Критерии успешного кооперативного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии успешного кооперативного обучения



Выделяют пять основных критериев успешного кооперативного обучения:

1) позитивная зависимость. Успех каждого студента зависит от добросовестности других обучающихся. Обучающиеся учатся взаимной ответственности и работе в команде;

2) прямая поддержка. Студенты поддерживают друг друга непосредственно. Они обмениваются мнениями, источниками и материалами, дают оценку проделанной работе друг друга с целью получения совместного результата работы. Они разъясняют друг другу новый материал и помогают устранять пробелы в знаниях;

3) ответственность. Каждый студент участвует в работе группы и вносит свой вклад в работу над заданной проблемой. Каждый участник несёт ответственность за результат групповой деятельности. Каждый участник выполняет посильную ему работу, старается вникнуть в суть вопроса и умеет разъяснить его другим обучающимся;

4) социальная компетентность. Студенты учатся взаимному доверию и уважению. Учатся чётко и ясно выражать свои мысли при коммуникациях и разрешать возникающие противоречия и конфликты;

5) собственная оценка. Студенты учатся оценивать собственный вклад в успех групповой работы, а также оценивать совместную работу группы с точки зрения используемых методов работы и выделять причины неудач.

Кооперация в обучении

Кооперация – это совместная работа, нацеленная на выполнение общей задачи. В рамках кооперативной деятельности члены группы стремятся к результатам, которые были бы выгодны и полезны как лично каждому, так и всей группе в целом.

Кооперативное обучение – это структурированная учебно-познавательная деятельность малых групп, члены которых работают совместно (кооперируются), для достижения максимальной эффективности обучения. Идея кооперативного обучения проста. Педагог дает задание, после чего вся аудитория делится на малые группы. Они работают над заданием до тех пор, пока все члены группы не выполнят поставленные задачи. Совместные усилия приводят к тому, что все участники процесса стремятся к:

Ÿ взаимовыгодному сотрудничеству, чтобы каждый выигрывал от успехов другого (Твой успех приносит пользу мне, а мой – тебе);

Ÿ признанию того, что все члены группы разделяют одну судьбу (Мы все тонем или плывем в одной лодке);

Ÿ знанию, что деятельность каждого есть результат деятельности одного и всех вместе (Мы не сможем сделать этого без тебя);

Ÿ чувству гордости и совместного триумфа, когда один член группы добивается успехов (Мы поздравляем тебя с успешным выполнением задания!).

В ситуации кооперативного обучения присутствует позитивная взаимозависимость целевых достижений обучающихся. Студенты при этом понимают, что они могут достигнуть своих целей только если другие члены группы также достигнут своих целей. Цель кооперативного обучения – сделать каждого члена команды успешнее и сильнее, как личность. Индивидуальная ответственность – ключ к уверенности в том, что каждый член команды обучается именно благодаря совместным усилиям, кооперации всей команды. Одним из самых главных элементов кооперативного обучения – это оценка результатов обучения с использованием как группового, так и индивидуального оценивания.

16.3 Способы организации групп студентов в рамках кооперативного обучения

 

Существует несколько способов организации групп студентов в рамках кооперативного обучения: неформальные, формальные и базовые группы.

Неформальные группы кооперативного обучения – это временные учебные группы, которые создаются на период от нескольких минут до времени целого занятия. Они создаются для того, чтобы акцентировать внимание обучающихся на материале, подлежащему изучению; для создания настроения, атмосферы, способствующей обучению, чтобы помочь организовать учебный материал и для того, чтобы преподаватель убедился, что обучающиеся осознанно работают над материалом и т.п.

Эти группы часто организуются для проведения дискуссий до или перед лекцией преподавателя, или чередуя лекции и дискуссии. Неформальные группы создаются, чтобы противостоять основной проблеме лекций: «Информация проходит путь от записей лектора к записям студентов, минуя сознание обоих».

Базовые группы кооперативного обучения – это долгосрочные студенческие коллективы, основная задача которых – обеспечить поддержку, ободрение (поощрение) и помощь, в которой нуждается обучающийся для достижения академических успехов.

Базовые группы олицетворяют необходимую к выполнению работу и академический опыт. Состав этих групп остается таким же в течение целого курса ил даже дольше. Члены группы обмениваются телефонными номерами и личной информацией о расписании друг друга, так как иногда они встречаются и вне занятий. Если у студента возник вопрос или идея, он может обсудить ее со своими коллегами по группе. Базовые группы обычно используют общие папки для обмена информацией по курсу.

Формальные группы кооперативного обучения – более структурированы, чем неформальные, их состав не меняется в течение более длительного периода, им даются более сложные задания.

Основными характеристиками кооперативного обучения являются:

1) позитивная взаимная зависимость (positive interdependence) – студенты – члены команды обязаны полагаться друг на друга, чтобы достичь своей цели;

2) персональная ответственность (personal accountability) – все члены команды ответственны за свою часть работы, так как успех всей команды зависит от индивидуальной работы каждого обучающегося - члена команды;

3) навыки работы в команде (appropriate collaborative skills) – студенты стимулируются и мотивируются развивать следующие умения и навыки: строить взаимодоверие, руководить действиями других (лидерство), принимать решения, общаться и улаживать конфликты;

4) командное взаимодействие (group processing) – члены группы вместе формулируют цели для всей группы, периодически оценивают работу всей команды и определяют недостатки в командной работе для того, чтобы в будущем функционировать еще лучше;

5) разнородность группы (heterogeneous groups) – каждый выигрывает от того, что работает с отличными от него самого людьми в группе.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы обучающийся захотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности студентов не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.60.33 (0.021 с.)