Методы организации учебно-познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы организации учебно-познавательной деятельности



Методы организации учебно-познавательной деятельностиэто совокупность методов, которые специально направлены на передачу и усвоение студентами знаний, умений и навыков. К ним относятся словесные методы обучения:

Рассказ – последовательное раскрытие содержания нового материала.

Требования к рассказу: достоверность содержания, логическая последовательность, четкость и доказательность, образность и эмоциональность изложения, речь преподавателя (четкая, доступная, правильная).

Выделяют рассказы: художественные, научные, научно-популярные, описательные.

Художественный рассказ в своей основе составляет образный пересказ фактов, поступков действующих лиц (например, рассказы о географических, биологических, геодезических открытиях и т.д.).

Научно-популярный рассказ основан на анализе фактического материала. В этом случае изложение связано с теоретическим материалом, с абстрактными понятиями.

Рассказ-описание дает последовательное изложение признаков, особенностей предметов и явлений окружающей действительности (описание биологических видов, геодезических и климатических особенностей и др.).

Объяснение – словесное толкование понятий, терминов, явлений, принципов действий приборов, наглядных пособий и т.п.

Лекция – устное изложение учебного материала, большого по объему, сложного по логическому построению. Сосредоточение внимания на лекциях достигают различными приемами: необычное начало; слушатели становятся участниками событий; интересные примеры; проблемное изложение материала; наглядность и ТСО; изменения темпа изложения, паузы и т.п.

Учебные лекции по своему дидактическому назначению могут быть: вступительными, тематическими, обзорными, заключительными.

Вступительная лекция призвана дать общее представление о задачах и содержании учебной дисциплины, раскрыть ее структуру и логику, взаимосвязь с другими дисциплинами, вызвать у обучающихся интерес к учебному предмету.

Тематическая лекция всегда посвящена определенной теме курса.

Обзорная лекция читается студентам перед экзаменами.

В заключительной лекции подводятся итоги изученного материала по определенному учебному предмету, выделяя узловые вопросы и сосредоточивая внимание на практическом значении полученных знаний для дальнейшего обучения.

Самым распространенным видом лекции является информационная, которая предполагает передачу обучающимся определенного объема информации по определенной учебной дисциплине путем последовательного раскрытия научных фактов, явлений, процессов. При этом студенты являются простыми потребителями готовой учебной информации.

Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к реализации творческих способностей каждого индивида, компетентностный подход и т.п. обусловили появление новых видов лекций. В частности:

v проблемная лекция, которая предполагает усвоение новой информации путем ее «открытия». Задача лектора – создать проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к намеченной цели. Для этого новый теоретический материал подают в форме проблемной задачи, в условиях которой имеются противоречия, требующие решения. В процессе их решения обучающиеся, сотрудничая с преподавателем, получают новые знания. На такой лекции развиваются теоретическое мышление, познавательный интерес к предмету;

v лекция-визуализация возникла в результате поиска новых возможностей для реализации принципа наглядности. Она предполагает преобразование устной информации в визуальную форму. Преподаватель при этом использует такие демонстрационные материалы и формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают содержательными сообщениями. Чтение такой лекции сводится к свободному, развернутому комментированию подготовленных материалов. При этом важно определить визуальную логику, ритм изложения материала, его дозировку и стиль общения со студентами;

v лекция вдвоем предусматривает проблемное изложение учебного материала в диалоге двух преподавателей или преподавателя и студента, моделирующем реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов. Наличие двух источников информации побуждает обучающихся сравнивать разные точки зрения, осмысливать межпредметные связи, глубже осознавать учебный материал.

Беседа – вопросительно-ответный метод обучения.

Виды бесед

Вступительная – проводится со студентами как подготовка их к лабораторным занятиям, экскурсии, изучению нового материала.

Сообщающая – базируется, в основном, на наблюдениях, организуемых педагогом в аудитории с помощью наглядных пособий, записей на доске, таблиц, рисунков, а также на материале текстов литературных произведений, документов.

Беседа-повторение – используется для закрепления учебного материала.

Контрольна я – проводится для проверки усвоенных знаний.

По характеру деятельности обучающихся в процессе беседы можно выделить три основных вида: репродуктивная, эвристическая, катехизисная.

Репродуктивная беседа направлена на воспроизведение ранее усвоенного материала.

Эвристическая – когда учитель умело поставленными вопросами направляет обучающихся на формирование новых понятий, выводов, правил, используя имеющиеся знания, наблюдения.

Катехизисная беседа направлена на воспроизводство ответов, которые требуют тренировки памяти.

Требования к формулировке вопросов: должны быть короткие и точные; задаваться в логической последовательности; будить мысль студента, развивать его, количество вопросов должна быть оптимальным.

Требования к ответам студентов: полные, сознательные и аргументированные; точные и понятные, литературно правильно оформлены.

В процессе беседы важно сначала задавать вопросы, затем вызвать для ответа студента; осуществлять дифференцированный подход к обучающимся; опрашивать не только тех, кто желает и т.д.

Дискуссия, диспут. Эти методы обучения близкие к беседе. Диспут – это спор на научную или общественную тему. Дискуссия – спор, обсуждение любого вопроса. Этот метод обучения основан на обмене мнениями между студентами, педагогом и студентами, учит мыслить самостоятельно, развивает умение практического анализа и тщательной аргументации выдвинутых положений, уважения к мнению других.

Виды дискуссии (В. Оконь):

Ÿ осуществляется во время совместного решения проблемы группой обучающихся;

Ÿ направлена на формирование убеждений молодежи;

Ÿ целью ее является обсуждение научных положений, данных, требующих непосредственной подготовки студентов по более широким источникам, чем материал учебника или лекции.

Метод драматизации находит широкое применение преимущественно при изучении дисциплин гуманитарного цикла, позволяет успешно развивать творческие способности, воображение, активность и самоотверженность студентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.186.30 (0.012 с.)