Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы теоретического педагогического исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К теоретическим методам педагогического исследования относят индукцию и дедукцию, анализ и синтез, сравнение, классификацию, абстрагирование и конкретизацию, мысленный эксперимент. Индукция и дедукция. Обязательной составляющей педагогического эксперимента является индукция (от лат. – отношение, проведение) – метод научного познания, направленный на выяснение причинно-следственных связей между педагогическими явлениями, обобщение эмпирических данных на основе логических предположений от конкретного к общему, от известного к неизвестному. Индукция открывает путь развития знания от эмпирического до теоретического уровня, выступает средством создания педагогических концепций, которые являются результатом узких единичных наблюдений. Основой дедукции (от лат. – отвод) является научные положения и постулаты, не требующие опытно-экспериментального подтверждения – аксиомы. Дедукция дает достоверные знания, поскольку идет от общего к частному. Анализ и синтез. Эти два метода научного познания тоже существуют в единстве и взаимодействии. Анализ – это мысленное или фактическое разложение целого на части. Однако обнаруженные таким способом признаки недостаточны, поскольку их исследуют отдельно и не сопоставляют. Чтобы рассмотреть их как элементы целого, используют синтез, устанавливающий единство составляющих предмета исследования. Сравнение. Это метод сопоставления изучаемых предметов и установление их сходства или различия. Классификация. Этот метод используют на начальных стадиях исследования. Он позволяет упорядочить и классифицировать педагогические явления на основе их однородности, способствуя дальнейшему научному познанию. Анализируя меры, собранные факты, работу, исследователь использует и обобщения. Оно предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждения, знания, оценки. Обобщенное суждение, будучи глубоким отражением действительности, дает возможность проникнуть в сущность мероприятий, явлений и таким образом оценить деятельность педагогов с принципиальных позиций. Абстрагирование и конкретизация. Под абстрагированием понимают процесс мысленного выделения определенного собственного свойства или признаков предмета с целью более глубокого его изучения. Существует два вида абстрагирования: обобщающее (выделение во многих предметах общих одинаковых черт) и изолирующее (не требует изучения многих предметов, поскольку исследователь аналитически отличает нужное свойство одного из предметов и сосредотачивает на нем внимание). Предельным видом абстрагирования является идеализация, которая основывается на последовательной максимальной изоляции исследуемого свойства от сопутствующих факторов, вследствие чего создаются воображаемые идеальные объекты, не существующие в педагогической реальности. Конкретизация позволяет точнее охарактеризовать объект, учесть структурные и функциональные связи его компонентов. Мысленный эксперимент. В таком эксперименте на основе теоретических и эмпирических знаний создается идеальный объект, который далее соотносится с педагогической действительностью и имитирует те ситуации, которые могли существовать в реальном эксперименте. В этом типе эксперимента выделяют три этапа: формулирование задач и создание экспериментальной ситуации; формирования мысленной модели эксперимента; прогнозирование и анализ возможных экспериментальных результатов. Он является эффективным методом планирования и осмысления исследовательской работы, что позволяет выявить важнейшие для научного познания связи объекта изучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.126 (0.005 с.) |