Советы молодым преподавателям по самовоспитанию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советы молодым преподавателям по самовоспитанию



Коммуникативной культуры

ü избегайте при общении упреков (прямых и косвенных);

ü не демонстрируйте свое превосходство;

ü избегайте обвинительного тона, извините мелкие слабости, подчеркивайте достоинства собеседника;

ü расспрашивайте заинтересованно, но не вызывающе;

ü говорите не больше и не меньше того, что нужно в этот момент общения, а лучше больше слушать, чем говорить;

ü будьте внимательны к партнеру по общению;

ü старайтесь предугадать реакцию собеседника;

ü в процессе общения думайте о тех, с кем общаетесь.

Форма продуктивного, бесконфликтного, конструктивного общения для определения происходящего, которая предусматривает принятие партнерами общения ценностей друг друга, ориентацию каждого на понимание и признание друг друга называется диалогом.

Диалог происходит на паритетных началах позиции преподавателя и студента, основывается на доверии и уважении друг к другу. Нужно проявлять уверенность в решении проблемы. Всегда можно обнаружить несколько способов ее решения, поэтому важно направлять внимание на общую цель, на желание найти согласие в ее достижении. Большую помощь в этом оказывает подход к вопросам, с помощью которых можно вызвать человека на откровенность. Вопрос направляют в ход рассуждения. Античная риторика знала семь вопросов, способных упорядочить факты: что? кто? где? когда? каким образом? зачем? почему? Научиться ставить своевременно содержательные вопросы – это развивать и свой интеллект.

В диалоге, таким образом, нужно использовать вопросы, а не утверждения: первые вызывают ответ, а вторые – сопротивление. После вопроса надо сделать паузу. Если предложение оппонента неразумное, надо молчать. Молчание создает необходимость выдвинуть новое предложение. Есть правило: нужно быть уверенным в себе и сохранять спокойствие даже в стрессовых ситуациях. Не обращайтесь сразу с просьбой принять или отклонить вашу новую идею. Лучше спросить, что оппонент видит ошибочным в ней. Старайтесь направлять критику в конструктивное русло, обращайтесь за советом к оппоненту, что бы он предложил сделать на вашем месте.

Тактика диалога:

û говорить нужно о проблеме (поступок, факт наблюдения), а не о личности;

û не обобщать отдельные прошлые факты, а говорить о том, что происходит сейчас;

û не спешить с оценкой, а пытаться понять проблему, ее причины, пути ее решения;

û учитывать как словесные, так и несловесные сообщения (поза, дыхание, взгляд, движения головы и рук, высота голоса, ритм и т.д.).

Культура ведения диалога сейчас становится новым мировоззрением людей, это оптимальный тип межличностных отношений, отношений народов, наций и государств. Диалог ведет к взаимопониманию – состояния, когда люди согласовывают действия между собой, решают проблемы, гармонизируют свои отношения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение педагогической деятельности в вузе. В чем заключаются ее особенности?

2. Что входит в сферу и психолого-педагогическую структуру деятельности преподавателя вуза?

3. Чем отличаются авторитарный и демократический стили преподавания? Какой бы стиль выбрали Вы, если бы работали в своей группе, начиная с первого курса? Отличался бы Ваш стиль преподавания в зависимости от курса обучения? Обоснуйте ответ.

4. Каковы требования к личности преподавателя?

5. По каким направлениям осуществляет преподаватель вуза свою педагогическую деятельность? Охарактеризуйте их.

6. Какими индивидуально-психологическими качествами и способностями должен обладать преподаватель вуза?

7. В чем заключается педагогическое мастерство преподавателя вуза? Какие существуют пути повышения педагогического мастерства преподавателя вуза?

8. Обоснуйте права и обязанности преподавателя вуза.

9. Каковы формы педагогического коммуникативного взаимодействия преподавателя со студентами?

10. Каковы цели, функции и значение педагогического общения как формы педагогического взаимодействия?

11. В чем заключаются трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении преподавателей и студентов?

12. В чем суть субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом? Почему очень вредно безличное отношение преподавателя к студенту? Какой «вклад» в педагогическое общение вносят студент и преподаватель?

13. Доказать, что педагогическая деятельность преподавателя имеет творческий характер. Охарактеризуйте особенности педагогического творчества.

14. В чем заключается проблема критериев оценки эффективности деятельности преподавателя высшей школы?

 

Рекомендуемая литература

1. [2].

2. [3].


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

План

19 Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания.

20 Воспитание студенческой молодежи.

 

 

Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания

 

19.1 Общая характеристика и классификация студентов вуза

Студенческий возраст приходится на время физического расцвета личности. Организм молодого человека обладает значительной трудоспособностью, высоким уровнем функциональной активности и выносливости. До 18-20 лет завершается формирование вегетативных функций. В этот период наблюдается наибольшая пластичность в формировании составляющих психомоторных и других навыков. Динамика возбуждения и торможения возрастает. Оптимального уровня развития достигают зрение, слух, моторные реакции. Этот возраст наиболее благоприятен для формирования многих психических функций и развития интеллектуальных возможностей человека. Именно в студенческие годы формируются характер, мировоззрение молодых людей. Поэтому важно, как отмечал русский педагог К. Ушинский, чтобы материал, который в этот период вливается в душу молодого человека, был качественный.

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и переориентацией обычных жизненных представлений. Противоречия имеют социально-психологический характер: с одной стороны, расцвет интеллектуальных, физических сил студента, а с другой – ограниченность времени, экономических возможностей для удовлетворения потребностей и т.д. Интересы студентов переходят в плоскость будущей профессии.

Самостоятельность действий в студенческом возрасте набирает практический характер. Это связано с проживанием в общежитии, распределением собственного бюджета, рациональным использованием свободного времени. Учеба, быт, отдых студентов во многом зависят от круга общения, то есть студенческих коллективов, их организованность, ценностные ориентации, моральные нормы, неформальные лидеры заметно влияют на эффективность всей системы воспитательной работы в высшем учебном заведении.

Молодые люди, вступив в вуз, сталкиваются со многими трудностями: дидактическими (новизна в процессе обучения, методы и организация обучения, отсутствие навыков самостоятельной работы и др.); социально-психологичес­кими, обусловленные вхождением индивида в новую среду, непривычным режимом деятельности, незнакомым городом; профессиональными (неумение сориентироваться в профессиональной направленности процесса обучения; необходимость учиться работать с людьми; сложность в формировании организаторских навыков и др.); а также особенностями самостоятельной жизни, ведения собственного бюджета и преодоления возможных материальных трудностей. Эти трудности студенты преодолевают в течение месяцев, постепенно приспосабливаются к новым условиям и направляют свои силы на получение знаний.

Преодолению указанных трудностей способствует специально организованная работа вуза по адаптации, т.е. активного и творческого приспособления студентов нового набора к условиям высшей школы, в процессе которого формируется коллектив, личные навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, а также призвание к избранной профессии, выстраивается система профессионального самообразования и самовоспитания.

В адаптации студента выделяют три фазы:

1) психическая реакция организма на новые условия вуза у студентов имеет разную продолжительность, но преимущественно заканчивается в середине первого семестра;

2) включает перестройку приспособленческих механизмов, динамического стереотипа, психических процессов и завершается примерно к середине второго семестра;

3) период устойчивой адаптации, когда завершается формирование динамического стереотипа. У 70% студентов он завершается к концу первого курса.

Высшее учебное заведение должно приложить все усилия для создания оптимальных условий для адаптации первокурсников.

Особенностью юношеского возраста является стремление к самостоятельности, что благоприятно влияет на организацию самообразования и самовоспитания. Максимализм и категоричность в рассуждениях могут порождать негативное отношение к мыслям взрослых, неприятие их советов, а это, в свою очередь, приводит к конфликтам.

В старшем юношеском возрасте формируется морально-психологический идеал человека, который регулирует обучение и поведение. Лишь незначительная часть студентов первого курса имеют четкое представление об идеале и стремятся к самосовершенствованию согласно этому идеалу. Большинство студентов не задумывались над своим идеалом и конкретного представления о нем не имеют, или он еще неустойчив.

Лицам этого возраста свойственно чувство любви, которое отпечатывается на всем их жизненном пути и деятельности, делает человека благороднее, мечтательной, отзывчивым, побуждает к самосовершенствованию. В этот период определенная часть молодежи создает семьи, предопределяет появление различных бытовых проблем. Однако распорядок дня таких студентов становится организованным и рациональным.

Свойственный старшему юношескому возрасту оптимизм, который проявляется в чувстве бодрости и жизнерадостном настроении, уверенности в себе, своих возможностях, убежденности в том, что мечты сбудутся, способствует активизации познавательной деятельности студентов, их усовершенствованию.

Студенты являются полноправными гражданами страны, могут избирать и быть избранными в органы управления. Это активизирует их участие в молодежных организациях, влияет на формирование политического сознания, формировании политической культуры, отношения к религии и стимулирует к самосовершенствованию.

По отношению студентов к обучению их делят на следующие группы:

1) серьезные студенты, стремящиеся ко всему новому независимо от области знаний. Они успешно изучают все предусмотренные учебным планом предметы, посещают различные кружки, воспитательные мероприятия, читают художественную и научно-популярную литературу, просматривают телепередачи, посещают музеи, театры и т.п., активно участвуют в общественной жизни учреждения и за его пределами;

2) студенты, увлекающиеся одной отрасли знаний, имеющих глубокие знания в этой области, много читают, следят за новинками, осознавая одновременно, что необходимо знать и другие предметы, овладевать профессией, стремятся тщательно изучать все дисциплины, предусмотренные учебным планом;

3) студенты, которые, отдав предпочтение определенной дисциплине и имея по этой дисциплине глубокие и основательные знания, пренебрегают всеми другими. Нередко они относятся к посредственным или даже неуспевающим. Именно они требуют специального воспитательного воздействия в отношении самообразования и самовоспитания.

В зависимости от отношения студентов к учебным дисциплинам их условно делят на три группы. Интересы студентов первой группы имеют пассивный созерцательный характер. Переход на высшую стадию развития интересов этих студентов тормозит уровень развития нравственно-волевых качеств личности: чувство долга и ответственности, трудоустройств, любознательности, дисциплинированности. Вторая группа студентов не является однородной по своему составу. Студенты проявляют глубокую заинтересованность теорией учебной дисциплины, проблемами этой науки. Важным элементом структуры познавательного интереса студентов этой группы является творческое отношение к предмету. Третья группа студентов проявляет одинаковый интерес к теории и практики.

Успешность учебного процесса студентов во многом зависит от их характера – индивидуального соединения устойчивых психических особенностей человека, которые формируют свойственный ему тип поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. В отличие от темперамента характер определяет не энергетический аспект деятельности, а выбор тех или иных типичных для человека приемов, способов достижения цели, «блоков» поведения. Однако он формируется на основе темперамента и факторов среды. Как и темперамент, характер прямо не влияет на успеваемость студента в учебе, но может создавать трудности или содействовать обучению в зависимости от организационных форм, методов преподавания, стиля педагогического общения преподавателя.

Характер студента зависит от его акцентуации. Акцентуация характераслишком выраженные черты характера у определенного человека, которые не считаются патологическими, а являются крайним вариантом нормы. Они возникают по причине неправильного воспитания индивида в детстве и наследственности. Существует большое количество акцентуаций, которые характеризуются своими особенностями. В большинстве случаев они возникают в подростковом возрасте. Различают несколько типов акцентуации характера, которые могут быть причиной возникновения трудностей в процессе обучения:

1) гипертимный тип. Он энергичен, коммуникабелен, характеризуется постоянно повышенным настроением. Неаккуратность гипертимов, шум и игривость могут стать причиной конфликтов с преподавателем. Склонность к смене деятельности и увлечений часто приводит к поверхностному отношению к людям и делу;

2) циклоидный тип. Его настроение меняется циклами. Люди такого типа сложно адаптируются к изменению жизненных стереотипов, в частности перехода от школы к обучению в высшем учебном заведении;

3) лабильный тип. Он страдает перепадами настроения, которые могут быть вызваны различными факторами. При наличии серьезных причин демонстрирует склонность к реактивным депрессиям, следствием которых являются нарушения учебной деятельности;

4) сенситивный тип. Представитель этого типа чрезвычайно чувствителен, застенчив, часто закомплексованный, общается только с теми, кого хорошо знает и от кого не чувствует угрозы. Имеет чувство долга, часто берет вину на себя. Дисциплинированный, регулярно работает;

5) нестабильный тип. Он характеризуется повышенной тягой к развлечениям, ему не свойственна устойчивость профессиональных интересов, не задумывается о будущем. Склонен к алкоголизму;

6) конформный тип. Студент демонстрирует бездумное, некритическое подчинение авторитетам или большинству в группе. Жизненное кредо – быть, как все. Склонен к измене, но всегда находит для себя моральное оправдание;

7) шизоидный тип. Замкнут, эмоционально холодный, мало интересуется внутренним миром других. Обладает развитым абстрактным мышлением в сочетании с недостаточной критичностью. Для этого типа рекомендовано включения в коллективные формы студенческой жизни;

8) эпилептоидный тип. Представитель этого типа быстро увлекается, подвержен эмоциональным срывам, часто демонстрирует жестокость и властность. Его инертность объединяется с аккуратностью и пунктуальностью;

9) истероидный (демонстративный) тип. Его представитель больше всего любит быть в центре внимания, стремится к похвале и восхищению, склонен к театральности. Часто обладает артистическими способностями. Преподавателям следует уделять больше внимания таким студентам.

В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов важно учитывать их профессиональные планы, которые свидетельствуют о способности к самосовершенствованию. Показателями характера и действенности жизненной программы личности является система интересов, желаний и устремлений; комплекс деловых качеств: единство слова и дела, самостоятельность, инициативность, ответственность, работоспособность, умение доводить начатое дело до конца подобное.

Сочетание таких характеристик студентов, как мотивация выбора профессии, ценностные ориентации в профессиональной сфере, представление о профессии и социальные установки на продолжение обучения, позволяет выделить типы студентов по уровню профессиональной направленности.

Первый тип (70%)– студенты с положительной профессиональной направленностью, которые хранят его до завершения обучения. Она обусловлена высоконравственными принципами обоснования выбора профессии высокой квалификации, четким представлением о выбранной профессии. Эти студенты характеризуются высоким уровнем активности.

Второй тип (20%) – студенты, которые еще не определились между негативным отношением к профессии и продолжением обучения в вузе. Большинство из них не имеет четко выраженной профессиональной мотивации и достаточно полной информации о профессии. Основная ориентация в профессиональной сфере связана с социальными возможностями, которые предоставляет профессия, широким применением профессиональных навыков и профессиональным ростом. Активность этих студентов характеризуется непостоянством.

Третий тип (10%) – студенты с негативным отношением к профессии. Мотивация их выбора обусловлена, как правило, общественными ценностями высшего образования. Уровень представления студентов о профессии низкий. В профессиональные области их больше всего привлекают материальное вознаграждение, возможность работать в городе, социальные возможности, которые дает выбранная специальность. Только треть из них считает, что нельзя продолжать учебу в высшем учебном заведении, отрицательно относясь к выбранной профессии. Однако установка не реализуется в их поведении, они заканчивают учебу и морально не готовы к успешной творческой профессиональной деятельности. Показатели активности студентов этого типа невысокие и крайне неустойчивы.

Типологию современного студенчества по отношению к учебе, научной и общественной активности, общей культуре и чувству коллективизма разработал российский педагог Б. Ананьев. Он выделяет шесть типов студентов:

1) отлично учится по профильным, общетеоретическим, общественным дисциплинам. Занимается научно-исследовательской работой. Имеет высокую культуру. Активно участвует в общественной работе. С коллективом связан различными интересами;

2) хорошо учится. Получение специальности считает целью обучения в вузе. Общественными дисциплинами интересуются в рамках программы. Связан с коллективом учебными и профессиональными интересами. Активно участвует в общественной работе. Преподаватели и товарищи считают его хорошим студентом;

3) отлично успевает в учебе, рассматривает науку как основную сферу интересов и деятельности. Проявляет интерес к общественным наукам как средства объяснения действительности и собственного поведения. Имеет высокую общую культуру. Активный в общественной деятельности, с коллективом связан широкими научными интересами. Студенты этого типа – будущие ученые. Некоторые из них занимаются только наукой, все остальные занятия считают пустой тратой времени. Именно о них говорят «рациональность XXI века»;

4) хорошо учится, интересуется общественными науками; научно-исследовательской работой, как правило, не занимается. Общая культура ограничена профессиональными интересами. Активен в общественной работе и в жизни коллектива, интересы которого рассматривает как собственные. Его уважают за честность, принципиальность, единство слова и дела;

5) успевает в учебе по всем дисциплинам. Научно-исследовательской работой не занимается. Рассматривает специальность и культуру как основную сферу своих интересов и деятельности. В общественной жизни не принимает активного участия. С коллективом его объединяют культурные и развлекательные интересы. Среди студентов он – признанный эрудит, знаток современного искусства;

6) имеет низкую успеваемость. Научно-исследовательской работой не занимается. Пассивен в общественной жизни. Отдых и развлечения рассматривает как основную сферу своей деятельности. С коллективом связан в основном интересами отдыха. Считает себя «оригиналом», иногда морально неустойчив. В вуз поступил потому, что это «модно». К своей профессии равнодушен и считает ее лишь средством существования. Учится минимальными усилиями; где есть возможность, использует шпаргалку.

К какой бы классификационной группы принадлежал студент, за время учебы в вузе он должен научиться поведения, которое соответствует общепринятым нормам и правилам морали и права, а также воспитывать в себе способность учиться. Освоить сам процесс обучения важнее, чем усвоить конкретную совокупность знаний, которые быстро устаревают. Еще более важным является умение самостоятельно получать знания, основанное на творческом мышлении.

Постоянное изучение уровня развития и воспитанности каждого студента и коллектива академической группы позволяет эффективно выстраивать учебно-воспитательный процесс в вузе с учетом тех изменений, которые происходят в студенческом коллективе в целом и с каждым его членом в частности, корректировать содержание и методику этого процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.60.33 (0.031 с.)