Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количество часов по формам обучения

Поиск

ПЕДАГОГИКА

 

Конспект лекций

для студентов направления подготовки

35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура

очной и заочной форм обучения

 

 

 

Керчь, 2019 г.


УДК 378.1

 

Авторы-составители: Попова Т.П., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ» ________________
     
Рецензент: Гадеев А.В., доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой общественных наук и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ» ________________

 

 

Конспект лекций по дисциплине «Педагогика» для студентов направления подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура очной и заочной форм обучения рассмотрены и одобрены на заседании кафедры математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № 1 от 03.09. 2019 г.

Зав. кафедрой МФ и И _________ Т.Н. Попова

 

 

Конспект лекций по дисциплине «Педагогика» для студентов направления подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура очной и заочной форм обучения утверждены и рекомендованы к публикации на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № 1                            от 03.09.2019 г.

 

© ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2019 г.


Содержание

Введение …….……………………………………………………………………....….. 6
Содержание учебной дисциплины «Педагогика» ………................................….... 7
Общие положения педагогики высшей школы и педагогических исследований………………………………………………………………….…… 10
1 Концепция подготовки кадров в системе экологического образования ………………………………………………...……………….. 10
2 Предмет и задания педагогики высшей школы ……………..………… 12
2.1 Педагогика высшей школы как наука …………………………………… 13
2.2 Межпредметные связи педагогики высшей школы …………………….. 14
2.3 Задачи педагогики высшей школы на современном этапе …………….. 16
3 Логика и методика педагогического исследования …………………… 18
3.1 Сущность, принципы и этапы педагогического исследования ………… 18
3.2 Категории педагогического исследования ………………………………. 20
3.3 Принципы организации педагогических исследований ………………… 21
3.4 Методологические принципы педагогического исследования ………… 22
3.5 Этапы педагогического исследования …………………………………… 23
3.6 Методы научно-педагогического исследования ………………………... 24
3.7 Анализ содержания педагогической документации и результатов деятельности ………..…………………………………………………….. 27
3.8 Методы теоретического педагогического исследования ………………. 30
3.9 Методы количественной обработки результатов педагогического            исследования ……………………………………………………………. 32
3.10 Моделирование в педагогических исследованиях.……………………. 33
3.11 Оформление результатов педагогического исследования ……………. 38
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………….. 38
Дидактика и методика преподавания экологических дисциплин... 40
4 Основные понятия теории обучения – дидактики ……………….………. 40
5 Методика обучения экологическим дисциплинам как частная дидактика ……………………………………………………………………… 42
5.1 Общие понятия методики обучения как частной дидактики …………... 42
5.2 Методика обучения экологическим дисциплинам ………………………. 44
6 Современные методы обучения …..………………………………………… 48
6.1 Метод и прием обучения ………………………………………………….. 48
6.2 Методы организации учебно-познавательной деятельности ……………. 49
6.3 Методы стимулирования …………………………………………………. 54
6.4 Методы контроля ……………………………………………..…………… 55
7 Средства обучения и наглядность ……………………………………………. 58
7.1 Технические средства обучения (ТСО) ……………………………….….. 59
7.2 Компьютер …………………………………………………………………. 60
7.3 Оптимальный выбор методов и средств обучения ……………………… 62
7.4 Наглядность в преподавании экологических дисциплин ……………….. 62
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………… 67
Формы прямого обучения ………………………………………………………. 69
8 Прямое обучение ………………………………………………………………. 69
9 Лекция ……………………………………………………………………….…. 70
9.1 Понятие «лекции» как формы обучения.………………………………… 70
9.2 Структура лекции ………………………………………………………….. 71
9.3 Подготовка лекции …………………………….………………………….. 71
9.4 Особенности проведения лекции …………………………………………. 72
9.5 Варианты чтения лекций …………………………………………………. 73
10 Семинарское занятие и его назначение …………………………………… 74
10.1 Семинарское занятие и его функции …………………………………… 74
10.2 Виды семинарских занятий ………………………………………………. 76
10.3 Структура и методика подготовки и проведения семинарских             занятий …………………………………………………………………….. 77
10.4 Основные критерии оценивания качества семинара …………………… 79
11 Факультативы, спецкурсы и спецсеминары как формы организации обучения в вузе ………………………………………………….……………. 79
11.1 Факультатив …………………………………………………………..….. 80
11.2 Спецкурс ……………………………………………………………..…… 82
11.3 Спецсеминар ……………………………………………………………… 83
12 Практические занятия ……………………………………………………… 84
12.1 Подготовка к практическим занятиям ………………………………….. 86
12.2 Методика проведения практических занятий ………….………………. 87
12.3 Формы проведения практических занятий …………………………….… 90
13 Лабораторные занятия ……………………………………………………… 91
13.1 Основные задачи лабораторных занятий ………………………………. 92
13.2 Подготовка лабораторного занятия …………………………………….. 93
13.3 Методика проведения лабораторных занятий …………………………... 94
14 Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов …. 95
14.1 Самостоятельная работа студентов как одна из форм обучения ……… 95
14.2 Виды самостоятельной работы студентов ……………………………… 96
14.3 Уровни самостоятельной работы студентов …………………………… 97
14.4 Применение опережающих заданий ……………………………………. 98
14.5 Структура самостоятельной работы студентов ………………………… 99
14.6 Организация самостоятельной работы студентов ……………………… 100
14.7 Контроль самостоятельной работы студентов ………………………… 102
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………….. 104
Современная инновационная педагогика высшей школы ………….. 105
15 Модель активного обучения …………………………………………………. 105
15.1 Активные и интерактивные методы и технологии обучения …………  
15.2 Дидактические технологии, реализующие модель активного        обучения …………………………………………………………………… 111
15.3 Выбор активных и интерактивных методов и технологий обучения … 112
15.4 Дидактические принципы активного обучения ………………………… 113
16 Кооперативное обучение …………………………………………………… 115
16.1 Критерии успешного кооперативного обучения ………………………. 115
16.2 Кооперация в обучении …………………………………………………. 116
16.3 Способы организации групп студентов в рамках кооперативного обучения …………………………………………………………………… 117
16.4 Методы кооперативного обучения ……………………………………… 118
16.5 Технологии кооперативного обучения ……………………………… … 120
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………………………. 126
Педагогическое взаимодействие в высшей школе ……………………….. 127
17 Преподаватель высшего учебного заведения …………………………… 127
17.1 Педагогическая деятельность преподавателя вуза ……………………… 127
17.2 Сфера деятельности преподавателя вуза ………………………………. 131
17.3 Психолого-педагогическая структура деятельности преподавателя … 133
17.4 Требования к личности преподавателя вуза …………………………… 134
18 Педагогическое взаимодействие …………………………………………… 137
18.1 Педагогическое мастерство преподавателя вуза ……………………… 137
18.2 Совершенствование педагогического мастерства ……………………… 139
18.3 Права и обязанности преподавателя вуза ……………………………… 140
18.4 Педагогическое коммуникативное взаимодействие преподавателя             со студентами ……………………………………………………………… 142
18.5 Цели и функции педагогического общения как формы    педагогического взаимодействия …………………………………………. 142
18.6 Значение педагогического общения …………………………………… 143
18.7 Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении... 144
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………… 147
Воспитательная работа в высшей школе ………….……………………… 149
19 Студент высшего учебного заведения как объект и субъект               обучения и воспитания. …………………………………………………… 149
19.1 Общая характеристика и классификация студентов вуза ……………… 149
19.2 Формирование творческой личности будущего специалиста ………… 154
19.3 Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов.. 157
20 Воспитание студенческой молодежи ………………………………………... 161
20.1 Современные требования к личности специалиста с высшим           образованием …………………………………..…………………………. 161
20.2 Задачи воспитания студентов …………………………………………… 162
20.3 Цель и содержание воспитания студенческой молодежи …………….. 164
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………. 167
Темы проектных творческих заданий студентов ……………………… 169
Перечень вопросов, выносимых на семестровый контроль …………... 170
Список использованной и рекомендованной литературы …………… 172
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной   сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины …………… 172

ВВЕДЕНИЕ

Цель и задачи курса «Педагогика» заключаются в ознакомление студентов с: основами педагогики и дидактики обучении в высшей школе; современными инновационными методиками обучения и особенностями их применения в процессе преподавания профессиональных дисциплин.

Задачи дисциплины – дать представление об основах образования, воспитания и саморазвития личности студенческого возраста.

Знания, полученные студентами в результате освоения данной дисциплины, будут реализованы при выполнении дальнейшей профессиональной деятельности.

Результаты обучения по дисциплине должны обеспечивать формирование компетенций, предусмотренных ОПОП магистратуры по направлению подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура:

 

Код и наименование компетенции Индикаторы достижения компетенции Планируемые результаты освоения дисциплины  

ОПК-2 Способен передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик

ОПК-2.1

Знает основы дидактики и методики, имеет опыт преподавания профессио-нальных дисциплин

Знать:

- структуру, предмет, задачи, методы педагогики высшей школы: базовые методические понятия (методическая система, методика обучения, технология обучения, методы, формы и средства обучения, их классификации);

- дидактические законы, закономерности, принципы, категории обучения, развития и воспитания в высшей школе; современные направления и инновационные методы обучения;

- методологию и методы педагогических исследований;

- основы педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.

Уметь:

- планировать и осуществлять дидактическую и психолого-педагогическую деятельность; применять знания и умения в режиме организационной деятельности, при планировании и проведении занятий различных форм в реальной практике обучения;

- осуществлять рефлексивную деятельность, выполнять рефлексивные послесловия к материалам лекций, корректировать цели и ход своего профессионального образования;

- строить и перестраивать свою деятельность в ходе образовательных ситуаций, гибко организовывать образовательный процесс с учетом возникающих ситуаций и индивидуальных психолого-педагогических особенностей студентов;

- отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения для развития творческой личности студентов.

Владеть:

- методами педагогического общения и взаимодействия;

- способами решения предметных задач по педагогике высшей школы и их объяснения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»

Наименование темы

Всего часов

12 4

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

План

1 Концепция подготовки кадров в системе экологического образования.

2 Предмет и задания педагогики высшей школы.

Деятельности

 

К педагогическим документам относятся рукописи, печатные издания, стерео- и видеозаписи. Их делят на две группы. Первая группа охватывает документы, которые были подготовлены без участия исследователя (протоколы ученых советов, конференций, экзаменов и т.п.). К ней принадлежат также отчеты, дневники преподавателей и студентов, записи академконцертов, сценарии воспитательных мероприятий. Вторая группа охватывает документы, подготовленные по поручению исследователя: творческие работы, рефераты, зафиксированные взгляды преподавателя на педагогические проблемы и т.п. Документы, как правило, лишь освещают определенное педагогическое явление без его характеристики и оценки. Однако такое объективное знание важно для понимания контекста зафиксированной ситуации и необходимым первоначальным материалом.

Выделяют еще официальные документы, к которым относятся государственные постановления по вопросам культуры и образования, архивные материалы, письма на радио и телевидении, в газетно-журнальную периодику и т.п. Они дают исследователю социологическую информацию, необходимую для обоснования и констатации многих педагогических проблем. Анализ документов может быть качественным (предполагает описание документов, их классификацию и интерпретацию) и количественным (определяется понятием «контент-анализ», или «количественная семантика»; установление частоты использования определенных терминов, выступлений отдельных персоналий, высказанных идей и т.п.).

Методы анализа результатов деятельности называют проективными, их применяют для изучения результатов творческих заданий: конструктивные (выполнить чертеж, написать рассказ на заданную тему, объяснить нечеткие рисунки); дополнительные (придумать окончание истории и др.); экспрессивные (инсценировать песню, придумать сюжет игры); ролевые (участие театрализованных постановках и т.д.).

Рейтинг. Суть его состоит в оценке отдельных сторон педагогической деятельности экспертами. Перед экспертами ставят определенные требования: компетентность (знание сущности проблемы), креативность (способность творчески решать задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (наличие собственного мнения, способность отстаивать ее), научная объективность, аналитичность и конструктивность мышления, самокритичность.

Тестирование. Это система психолого-педагогических заданий, направленных на исследование отдельных черт и качеств человека. Существует несколько классификаций тестов:

s по природе оценивания качеств: тесты успеваемости, тесты способностей и индивидуальные тесты;

s по форме подачи заданий: вербальные (построенные на основе задач, выраженных в словесной форме) и невербальные (в форме различных наглядных и слуховых образов);

s по функциональному признаку (назначение тестов по предмету исследования): тесты интеллекта (методики психологической диагностики, используемые для определения умственного потенциала индивида); тесты креативности (изучение и оценивание творческих способностей личности); тесты достижений (установление степени конкретных знаний, навыков, умений личности); тесты личностные (исследование качеств личности и ее характеристик – предпочтения, ценности, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения); проективные тесты (выявление определенных психических свойств личности). Они предусматривают стимулы, реагируя на которые, человек обнаруживает характерные свои качества.

Тесты применяют для определения уровня знаний или умений, полученных индивидом в определенной области учебной или профессиональной деятельности. Непременными требованиями к тесту являются:

s обязательный для всех комплекс испытательных заданий;

s четкая стандартизация внешних условий, в которых осуществляется тестирование;

s наличие стандартной системы оценивания и интерпретации результатов;

s использование при оценке средних показателей результатов тестирования;

s вопросы и ответы к тестам должны быть лаконичными, четкими и точными.

В процессе тестирования испытуемый должен зафиксировать свои ответы в форме, которая облегчает подсчет полученных данных, составление таблиц, оценки результатов опроса. В зависимости от вида теста используют разные способы фиксации ответов: тестовые карточки, бланки, в которых ответ фиксируют записью нужного номера, знаками «плюс» или «минус», соответствующей цифрой и т.п.; карточки с тестами, в которых нужно заполнить пропуски, внести дополнения; карточки, заполняемые с помощью технических средств.

Экспертная оценка. С ее помощью исследуют педагогические проблемы, которые не поддаются формализации. Этот метод сочетает опосредованное наблюдение и опросы с привлечением к оценке явлений компетентных специалистов.

Разновидностью экспертизы является метод педагогического консилиума – коллективное оценивание данных личности и прогнозирования дальнейшего развития.

Педагогический эксперимент. Этот вид педагогического исследования осуществляют с помощью методов эмпирического познания. Основная цель эксперимента заключается в проверке теоретических положений, подтверждении рабочей гипотезы и всестороннем изучении темы исследования. Поэтому его считают одним из способов получения нового педагогического знания. Педагогический эксперимент определяют как опыт или изучение явления в специально созданных условиях, что позволяет следить за его ходом, управлять им, воспроизводить каждый раз при повторении этих условий. Существенным признаком эксперимента является активное вмешательство исследователя в деятельность объекта педагогического поиска.

Важнейшими условиями эффективности эксперимента являются:

1) тщательный предварительный теоретический анализ явления, его истории, изучение массовой практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;

2) конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с обычными установками, взглядами;

3) четкую формулировку задач эксперимента, выявление признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства обучения и т.п.;

4) корректное определение минимальной необходимой, но достаточного количества экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимальной необходимой продолжительности его проведения;

5) умение организовать в процессе эксперимента непрерывность информационного обмена между исследователем и объектом экспериментирования, что исключает прожектерство и односторонность практических рекомендаций, затруднение в выводах. Исследователь получает возможность не ограничиваться только сообщением о средствах и методах, результатах их применения, раскрыть возможные трудности при психолого-педагогических действиях, неожиданные факты, важные аспекты, нюансы, детали, динамику изучаемых явлений;

6) доступность сделанных выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.

По условиям проведения эксперименты классифицируют как естественные и лабораторные. Естественный эксперимент проводят в обстановке привычного учебно-воспитательного процесса, которую исследователь не может принципиально менять привлечением нового фактора педагогического воздействия. Это ограничивает возможности экспериментального поиска. Однако результаты являются готовыми для непосредственного внедрения в педагогический процесс. Лабораторный эксперимент осуществляют путем изоляции явления, чтобы как можно полнее исследовать действие активного фактора педагогического воздействия. Искусственность лабораторного эксперимента, условия его проведения не позволяют переносить полученные результаты в учебно-воспитательный процесс без дополнительной их проверки в естественных условиях.

Учитывая цель, выделяют констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты. Констатирующий эксперимент направлен на изучение педагогического явления в условиях действия существующих факторов, то есть тех, которые были определены на начало эксперимента и не изменялись. Поисковый эксперимент – это особый вид эксперимента, в ходе которого исследователь не знает факторов, влияющих на педагогический процесс, и проводит разведку для получения первичной информации. В педагогике до такого эксперимента прибегают редко. Формирующий эксперимент имеет целью доказать, благодаря каким факторам можно достичь необходимых результатов учебно-воспитательного процесса.

Все виды педагогического эксперимента будут результативными, если их спланировано в соответствии с требованиями достоверности, надежности, репрезентативности полученных данных. К тому же проводить их необходимо поэтапно. Ученые (В. Алфимов, В. Зверев, А. Капто, И. Поташник) выделяют следующие этапы педагогического эксперимента:

1) диагностический – этап проявления проблемы и обоснования ее актуальности;

2) прогностический – этап разработки развернутой программы эксперимента;

3) организационный – этап составления программы эксперимента, обеспечения условий для ее реализации, подготовки материальной базы эксперимента и т.п.;

4) практический – этап контрольных диагностических срезов;

5) обобщающий – этап обработки полученных эмпирических данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями и задачами, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с конечными результатами, их оформления и описания процесса эксперимента;

6) внедренческий – этап распространения и внедрения в работу различных педагогических коллективов новой образовательной технологии или методики как управляемого процесса.

 

Исследования

 

Используют их для количественного анализа фактического материала, полученного в процессе исследования. Эти методы предоставляют процессу исследования четкости, структурированности, рациональности, эффективности при обработке большого количества эмпирических данных. Широко используются регистрация, ранжирование, моделирование, измерение.

Регистрация. Предусматривает выявление определенного качества в явлениях определенного класса и расчет ее по наличию или отсутствию (например, количество совершенных студентами негативных поступков).

Ранжирование. Сущность его заключается в размещении зафиксированных показателей в определенной последовательности (уменьшение или увеличение), определении места в этом ряду объектов (например, составление списка студентов в зависимости от уровня успеваемости и др.).

Измерения. Педагогические исследования требуют использования методов математической статистики. Для всех измерений (определенные соответствия между изучаемыми явлениями, и числами) используют несколько шкал. Самой простой является шкала наименований. Ее составляют предоставлением объектам изучения цифровых обозначений. Шкала порядка позволяет отличать степень выявления определенных свойств или признаков объектов, их соотношение («больше – меньше», «лучше – хуже»). Эту шкалу используют для учета качественных показателей педагогического явления, не имеющего строгой количественной меры. Шкала интервалов определяет градации свойств объекта и их различия в одинаковых интервалах, т.е. устанавливает единицу измерения. Объекту присваивают число, равное числу таких единиц. В шкале отношений четко определено положение нулевой точки.

Ни одно измерение не может быть выполненным абсолютно точно, тем более педагогическое, которое не поддается конкретному описанию. Однако методы математической статистики позволяют учесть возможные неточности и отразить их в педагогической интерпретации статистической обработки. С помощью статистических методов определяют средние величины полученных показателей:

û среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверенных работах контрольной и экспериментальной групп);

û медиану – показатель середины ряда (например, при наличии двадцати студентов в группе медианой будет оценка шестого студента в списке, в котором все студенты распределены по рангу их оценок);

û степень рассеивания – дисперсия или среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации и др.

Для проведения этих расчетов используют общие математические формулы, справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью методов математической статистики, позволяют установить количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Моделирование. Оно направлено на создание и исследование научных моделей – осмысленно представленной и материально реализованной системы, которая адекватно отражает предмет исследования, является средством теоретического исследования педагогических явлений, помогает познать закономерность поведения человека в различных ситуациях.

Построение модели способствует упорядочению и систематизации информации. Мелкие факторы, излишняя детализация, второстепенные явления осложняют саму модель и препятствуют ее теоретическому исследованию.

Построение любой модели есть творческий исследовательский процесс, который требует знаний о педагогическом явлении, навыков анализа и синтеза и значительного исследовательского воображения. Моделирование может выступать методом научного отражения и познания педагогического объекта как системы или методом развития педагогического знания с опережением педагогической практики.

 

Оформление результатов педагогического исследования

Результаты научных изысканий могут быть оформлены в таких видах научных работ:

© диссертация (научный труд, подготовленный для обнародованной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук);

© монография (полное и исчерпывающее освещение результатов  определенного научного исследования, проведенного одним автором или авторским группой; итог многолетнего изучения определенной научной проблемы, завершенного получением фундаментальных научных достижений, которые могут использовать в другие исследователи);

© брошюра (материал, посвященный в основном решению современных актуальных проблем; ориентирована на широкий круг исследователей и тех, кто интересуется определенной проблемой);

© учебник (систематизированное изложение определенной дисциплины в соответствии с действующей учебной программой; утверждается официальной организацией);

© учебное пособие (соответствует определенным разделам учебной дисциплины и может частично дополнять учебник; рекомендуется для использования официальными учреждениями);

© научная статья (основной вид оперативной публикации о новых исследованиях по конкретной тематике, цель которой – информировать о проделанной научной работе; способствует распространению полученных исследователем научно-практических результатов, определению новых актуальных проблем, требуют решения);

© тезисы (краткое изложение основных мыслей, публикация которых предполагает предварительное ознакомление участников конференций, семинаров, симпозиумов и других научных форумов с результатами проведенного исследования; их содержание в более полном объеме сообщает автор-докладчик в устной форме);

© доклад (письменное изложение устного выступления, что соответствует текста тезисов).

Педагогика пользуется широким арсеналом научных методов исследования, направленных на получение достоверных данных об их педагогической актуальности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключаются основные идеи концепции подготовки кадров в системе экологического образования?

2. Что изучает педагогика высшей школы? Раскройте сущность предмета педагогики высшей школы. С какими другими науками психолого-педагогического цикла и как связана педагогика высшей школы? Какое место занимает педагогика высшей школы в системе педагогических наук?

3. В чем заключается необходимость связей педагогики с другими науками?

4. Что предусматривает учебно-воспитательный процесс в вузе? В чем различия между воспитанием, образованием и обучением молодежи?

5. Охарактеризуйте межпредметные связи педагогики высшей школы.

6. Какие задачи стоят перед педагогикой высшей школы? Обоснуйте приоритетные задачи педагогики высшей школы на современном этапе.

7. Какие функции выполняет педагогическое исследование? В чем заключается различие между фундаментальными и прикладными педагогическими исследованиями?

8. Охарактеризуйте сущность и значение основных исходных положений, а также методологию педагогического исследования педагогического исследования. В чем заключается принципиальное отличие между группами методов научно-педагогического исследования (эмпирической, теоретической и математической)?

9. Раскройте сущность основных принципов педагогического исследования.

10. Рассмотрите особенности педагогических явлений и процессов.

11. Сформулируйте категории педагогического исследования.

12. Чем обусловлена эффективность педагогического исследования?

13. Охарактеризуйте виды педагогических наблюдений.

14. В чем заключается метод педагогического исследования – моделирование? Какие функции и задачи выполняют педагогические модели?

15. Самостоятельно рассмотрите, какие математические методы применяются в педагогике для расчета результатов и проверки достоверности педагогических исследований?

Рекомендуемая литература

1. [1].

2. [2].

3. [3].

4. [5].


ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

План

Основные понятия теории обучения – дидактики.

5. Методика обучения экологическим дисциплинам как частная дидактика.

Основные понятия теории обучения – дидактики

 

Ядром педагогики, ее основным элементом является дидактика – общая теория образования и обучения, исследует закономерности познавательной деятельности и отвечает на вопросы: «Для чего учить?»; «Как учить?»; «Где учить?»; «Чему учить?» и другие.

Дидактика рассматривает общие положения и закономерности, присущие обучению всем предметам. Дидактика – это ядро, объединяющее все предметные методики. Я. А. Коменский (1592-1670) не случайно назвал дидактику Великой, поскольку она позволяет учить «всех всему». Например, обучение кадров – одна из главных задач руководителя любого предприятия или организации независимо от специфики, поскольку от уровня подготовки его сотрудников зависит эффективность выполняемой профессиональной деятельности.

Термин «дидактика» происходит от греческих слов: «didactios» – поучающий и «idasko» – изучающий. Считается, что термин «дидактика» был введен в 1613 немецким языковедом и педагогом Вольфгангом Ратке (1571-1635). А первой фундаментальной работой по теории обучения является «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского, написанная им в 1632 и опубликована в 1657 году.

Как раздел педагогики дидактика в современных условиях приобретает черты самостоятельной научной дисциплины. Именно благодаря повышению качества образования, например, Япония за послевоенный период увеличила объем промышленного производства в 25 раз и приступила сейчас к осуществлению цели о высшем образовании каждого гражданина. За 12 лет в Японии получают такой объем знаний, который в США – за 16 лет. Главное для этой страны – сформировать навыки упорно учебного труда, умение интенсивно трудиться и учиться на протяжении всей профессиональной жизни, сохраняя при этом верность своей фирме.

Предметом дидактики – теории обучения – является процесс образования и обучения. Дидактика раскрывает сущность цепочки таких научных понятий: цель, задачи, законы, закономерности, принципы, содержание, методы, формы, средства, приемы в учебном процессе. Цель – это идеальное представление, запрограммированное предсказание результата образования.

Закон дидактики – внутренние, устойчивые повторяющиеся объективные связи между компонентами учебно-воспитательного процесса. Например:

Ÿ закон соответствия цели образования характеру, уровню и тенденциям общественного



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.018 с.)