная модель, которая отражает определенные отношения, взаимосвязи в изучаемого объекте или их совокупности. Это могут быть графические изображения условия задачи, рисунки, чертежи, диаграммы, схемы, таблицы. Графическая проверка может выступать как самостоятельный вид или может входить, как органический элемент, в устную или письменную проверку. Программируемый опрос обучающихся заключается в предъявлении всем студентам стандартных требований в процессе проверки. Это обеспечивается применением одинаковых по количеству и сложности контрольных задач, вопросов. При этом анализ ответа, вывода и фиксация оценки может осуществляться с помощью индивидуальных автоматизированных средств. Оценка студенту выводится по количеству правильно выбранных ответов. Зачет – форма проверки успешного выполнения студентом лабораторных и практических работ, усвоения программного материала семинарских занятий, учебных заданий производственной (профессиональной) практики, выполнения курсовой работы. Сдача всех зачетов, предусмотренных учебным планом на данный семестр (как правило, не более 6), является обязательным условием для допуска студента к экзаменационной сессии. Зачеты с дифференцированными оценками ставятся за курсовые проекты (работы), производственную практику, по дисциплинам, перечень которых устанавливается советом вуза (факультета), педагогическими советами средних специальных учебных заведений. Экзамены. Предэкзаменационное повторение учебного материала. Устный экзамен: вступительная беседа о порядке его проведения; умение преподавателя выслушать студена; методика постановки дополнительных вопросов; исправление ошибок, допущенных студентом. Письменный экзамен: вступительное слово преподавателя о порядке экзамена; создание доброжелательной обстановки; подход к обучающимся с «оптимистической гипотезой». Оценка ответа студента во время экзамена. Самоконтроль и самооценка. Самоконтроль и самооценка является важным способом умственного и нравственного самосовершенствования личности. Самоконтроль в процессе проверки знаний и умений студента означает осознанное регулирование им своей деятельности с целью обеспечения таких результатов этой деятельности, отвечающих поставленным целям, предъявленным требованиям, нормам, правилам, образцам. Цель самоконтроля как в предупреждении ошибок, так и в их исправлении. Важный показатель сформированности контрольных действий, а значит и самоконтроля, осознание обучающимися правильности плана деятельности и ее операционного состава, то есть способа реализации этого плана. Эффективным средством формирования навыков самоконтроля может быть использование коллективных (фронтальных) проверок в сочетании с контролем со стороны преподавателя. Важно познакомить обучающихся с целью выполняемой работы, требованиями к ней, способами ее выполнения, приемами самоконтроля и путями их совершенствования. В процессе самоконтроля важную роль играют педагогическая оценка и самооценка, от эффективности которой зависит способность находить ошибочные действия, предупреждать их появление и таким образом повышать результаты самоконтроля. Самооценка студента в учебном процессе – это критическое отношение к своим способностям и возможностям и объективное оценивание собственных успехов в учебе. Согласно самооценке обучающихся можно разделить на тех, которые переоценивают себя, недооценивают себя, оценивают себя адекватно. Для формирования самоконтроля и самооценки важно: v мотивировать выставленную ученику оценку, предлагать ему оценить свой ответ; v организовать в классе взаимоконтроль, рецензирование ответов других учеников и т.п. Для рецензирования ответов можно предлагать план: а) тема ответа; б) правильность изложения фактического материала; в) полнота освещения темы; г) последовательность суждений, логических выводов и обобщений; г) культура речи; д) общая оценка ответа. На самопроверку и самооценку целесообразно выносить ту часть знаний, умений и навыков, уровень усвоения которых легко самим учащимся. Это – формулы, правила, географические названия и т.п. Для организации самоконтроля знаний обучающихся необходимо ознакомить с нормами и критериями оценки знаний. При этом следует обратить внимание, что ошибки могут быть более и менее существенные в зависимости от цели контроля. Результаты самоконтроля и самооценки знаний по отдельным темам целесообразно заносить в журнал. Это усиливает их весомость, влияет на укрепление ответственности студентов за учебную работу, воспитывает чувства собственного достоинства, честности.
Средства обучения
Средства обучения – вспомогательные материальные средства учебного заведения и преподавателя с их специфическими дидактическими функциями. Средства обучения в учебном процессе: v слово преподавателя – для передачи знаний, слово и действие для формирования умений и навыков; излагая новый материал, учитель заставляет думать студентов над ним. соглашаться или не соглашаться с мнением преподавателя, обращаться к нему с вопросами и получить ответ; v источник информации (учебник, пособие, конспект лекций, поисковые системы и т.п.) – служит студенту для восстановления в памяти, повторения и закрепления знаний, полученных на занятии, выполнения домашнего задания, повторения пройденного материала; v учебные кинофильмы, магнитофон, учебные устройства и др. средства обучения заменяют преподавателя как источника знаний; v картины, карты, таблицы и другой наглядный материал – конкретизируют, уточняют, углубляют сведения, которые сообщает преподаватель; v машины, приборы, химические вещества, предметы живой природы – выступают в роли прямых объектов изучения, исследования; v препараты, модели, коллекции, гербарии и др. – выступают в роли «посредников» между обучающимися и природой или производством в тех случаях, когда непосредственное изучение последних невозможно или затруднено; v приборы, инструменты, др. – используют преимущественно для вооружения студентов умениями и навыками – учебными и производственными; v исторические и географические карты, графики, диаграммы и т.п. –символические (знаковые) средства обучения. 7.1 Технические средства обучения (ТСО) ТСО включают: ñ дидактическую технику (кинопроекторы, диапроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, электрофоны); ñ аудиовизуальные средства: экранные пособия статической проекции (диафильмы, диапозитивы, транспаранты, дидактические материалы для епипроекции); ñ отдельные пособия динамической проекции (кинофильмы, кинофрагменты); ñ фонопособия (грамзаписи и магнитофонные записи); ñ видеозаписи, радио- и телевизионные передачи. Комплексное использование аудиовизуальных средств обучения на уроках должно отвечать следующим требованиям: - учет познавательных закономерностей учебной деятельности обучающихся, их подготовленность к восприятию и усвоению учебного содержания аудиовизуальными средствами; - обеспечение органического сочетания со словами преподавателя, а также с другими средствами обучения; - соответствие содержания учебно-воспитательным задачам занятия, в частности, и процесса обучения, в общем; - учет возможности применения различных методических приемов, направленных на развитие познавательных интересов студентов и обеспечения прочности усвоения знаний. Важно продумать сочетание слова преподавателя с ТСО, возможности использования методических приемов, например: 1) объяснение, установка на восприятие перед демонстрацией (прослеживанием) отдельных элементов комплекса или комплекса в целом, беседа по их содержанию; 2) объяснение (беседа) по содержанию аудиовизуальных средств; 3) демонстрации (прослушивания) отдельных частей, фрагментов или кадров, чередуется с рассказом (объяснением); 4) демонстрации (прослушивания), которые сопровождается объяснением (синхронным комментированием). При подготовке и проведении урока с использованием ТСО необходимо: 1) детально проанализировать содержание и цель занятия, содержание и логику изучения учебного материала; 2) определить объем и особенности знаний, которые должны усвоить обучающиеся (представления, факты, законы, гипотезы), необходимость демонстрации предмета, явления или их изображения; 3) отобрать и проанализировать аудиовизуальные и другие дидактические средства, установить соответствие их содержания и цели занятия, возможно дидактическое назначение как отдельных пособий, так комплекса в целом; 4) установить, на каком предыдущем познавательном опыте будет проходить изучения каждого вопроса темы; 5) определить методы и приемы для обеспечения активной познавательной деятельности студентов, достижения ими прочного усвоения знаний, умений и навыков. Практикуют такие сочетания аудиовизуальных средств: - статические экранные и звуковые пособия; - динамические, статические – экранные; - динамические экранные и звуковые; - динамические и статические, экранные, звуковые. Эффективному использованию средств обучения способствует кабинетная система. Положительное: способствует быстрому «вхождению» студентов в предмет, который изучается; лучшие возможности для использования наглядности, ТСО и создает условия для интересной организации внеурочной работы по предмету и внеаудиторной воспитательной работы с обучающимися. Отрицательное: трудности в составлении расписания занятий; вызывает лишние движения в коридорах. Компьютер
Роль и место ЭВМ в промышленности, на транспорте, в сфере обслуживания, науке сегодня настолько велики, что уметь работать с ними должен каждый. Расширяется круг профессий, связанных с компьютерами. Учебное учреждение не может стоять в стороне этого дела. Если обобщить современные представления о возможностях компьютеризации в сфере образования, то можно обнаружить таких четыре направления использования компьютеров: компьютер как объект изучения; компьютер как средство обучения; компьютер как составная часть системы управления народным образованием; компьютер как элемент методики научных исследований. Компьютерная подготовленность означает: - ознакомление с основными сферами применения компьютеров, их ролью в развитии общества; - знание строения ЭВМ, принципа ее работы; - наличие понятия об алгоритмах и знание алгоритмического языка; - умение строить алгоритмы для решения задач; - умение пользоваться компьютерными редакторами; - умение составлять программы на одном из языков программирования. Компьютер как средство обучения. С помощью компьютера можно реализовать программируемое и проблемное обучение. Его можно использовать как средство учебного моделирования научно-технических объектов и процессов. В обязанности преподавателя при использовании компьютера входит проведение вступительной и итоговой бесед по материалам занятия, темы, раздела. Положительные моменты работы студентов с ЭВМ: ñ повышение интереса и общей мотивации учения благодаря новым формам работы и причастности к приоритетного направления научно-технического прогресса; ñ индивидуальность обучения: каждый работает в режиме, который его удовлетворяет; ñ объективность контроля; ñ существенная активизация обучения благодаря широкому использованию привлекательных и быстро меняющихся форм представления информации, соревнования обучающегося с машиной и с самим собой, стремление получить более высокую оценку; ñ расширение информационного и тестового «репертуаров»; ñ усиление доступа учеников к «банкам информации», оперативно получать необходимые данные в достаточном объеме. Отрицательные моменты работы студентов с ЭВМ: © работа с ЭВМ быстро утомляет обучающихся, что может плохо влиять на зрение или даже приводить к расстройству нервной системы; © компьютеризированное обучение не развивает способности обучающихся четко и образно выражать свои мысли, существенно ограничивает возможности устной речи, формируя логику мышления в ущерб обогащения эмоциональной сферы; © в условиях автоматизированного обучения ускоренными темпам формируются эгоистические наклонности человека, обостряется индивидуализм, расширяется конкуренция, замедляется воспитание коллективизма, взаимопомощи; интерес к программе с ограниченной информативностью быстро падает; © поскольку диалог с машиной синтаксически обедненный, то нередко ученик чувствует себя «глупее» за ЭВМ, что со временем может вызвать устойчивый негативизм к машине. Общение с компьютером способствует развитию интеллектуального, духовного и нравственного потенциала обучающихся. ЭВМ развивает такие качества личности, как умение планировать и рационально строить производственные операции, точно определять цели деятельности. У студентов формируются аккуратность, точность и обязательность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.17 (0.01 с.) |