Методы кооперативного учения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы кооперативного учения



Примерами кооперативного учения могут выступать:

· учение через обучение,

· групповой пазл или мозаика,

· методика «Я-Ты-Мы».

Отдельным видом обучения является внутрифирменное обучение. Однако кооперативное обучение и внутрифирменное обучение взаимосвязаны. Так как кооперативное обучение может являться частью внутрифирменного обучения.

Внутрифирменное обучение обеспечивает непрерывное образование человека. И может быть представлено:

1) обучением рабочих вторым (смежным) профессиям;

2) переподготовкой (переобучением) работников;

3) подготовкой новых рабочих и специалистов;

4) повышением квалификации специалистов.

Система внутрифирменного обучения обеспечивает взрослому человеку, работнику повышение своей квалификации в течение всей своей трудовой деятельности, повышение уровня знаний и формирование новых профессионально важных компетенций. Именно поэтому внутрифирменное обучение является одной из основных составляющих успешной трудовой деятельности человека и повышает конкурентоспособность работника.

Во всех своих проявлениях внутрифирменное обучение базируется, в первую очередь, на желании работать. Желание работать выражается в стремлении к активной трудовой деятельности. Данный вид обучения базируется на следующих принципах:

· самостоятельности;

· рефлексивности – постоянное осмысление процесса обучения;

· опоры на опыт;

· кооперативности – организация совместной деятельности;

· индивидуальности – ориентация на потребности работника;

· инновационности – изучение нового;

· актуализации – применение на практике полученных знаний.

Содержание внутрифирменного обучения должно быть определено через:

· функции, которые оно выполняет;

· условия, которые будут являться наиболее эффективными.

Особое внимание в содержательном разделе уделяется индивидуализации процесса обучения. Именно индивидуализация позволяет внутрифирменному обучению быть наиболее эффективным, так как такое внутрифирменное обучение будет направлено конкретно на потребности работника.

Упрощенно методы кооперативного (кооперированного) обучения (cooperative learning) можно истолковать как объединение усилий студентов и педагогов для более быстрого и эффективного достижения поставленных целей. Как известно, цели бывают индивидуальные и общие для всех: именно для достижения общей цели студенты кооперируются между собой, объединяют усилия, что, в конечном счете, приводит к ускорению и облегчению обучения. Кооперированное обучение осуществляется в специально созданных подгруппах, которые выделяются в классе. Основой для выделения подгрупп служит одинаковое видение и понимание цели. Кроме того, учитываются уровень подготовленности, способность к взаимодействию, личные симпатии, общность интересов. Американские исследователи выделяют три основных условия эффективности скооперированной деятельности:

1) студенты понимают свою взаимозависимость от других членов группы и ощущают личную ответственность за достижение групповых целей;

2) студенты осуществляют взаимодействие, во время которого помогают друг другу учиться;

3) студенты учатся совместно работать.

Кооперативно организованное обучение отличает ряд особенностей:

ñ подгруппы выделяются на долгосрочную перспективу, а потому к их созданию преподаватель подходит очень взвешенно;

ñ разрабатываются отдельные стратегии, осуществляется планирование для каждой из выделенных подгрупп;

ñ в процессе обучения члены групп делятся своими знаниями, умениями;

ñ каждый обучающийся работает в полную силу, добросовестно, самостоятельно;

ñ за результат деятельности группы ответственность несет каждый участник;

ñ работа каждого члена группы оценивается под углом зрения достижения намеченных целей всей группой.

Функции преподавателя в кооперированном обучении приобретают некоторые новые признаки. Главная задача педагога – вселить веру в возможность успешного достижения цели и побуждать студентов к самостоятельному поиску. В процессе поиска преподаватель выступает как фасилитатор (англ. facilitator, лат. facilis (лёгкий, удобный) – это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию), помощник, равноправный участник группы. Нагрузка на педагога возрастает, ведь он дополнительно обязан заниматься формированием у студентов необходимых для сотрудничества умений:

· координировать свою деятельность с деятельностью партнеров;

· становиться на позицию других и изменять свою позицию;

· предоставлять своим партнерам помощь и пользоваться их помощью;

· рефлексировать свои действия и действия других членов группы;

· с уважением относиться к каждому мнению;

· выстраивать межличностные взаимоотношения с партнерами;

· предоставлять более высокие приоритеты достижению коллективной цели;

· не допускать перерастания разногласий в столкновения позиций и интересов;

· предупреждать возникновение конфликтов.

Одна из новых и наиболее ответственных функций преподавателя – осуществление общего со студентами анализа процесса обучения, который рассматривается не только с точки зрения полученных результатов, но и целесообразности избранных путей, способов решения поставленных задач, эффективности кооперирования усилий, межличностных отношений и т.п.

Методы кооперативного обучения имеют ряд преимуществ для формирования ряда умений, навыков, а также компетентностей, необходимых выпускнику вузов для того, чтобы найти свое место в современном обществе:

- более высокие академические достижения;

- более продуманные решения и аргументированные доводы, более глубокое понимание и развитое критическое мышление;

- более высокая мотивация к познанию в целом и к образованию в частности;

- развитая способность посмотреть на ситуацию с разных сторон;

- более позитивные, понимающие и принимающие взаимоотношения в партнерами, независимо от религиозной, национальной или социальной принадлежности;

- более позитивное отношение к преподавателям;

- укрепление психологического здоровья;

- более позитивная самооценка;

- сформированность социальных компетенций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.60.33 (0.009 с.)