Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общенииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
преподавателей и студентов
Основные трудности, которые встречаются у преподавателей в профессионально-педагогическом общении со студентами, такие: 1) неумение наладить контакт с аудиторией; 2) непонимание внутренней психологической позиции студента; 3) сложности управления общением во время лекционных, семинарских и других занятий; 4) неумение перестраивать отношения со студентами согласно педагогическим задачам, которые изменяются; 5) трудности языкового общения и передачи собственного эмоционального отношения к учебному материалу; 6) неумение управлять собственным психическим состоянием в стрессовых ситуациях общения. Для обеспечения полноценного диалогического взаимодействия между субъектами педагогического процесса важно преодолевать барьеры профессионально-педагогического общения. К наиболее типичным «барьерам», которые встречаются преимущественно у преподавателя-новичка, относятся: «барьер» несоответствия установок и мотивов: преподаватель приходит с творческими замыслами интересного занятия, захваченный им, а группа безразлична, студенты невнимательны, что раздражает, нервирует преподавателя; «барьер» опасения группы: преподаватель неплохо владеет материалом, хорошо подготовился к занятию, однако сама мысль о непосредственном контакте со студентами «отпугивает» его, подавляет творческую инициативу и т.д.; «барьер» отсутствия контакта: преподаватель заходит в аудиторию и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие со студентами, начинает действовать автономно (например, пишет тему лекции на доске); «барьер» сужения функций общения: педагог учитывает лишь информационные функции общения, пренебрегая социально-перцептивными, аффективно-коммуникативными, организационными и др.; «барьер» негативной установки на академическую группу, которая иногда может формироваться априорно на основе мнения других преподавателей, работающих с этими студентами или является следствием прошлого негативного опыта педагогического общения с данной группой или студентом; «барьер» опасения педагогических ошибок (не знает ответ на «каверзный» вопрос студентов или на замечание, что неправильно выставлена оценка и т.п.); «барьер» подражания: молодой педагог пытается подражать манере общения, стилю деятельности авторитетного педагога, не учитывая свои индивидуальные особенности. Также могут возникать барьеры общения, которые присущи любому коммуникативному взаимодействию. Наиболее типичными из них являются: - смысловой «барьер» – одно и то же явление (слово, фраза, событие) имеют разный смысл для разных людей; - моральный «барьер» – различия между людьми в усвоенных ими социальных нормах и ограничениях; исконный «конфликт отцов и детей» в неприятии ими манер поведения и общения, направленности интересов, моды и т.д. (преподаватель в общении со студентами: «В студенческие годы мы были другими», то есть лучше, что не всегда соответствует действительности); - интеллектуальный «барьер» – различия в уровне интеллекта, глубине предвидения и понимания ситуации и проблем. Он часто возникает в общении с преподавателем, который характеризуется четко выраженной направленностью на научную деятельность, если ему не удается адаптировать язык науки в интеллектуально-познавательные возможности студентов; - ригидный (от лат. – жесткий) «барьер» – отсутствие гибкости межличностных установок, затруднение перестройки восприятия, системы мотивов, эмоциональных откликов в изменяющейся ситуации. Инерция, косность от реалий жизни, привычные схемы общения характерна для тех преподавателей, кто не работает над самообразованием, профессиональным самосовершенствованием, критическим переосмыслением своих научных и педагогических достижений; - эмоциональный «барьер» – различия в эмоциональных состояниях преподавателей и студентов, особенно во время зачетов и экзаменов, отсутствие эмпатии, а также недоступность логических доводов в ситуации эмоционального возбуждения и аффективных реакций; - эстетический «барьер», который связан с соблюдением требований к форме (привлекательность внешности, опрятность одежды, изящество движений и т.д.), а также педагогического такта и этикета взаимоотношений. Психологические «барьеры» общения возникают незаметно и сначала могут не осознаваться преподавателем, однако студенты воспринимают их сразу. Но если «барьер» закрепился, то и сам педагог начинает испытывать дискомфорт, тревогу, нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодотворному контакту со студентами и, наконец, влияет на характер педагога – формирует так называемый «неправильный» педагогический характер. Исследования проблемы профессионального общения показывают, что овладеть основами профессионально-педагогического общения можно через профессиональное самовоспитание. Для этого есть два пути: 1) основательное изучение и осознание природы, структуры и закономерностей профессионально-педагогического общения; 2) овладение технологией педагогической коммуникации, формирование умений и навыков профессионально-педагогического общения и развитие коммуникативных способностей при обучении в высшей школе. Важным фактором, способствующим развитию коммуникативной культуры будущего педагога, являются элементы педагогической деятельности при прохождении различных видов педагогической практики, а также общественная работа студента, которая обогащает его опыт организаторской и коммуникативной деятельности. Продуктивное профессионально-педагогическое общение происходит при организации педагогического процесса на демократических принципах, позитивного отношения преподавателя к студентам, увлеченности совместной творческой деятельностью всех субъектов педагогического взаимодействия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.252.21 (0.007 с.) |