Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие понятия методики обучения как частной дидактикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика учебного предмета – частная дидактика – теория обучения учебному предмету. Объект её изучения – процесс обучения той или иной учебной дисциплине. Методика разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету. Они реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. В системе педагогики методика опирается на основные положения дидактики. Методика обучения – это свод правил, приёмов и средств, с помощью которых многолетнее наследие человечества и опыт передаётся от одного поколения другому при посредничестве педагогов. При этом формируется опыт жизнедеятельности студентов. Методика отражает не стратегию, а тактику получения знаний. Методика – отрасль педагогического знания, выражающая подходы к обучению (изучению учебных предметов). Основываясь на дидактических принципах и принципах воспитания, методика раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности обучающихся. Методика учебного предмета опирается на данные педагогической психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики, информатики, кибернетики. Существуют конкретные методики, «привязанные» к потребностям, мотивам, условиям жизни людей, их образованию. Методика обучения различным дисциплинам складывается на основе 6 общепринятых идей: 1) опытно-практическое обучение; 2) догматическое обучение; 3) объяснительно-иллюстративное обучение; 4) адаптированное обучение; 5) развивающее обучение; 6) культурологическое обучение. Методики обучения более устойчивы, чем технологии. Они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технология обучения или образовательные технологии – это «привязывание» методики к конкретным условиям. Это – система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Последние годы мы являемся свидетелями глобального процесса стандартизации нашего образовательного пространства. Это – сложный процесс, во многом непонятный и неожиданный для преподавательского состава. Многие педагоги не видят разницы между методикой и технологией. Если методика, в основе своей – это совокупность рекомендаций и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает ряд принципиальных моментов: 1) организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс; 2) содержательная техника реализации учебного процесса; 3) описание процесса достижения планируемых результатов обучения, т.е. достижения целей обучения; 4) процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы; 5) методологическая основа методики, поскольку методика находит в технологии своё обоснование и процесс построения; 6) процессуальный, динамичный характер процесса обучения в отличие от методики, дающей вполне конкретные рекомендации; 7) ориентация не на один предмет и на достижение одной цели, а на универсализацию подходов к изучению учебного материала; 8) ориентация на обучающихся, в то время как методика направлена на преподавателя. Приход технологии обучения на смену традиционной методике должен способствовать повышению эффективности учебного процесса. Но проблема различия технологии обучения и методики остаётся предметом дискуссии. Учёные считают, что понятие «технология обучения» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос, как наилучшим образом достичь целей обучения, при котором достижение этих целей обусловлено управлением. Профессор В. М. Монахов говорит о том, что «приход технологии на смену традиционной методике должен способствовать повышению эффективности учебного процесса». Об эффективности технологии можно определить не вообще, а лишь по отношению к определённым студентам и педагогам. Любая современная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетания традиционных элементов прошлого и современных инновационных процессов в образовательных учреждениях. Источниками современной педагогической технологии являются: ñ отечественный зарубежный опыт прошлого; ñ передовой педагогический опыт, в том числе и опыт педагогов-новаторов; ñ идеи народной педагогики (этнопедагогика); ñ достижения педагогической, психологической и других наук; ñ социально-экономические преобразования в нашей стране и за рубежом; ñ новое педагогическое мышление.
5.2 Методика обучения экологическим дисциплинам 5.2.1 Особенности экологических дисциплин и методов их изучения. Методика преподавания экологических дисциплин относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения экологического материала. Объектом ее изучения является процесс преподавания экологических дисциплин в вузе. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». Первоначально этой наукой была биология, изучающая популяции животных и растений в среде их обитания. Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются: - популяция – группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию; - экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания; - биосфера – область распространения жизни на Земле. Методологический подход к экологии как к науке позволяет выделить предмет, задачи и методы исследований. Объекты исследования экологии – в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Предмет изучения – организация и функционирование таких систем. Главная задача прикладной экологии – разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни. Методы исследований в экологии подразделяются на полевые, экспериментальные и методы моделирования. Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания. Экспериментальные методы включают в себя варьирование различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях. Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой. Основные задачи экологии и направления развития заключаются в следующем: выявление основных типов экосистем и ландшафтных единиц, что является основой для осуществления рационального устройства больших и малых территорий; разработка методов сбора информации, ее анализа и получения интегральных параметров, характеризующих состояние биосферы в целом; предоставление оценки уровня устойчивости биосферы и отдельных экосистем к внешним воздействиям и выработки рекомендации относительно размера и объема антропогенных изменений биосферы; разработка предложений по созданию заповедных и охраняемых территорий; обоснование предложений по разработке законодательства по вопросам эксплуатации природных ресурсов и охраны окружающей среды; прогнозирование на основе экологических знаний эпидемий и проведение мероприятий по их локализации; разработка и обоснование рациональных научных методов природопользования. В настоящее время экология стала наукой о структуре и функциях природы в целом, наукой о биосфере, наукой, изучающей место человека на нашей планете, наукой о взаимосвязи всего живого между собой и с окружающей средой. Современная экология, по сути, разделена на 4 взаимосвязанных, но в определенной мере самостоятельных раздела, логически вытекающих друг из друга: © факториальная экология (аутэкология) изучает факторы среды и их влияние на живые организмы; © демэкология изучает популяции и их взаимосвязь между собой и окружающей средой; © синэкология рассматривает закономерности сосуществования организмов, их сообществ в связи друг с другом и условиями существования; © социальная экология изучает взаимодействие человека и биосферы и место человеческого общества в природе Становление экологии как синтетической науки является результатом научно-технического прогресса и качественного изменения места человека в природе. Данные современной экологической науки приводят к осознанию четырех важных факторов, которые можно назвать основными декларативными положениями экологии: I – любой вид живого организма уникальный и неповторимый, уничтожение отдельных видов является невосполнимой потерей; II – природные ресурсы, оценивались как неисчерпаемы и как бесплатный дар природы, в действительности оказались исчерпывающими и такими, которые могут быть уничтожены; III – биосфера и составляющие ее части имеют довольно сложную структуру и непростые законы функционирования; искусственное конструирование экосистем и самой биосферы – задача, не под силу человеку; IV – осознание человеком, что она может жить и репродуктивно развиваться только в условиях сохранения такой среды, к которой она адаптирована как живой организм и как соучастник современных технологических процессе. Эти факторы показывают, что человек всегда остается частью природы, а человечество – часть биосферы Воздух, воду и пищу современный человек получает, в основном, непосредственно в форме природных ресурсов, или в же специально выращивает или производит, но используя природные ресурсы. 5.2.2 Методика преподаванияэкологических дисциплин – это наука о системе процесса обучения и развития студентов, обусловленного особенностями экологических дисциплин. Методика призвана решать важные задачи: правильно выделить цели начального экологического образования; определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета; разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания; выявить оптимальные условия развития студентов в процессе изучения экологических дисциплин. Одной из важнейших задач методики преподавания экологических дисциплин является выяснение соотношения между науками о природе и учебным предметом и на основе этого осуществление отбора учебного материала. Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания экологии. Рассмотрим важнейшие из межнаучных связей методики экологии. Экологические дисциплины тесно связаны с науками о природе, но между предметами и естественными науками существуют важные различия по цели, объему, структуре, методам и форме изложения. Цель естественных наук – исследовательским путем получать новые данные о природе. В отличии от них методика изучает не закономерности развития природы, а закономерности педагогического процесса обучения студентов основам наук о природе. Цель учебного предмета – изучение сведений о добытых наукой фактах и закономерностях, вырабатывание простейших навыков исследовательской работы. Структура знаний и форма их изложения в учебном предмете определяются общепедагогическими и специфическими принципами, свойственными методике обучения. «Научное и педагогическое изложение науки, – писал К. Д. Ушинский, – две вещи разные, и педагоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические». Реализация экологического образования требует высокой квалификации преподавателя. Главная обязанность педагога – организовать студентов и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обучаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования. Обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве педагога и студентов, в котором педагог – наставник и посредник между социумом и обучающимся, которому доверили передачу накопленного тысячелетиями научного наследия молодому поколению. Педагог – главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе. 5.2.3 Типы обучения В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное. Прямое обучение предполагает, что педагог определяет дидактическую задачу, ставит ее перед обучающимися и направляет деятельность каждого на достижение результата. Для этого студент учиться владеть способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний. Проблемное обучение заключается в том, что обучающимся не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, студент не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее обучающиеся могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность – это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного студента – к другому. Решение проблемной ситуации – итог коллективной работы. Важна роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности обучающихся, их творческих сил. «Мышление, – пишет С. Л. Рубинштейн, – обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи». Очевиден нравственный аспект проблемного обучения. Обучающиеся свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, спорят или соглашаются. Складывается определенный стиль делового сотрудничества, в основе которого – диалог равных партнеров. Задача педагога – руководить и вовлечь обучающихся в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждающие студентов на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Основная движущая сила проблемного обучения – это система вопросов и заданий, которые предлагаются. Наиболее эффективными являются, прежде всего, те вопросы, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями. Особое место занимают проблемные вопросы, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получаемыми знаниями. Ценны вопросы, активизирующие образное мышление детей, воображение. Учитывая важную роль проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением. Однако, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для студентов группы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом». Также проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий. Принимая во внимание эти обстоятельства, не стоит считать проблемное обучение единственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным. Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности студентов, знает их интересы; наблюдает тенденции развития. На основе собранных данных о развитии студентов педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Далее необходимо включить эти средства в деятельность обучающихся, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам – научи другого». Поэтому важно создавать условия, благодаря которым студенты могли бы проявить свою компетентность, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать. Смысл опосредованного обучения в том, что педагог учит обучающегося использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит студента в позицию обучающего других, т.е. активно содействует взаимообучению и самообучению. Руководство опосредованным обучением требует от педагога умения прогнозировать педагогический процесс, гибкости, мобильности поведения.
Современные методы обучения Метод и прием обучения Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучающихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Прием обучения – это деталь метода, то есть частичное понятия по отношению к общему понятию «метода». Существуют различные подходы к классификации методов обучения: а) по источникам передачи и характеру восприятия информации: словесные, наглядные и практические. б) в зависимости от основных дидактических задач, которые решаются на конкретном этапе обучения: методы овладения знаниями, формирования умений и навыков, применения полученных знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (Н. А. Данилов, Б. П. Есипов) в) в соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские (М. М. Скаткин, И. Я. Лернер). При целостном подходе выделяют три большие группы методов обучения: а) организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; б) стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; в) контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.116.76 (0.008 с.) |