Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая деятельность преподавателя вузаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогическая деятельность в вузе имеет чрезвычайно важное социальное значение, поскольку речь идет о формировании будущего специалиста, от уровня подготовленности которого в значительной степени зависит экономическое, политическое, социальное, культурное развитие общества. Педагогическая деятельность в вузе – деятельность, направленная на подготовку высококвалифицированного специалиста, способного найти свое место на рынке труда, активно включиться в политическую, общественную, культурную и другие сферы жизни общества. Объектом педагогического воздействия в вузе есть юноши и девушки с определенными задатками, потребностями, наклонностями, интересами, интеллектом, волей, чувствами. Этот ценный «материал» педагогического труда делает педагогическую деятельность особенно ответственной. Украинский педагог Василий Сухомлинский (1918-1970) говорил, что ни в одном виде деятельности ошибки и неудачи не приводят к таким тяжелым последствиям, как в педагогической. Одной из особенностей педагогической деятельности является ее динамичность, обусловленная тем, что объект педагогического воздействия (студент) постоянно развивается, меняется. Задача преподавателя состоит, прежде всего, в своевременном выявлении этих изменений и в соответствующем реагировании на них. Педагогическая деятельность предполагает непосредственные контакты со студентами. В процессе такого общения преподаватель влияет на них не только своими знаниями, но и эмоционально-волевыми качествами, мировоззрением. Учитывая отношения со студентами выделяют следующие типы общения преподавателей со студентами: 1) примитивный – отношение к студенту основывается на примитивных правилах и реакциях поведения – амбициях, самодовольстве и т.п. Преподаватель демонстрирует свое превосходство. Студент для него является средством достижения цели; 2) манипулятивный – взаимоотношения преподавателя со студентом основываются на игре, обусловленной желанием любой ценой взять верх. Он применяет похвалу, лесть и др. Студент при этом является объектом манипуляции, он запуганный, инфантильный; 3) стандартизированный – в отношениях доминирует формальная структура общения. Наблюдается слабая ориентация на личность; преподаватель придерживается стандартов этикета, но такое поведение является поверхностным и, не касаясь личностного уровня, реализуется на уровне «масок». Студент испытывает безразличие преподавателя под «маской» и остается объектом манипуляций; 4) деловой – ориентируясь на дело, преподаватель учитывает личностные характеристики студента лишь в контексте эффективности деятельности. Он придерживается стандартов этикета, признает за студентом право на самостоятельность. Значимость студента для преподавателя зависит от вклада в совместную деятельность. В личной жизни студент остается одиноким; 5) личностный – общение основывается на глубокой заинтересованности студентом, признании самостоятельности его личности. Преподаватель любит студентов, вся его деятельность направлена на развитие их духовности; личное общение становится общением духовным. Студент доверяет преподавателю, который является для него авторитетом. Отношение к студентам руководит организаторской деятельностью преподавателя, определяет общий стиль его общения, который может быть авторитарным, демократическим, либеральным. Авторитарному стилю присущ диктат, который превращает одного из участников коммуникативного взаимодействия в пассивного исполнителя. Авторитарный преподаватель лично определяет направленность деятельности группы. Это тормозит инициативу, подавляет студентов. Основными формами взаимодействия при таком стиле общения есть приказ, указание, инструкция, выговор. Преподаватель нетерпим к возражениям. Все это порождает неблагоприятный психологический климат. Противодействия властному давлению преподавателя приведет к конфронтации. Демократический стиль основан на глубоком уважении, доверии и ориентации на самоорганизацию, самоуправление личности и коллектива, призван довести цель деятельности в сознание каждого студента и привлечь всех к активному участию в общем деле. Основными средствами такого взаимодействия является поощрение, совет, информирование. При либеральном стиле у преподавателя нет устойчивой педагогической позиции, что выражается в невмешательстве, низком уровне требований к воспитанию. Такой преподаватель ограничивается выполнением только преподавательской функции. Следствием такой позиции является потеря уважения, ухудшение успеваемости и дисциплины. Наряду со стилями различают еще формы общения. Основной формой общения является общение на основании совместной творческой деятельности, главными при этом является активно-положительное отношение к студентам, любовь к делу, взаимопонимание. Общение-дистанция – форма общения, при которой педагоги и студенты ограничиваются формальными взаимоотношениями. Определенная дистанция между преподавателем и студентом необходима, но она не может быть главным критерием в отношениях. Общение-устрашение сочетает в себе негативное отношение к студентам и авторитетность в организации деятельности. Общение-заигрывание – форма общения, при которой позитивное отношение к студентам сочетается с либерализмом. Педагог стремится завоевать авторитет, хочет нравиться, но не пытается отыскать целесообразных способов организации взаимодействия, не гнушается дешевыми приемами. Это удовлетворяет честолюбие незрелого педагога, но не приносит должной пользы. В общем продуктивной формой общения педагога является его направленность на студента, увлеченность своим делом, деликатность во взаимоотношениях. В педагогике и психологии высшей школы разработаны основные требования к отношениям в системе «преподаватель – студент», которые способствуют эффективности процесса обучения и воспитания студентов: 1) взаимодействие передового опыта и сотрудничества при организации педагогического процесса; 2) формирование у студентов чувства профессионального объединения с преподавателями; 3) преодоление рецидивов авторитарных форм педагогического влияния, ориентация педагогического общения на зрелую личность с развитым самосознанием; 4) опора на профессиональный интерес студентов как фактор влияния на воспитание и обучение, реализация на его основе педагогического общения и всей системы воспитательной работы; 5) включение студента в различные формы учебной исследовательской деятельности; 6) создание условий для повышения общественно-политической активности студентов благодаря участию в совместных с преподавателем формах работы; 7) обеспечение научного сотрудничества студентов и преподавателей; 8) реализация системы неофициальных, нерегламентированных контактов преподавателей и студентов; 9) участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге; воспитательная работа кураторов в общежитии. При этом важна «организация взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью». Современная психолого-педагогическая наука рассматривает отношения преподавателей и студентов как особый социально-психологический феномен и важная часть целостного педагогического процесса подготовки специалиста в высшем учебном заведении. В педагогической деятельности студент является субъектом не только воспитания, но и обучения, поскольку воспитательное воздействие эффективно только при условии, что студент сам будет активным участником учебно-воспитательного процесса. Такая активность объекта труда (студента) доступна только в педагогической деятельности, а это требует от преподавателя настоящего мастерства для направления учебно-познавательной активности в нужное русло. Общение педагога со студентом является специфическим, потому что по статусу они находятся на разных позициях: преподаватель организует взаимодействие, а студент воспринимает ее и включается в нее. Задача педагога помочь студенту стать активным соучастником педагогического процесса, обеспечить условия для реализации его потенциальных возможностей, то есть гарантировать субъект-субъектный характер педагогических отношений. Основными признаками педагогического общения на субъект-субъектном уровне являются: 1) личностная ориентация собеседников – готовность видеть и понимать друг друга; самоценное отношение к собеседнику. Учитывая право каждого на выбор, нужно уметь не навязывать мнение, а помогать выбрать собственный путь решения проблемы. В конкретной ситуации это можно реализовать с помощью различных приемов; 2) субъект-субъектный характер общения – равенство психологических позиций собеседников. Хотя преподаватель и студент не равны социально (разный жизненный опыт, роли взаимодействия), для обеспечения активности студента, благодаря которой происходит развитие его личности, следует избегать доминирования педагога и признавать право студента на собственное мнение, позицию, быть самому готовым меняться. Студенты хотят, чтобы с ними советовались, учитывали их мнения; задача преподавателя – учитывать эту потребность; 3) проникновение в мир чувств и переживаний, готовность поддерживать позицию собеседника – это сознания по законам взаимного доверия, когда партнеры прислушиваются друг к другу, сопереживают; 4) нестандартные приемы общения, что является следствием отхода от чисто ролевой позиции педагога. Еще одной особенностью педагогической деятельности является то, что преподаватель работает не только с отдельными студентами, но и с коллективами академических групп, курсов, которые тоже являются объектами и субъектами обучения и воспитания. Это требует от преподавателя владение методикой использования воспитательного влияния на коллектив. Преподаватель в своей деятельности должен в совершенстве владеть основным инструментом – речью. Как отмечал К. Ушинский, родной язык – это великий народный педагог, основа всякого развития и сокровищница всех знаний: с него начинается понимание всего, все через него проходит и к нему возвращается. Слово родного языка является мощным средством духовного контакта, морального влияния и убеждения. Поскольку в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения студент подвергается воспитательному влиянию преподавательского состава, студенческого коллектива, молодежных организаций и других воспитательных институтов, педагогический труд преподавателя предусматривает координацию воспитательных воздействий всех этих субъектов воспитания. Организация такого взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса является важным компонентом педагогической деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.235.192 (0.012 с.) |