Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ содержания педагогической документации и результатовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Деятельности
К педагогическим документам относятся рукописи, печатные издания, стерео- и видеозаписи. Их делят на две группы. Первая группа охватывает документы, которые были подготовлены без участия исследователя (протоколы ученых советов, конференций, экзаменов и т.п.). К ней принадлежат также отчеты, дневники преподавателей и студентов, записи академконцертов, сценарии воспитательных мероприятий. Вторая группа охватывает документы, подготовленные по поручению исследователя: творческие работы, рефераты, зафиксированные взгляды преподавателя на педагогические проблемы и т.п. Документы, как правило, лишь освещают определенное педагогическое явление без его характеристики и оценки. Однако такое объективное знание важно для понимания контекста зафиксированной ситуации и необходимым первоначальным материалом. Выделяют еще официальные документы, к которым относятся государственные постановления по вопросам культуры и образования, архивные материалы, письма на радио и телевидении, в газетно-журнальную периодику и т.п. Они дают исследователю социологическую информацию, необходимую для обоснования и констатации многих педагогических проблем. Анализ документов может быть качественным (предполагает описание документов, их классификацию и интерпретацию) и количественным (определяется понятием «контент-анализ», или «количественная семантика»; установление частоты использования определенных терминов, выступлений отдельных персоналий, высказанных идей и т.п.). Методы анализа результатов деятельности называют проективными, их применяют для изучения результатов творческих заданий: конструктивные (выполнить чертеж, написать рассказ на заданную тему, объяснить нечеткие рисунки); дополнительные (придумать окончание истории и др.); экспрессивные (инсценировать песню, придумать сюжет игры); ролевые (участие театрализованных постановках и т.д.). Рейтинг. Суть его состоит в оценке отдельных сторон педагогической деятельности экспертами. Перед экспертами ставят определенные требования: компетентность (знание сущности проблемы), креативность (способность творчески решать задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (наличие собственного мнения, способность отстаивать ее), научная объективность, аналитичность и конструктивность мышления, самокритичность. Тестирование. Это система психолого-педагогических заданий, направленных на исследование отдельных черт и качеств человека. Существует несколько классификаций тестов: s по природе оценивания качеств: тесты успеваемости, тесты способностей и индивидуальные тесты; s по форме подачи заданий: вербальные (построенные на основе задач, выраженных в словесной форме) и невербальные (в форме различных наглядных и слуховых образов); s по функциональному признаку (назначение тестов по предмету исследования): тесты интеллекта (методики психологической диагностики, используемые для определения умственного потенциала индивида); тесты креативности (изучение и оценивание творческих способностей личности); тесты достижений (установление степени конкретных знаний, навыков, умений личности); тесты личностные (исследование качеств личности и ее характеристик – предпочтения, ценности, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения); проективные тесты (выявление определенных психических свойств личности). Они предусматривают стимулы, реагируя на которые, человек обнаруживает характерные свои качества. Тесты применяют для определения уровня знаний или умений, полученных индивидом в определенной области учебной или профессиональной деятельности. Непременными требованиями к тесту являются: s обязательный для всех комплекс испытательных заданий; s четкая стандартизация внешних условий, в которых осуществляется тестирование; s наличие стандартной системы оценивания и интерпретации результатов; s использование при оценке средних показателей результатов тестирования; s вопросы и ответы к тестам должны быть лаконичными, четкими и точными. В процессе тестирования испытуемый должен зафиксировать свои ответы в форме, которая облегчает подсчет полученных данных, составление таблиц, оценки результатов опроса. В зависимости от вида теста используют разные способы фиксации ответов: тестовые карточки, бланки, в которых ответ фиксируют записью нужного номера, знаками «плюс» или «минус», соответствующей цифрой и т.п.; карточки с тестами, в которых нужно заполнить пропуски, внести дополнения; карточки, заполняемые с помощью технических средств. Экспертная оценка. С ее помощью исследуют педагогические проблемы, которые не поддаются формализации. Этот метод сочетает опосредованное наблюдение и опросы с привлечением к оценке явлений компетентных специалистов. Разновидностью экспертизы является метод педагогического консилиума – коллективное оценивание данных личности и прогнозирования дальнейшего развития. Педагогический эксперимент. Этот вид педагогического исследования осуществляют с помощью методов эмпирического познания. Основная цель эксперимента заключается в проверке теоретических положений, подтверждении рабочей гипотезы и всестороннем изучении темы исследования. Поэтому его считают одним из способов получения нового педагогического знания. Педагогический эксперимент определяют как опыт или изучение явления в специально созданных условиях, что позволяет следить за его ходом, управлять им, воспроизводить каждый раз при повторении этих условий. Существенным признаком эксперимента является активное вмешательство исследователя в деятельность объекта педагогического поиска. Важнейшими условиями эффективности эксперимента являются: 1) тщательный предварительный теоретический анализ явления, его истории, изучение массовой практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач; 2) конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с обычными установками, взглядами; 3) четкую формулировку задач эксперимента, выявление признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства обучения и т.п.; 4) корректное определение минимальной необходимой, но достаточного количества экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимальной необходимой продолжительности его проведения; 5) умение организовать в процессе эксперимента непрерывность информационного обмена между исследователем и объектом экспериментирования, что исключает прожектерство и односторонность практических рекомендаций, затруднение в выводах. Исследователь получает возможность не ограничиваться только сообщением о средствах и методах, результатах их применения, раскрыть возможные трудности при психолого-педагогических действиях, неожиданные факты, важные аспекты, нюансы, детали, динамику изучаемых явлений; 6) доступность сделанных выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями. По условиям проведения эксперименты классифицируют как естественные и лабораторные. Естественный эксперимент проводят в обстановке привычного учебно-воспитательного процесса, которую исследователь не может принципиально менять привлечением нового фактора педагогического воздействия. Это ограничивает возможности экспериментального поиска. Однако результаты являются готовыми для непосредственного внедрения в педагогический процесс. Лабораторный эксперимент осуществляют путем изоляции явления, чтобы как можно полнее исследовать действие активного фактора педагогического воздействия. Искусственность лабораторного эксперимента, условия его проведения не позволяют переносить полученные результаты в учебно-воспитательный процесс без дополнительной их проверки в естественных условиях. Учитывая цель, выделяют констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты. Констатирующий эксперимент направлен на изучение педагогического явления в условиях действия существующих факторов, то есть тех, которые были определены на начало эксперимента и не изменялись. Поисковый эксперимент – это особый вид эксперимента, в ходе которого исследователь не знает факторов, влияющих на педагогический процесс, и проводит разведку для получения первичной информации. В педагогике до такого эксперимента прибегают редко. Формирующий эксперимент имеет целью доказать, благодаря каким факторам можно достичь необходимых результатов учебно-воспитательного процесса. Все виды педагогического эксперимента будут результативными, если их спланировано в соответствии с требованиями достоверности, надежности, репрезентативности полученных данных. К тому же проводить их необходимо поэтапно. Ученые (В. Алфимов, В. Зверев, А. Капто, И. Поташник) выделяют следующие этапы педагогического эксперимента: 1) диагностический – этап проявления проблемы и обоснования ее актуальности; 2) прогностический – этап разработки развернутой программы эксперимента; 3) организационный – этап составления программы эксперимента, обеспечения условий для ее реализации, подготовки материальной базы эксперимента и т.п.; 4) практический – этап контрольных диагностических срезов; 5) обобщающий – этап обработки полученных эмпирических данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями и задачами, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с конечными результатами, их оформления и описания процесса эксперимента; 6) внедренческий – этап распространения и внедрения в работу различных педагогических коллективов новой образовательной технологии или методики как управляемого процесса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.011 с.) |