Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории педагогического исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К категориальному аппарату педагогического исследования относят: s конкретно сформулированную педагогическую проблему и тему; s объект, предмет, гипотезу, цель; s задачи исследования. Научная проблема – это общая задача (теоретическая или практическая), которая требует решения, но пути, методы и последствия этого неизвестны. Она может быть сформулирована как тема исследования. Научную проблему решают в процессе экспериментальных исследований (теоретических или практических) с применением новых методов, средств обучения или специально созданных и построенных комплексных структур. Объектом исследования является совокупность родственных элементов, один из которых – предмет исследования. То есть объект и предмет связаны между собой как целое и его часть, как множество и ее единица, как система и ее компонент, как род и вид понятий или явлений объективной реальности. Объективная реальность, которая на определенный момент находится в поле зрения теоретической или практической деятельности исследователя, является объектом, а те свойства и отношения объекта, которые исследуют с определенной целью и дают им научные объяснения, является предметом. Один и тот же объект можно исследовать в разных аспектах. Поэтому определение предмета следует понимать как выделение определенного ракурса исследования, как допущение о характеристиках объекта, существенных для изучения избранной проблемы. Важным требованием является соответствие предмета объекту исследования. Объектом или предметом педагогического исследования является педагогический процесс, а студент или преподаватель – субъектом деятельности в нем. Соблюдение этого требования помогает обоснованно сформулировать цель исследования. Как правило, она состоит в повышении эффективности процессов обучения и воспитания. Общая цель исследования конкретизируется в задачах, совокупность которых дает представление о том, что следует сделать для ее достижения. Они раскрывают сущность темы решения и находят свое толкование в заключениях, которые фиксируют и обобщают результаты выполнения. Единого стандарта в формулировке задач нет, но чаще всего они связаны с выявлением сущности, природы, структуры объекта. Объект, предмет, цель и задачи определяют ту область педагогической деятельности, которую будут исследовать в научной работе, но не раскрывают избранный автором принципиальный путь реализации поставленной проблемы. Он раскрывается в ведущей научной идее, которую формулируют в виде гипотезы (от греч. – основа, предположение) исследования. Содержание гипотезы должно быть конкретным, соответствующим цели, объекта и предмета исследования. В структуре гипотезы есть два элемента: предвидение (определения нового состояния или процесса существования предмета исследования) и предположение (условия, средства, методы, реализация и учет которых предопределяет переход предмета исследования в это состояние). Логика формулировки содержания гипотезы может быть индуктивной (предполагает определение содержания гипотезы на основе совокупности фактов, полученных в процессе проведенных исследований), дедуктивной (заключается в формулировке тезиса на основе анализа известного общего положения), комплексной (имеет элементы предвидения первых двух подходов). Учитывая тип исследования, выделяют теоретические и эмпирические гипотезы. В основе теоретических гипотез принимают научные закономерности, методологические положения, логические суждения, аргументированные прогнозы, фундаментальные знания не только по педагогике, но и других смежных наук (психологии, социологии и т.д.). Эмпирические гипотезы основаны на результатах предварительного практического опыта, нередко приобретенного путем проб и ошибок. Гипотезу нельзя строить, исходя из очевидного, она всегда предполагает поиск чего-то нового в теории и практике. Каждую гипотезу подтверждают фактами, аргументами, что превращает ее из предположения в достоверное знание. Для этого разрабатывают методику исследования, которая должна быть адекватной выбранному предмету, цели и задачам научного поиска.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.57.86 (0.009 с.) |