Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов



 

Опыт учебно-воспитательной деятельности высших учебных заведений убеждает, что эффективно решать вопросы подготовки будущих специалистов можно только при активном участии в этом процессе самих студентов, то есть самосовершенствования.

19.3.1 Профессиональное самосовершенствование – сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня собственной профессиональной компетенции и развития профессионально значимых качеств в соответствии с социальными требованиями, условий профессиональной деятельности и собственной программы развития.

Этот процесс основывается на психологическом механизме постоянного преодоления внутренних противоречий между уровнем профессионализма и мысленным его состоянием. Профессиональное самосовершенствование будущего специалиста происходит в двух взаимосвязанных формах – самообразования и самовоспитания. Основным содержанием самообразования является усовершенствование имеющихся у студента знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетенции. Самовоспитание – активная целенаправленная деятельность студента из систематического формирования и развития в себе положительных качеств и устранения негативных.

Рассматривая готовность личности к самообразованию как синтез внутренних условий, гарантирующих принципиальное осуществление этого процесса, выделяют четыре ее важных элементы:

1) целостный эмоционально-личностный аппарат (внутренняя потребность в самосовершенствовании, личностные ценности, эмоционально-волевой механизм, общие умственные способности и т.п.);

2) система знаний, умений, навыков, компетенций которую личность усваивает самостоятельно (полнота и глубина сформированности научных понятий, взаимосвязей между ними, умение соотносить научные понятия с объективной реальностью, понимание относительности знаний и необходимости уточнения их путем систематического познания и т.д.);

3) умения и навыки грамотно работать с основными источниками социальной информации, в частности книгами, библиографическими системами, автоматизированными информационно-поисковыми средствами, радио, телевидением, специализированными лекториями (умение ориентироваться в больших объемах информации, выбирать главное, фиксировать его т.п.);

4) система организационно-управленческих умений и навыков (ставить и решать задачи самообразования, планировать свою работу, умело распределяя время на разнообразные обязанности, создавать благоприятные условия для деятельности, осуществлять самоконтроль, самоанализ результатов и характера самодеятельности и т.п.).

Эффективность педагогического процесса зависит от способности преподавателей педагогически грамотно управлять самообразованием студентов, готовности воспитанников к самообразованию. Чтобы реализовать педагогическое управление, каждый преподаватель должен иметь соответствующие способности и знания. Быть инициативной, творческой личностью, убежденным сторонником самообразования, способным поднять воспитанников на высокий уровень готовности к самообразованию. Знать психолого-педагогические основы руководства учебной и самообразовательной деятельностью воспитанников, а также предмет самообразования личности. Уметь грамотно спроектировать целостный педагогический процесс, максимально способствовать самообразовательной деятельности студентов и эффективно его реализовать. Иметь навыки управления реализацией в педагогической практике целостной системы средств, обеспечивающих переход от обучения к самообразованию и роста у студентов уровня готовности к самообразованию.

Человек самосовершенствуется иногда подсознательно. Неосознанное самовоспитание обычно имеет эпизодический характер, осуществляется без четкого плана и развернутой программы, что снижает его результативность.
Значительно более высокой эффективностью характеризуется осознанное самовоспитание. Чтобы самовоспитание стало осознанным и профессионально направленным, будущий специалист должен почувствовать, оценить свою пригодность к выбранной профессии. Важная роль в этом принадлежит и учебному заведению. Основными его задачами по организации самовоспитания будущих специалистов являются: объяснение значения, актуальности процесса самовоспитания для всестороннего развития личности; воспитание умения адекватно оценивать себя; воспитание готовности к сотрудничеству со взрослыми, которые могут дать советы, рекомендации по вопросам самовоспитания.

Самовоспитания является длительным процессом, который проходит несколько этапов: самопознание, планирование, реализация плана (программы), контроль и регуляция.

19.3.2 Самопознание. На этом этапе студент проявляет свои способности и возможности, уровень развития. Самопознание осуществляется в следующих направлениях:

s самопознание себя в системе социально-психологических отношений в условиях учебной деятельности и тех требований, которые предполагает эта деятельность;

s самопознания уровня компетентности и личных качеств, что осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа поступков, поведения, результатов деятельности;

s критический анализ высказываний в свой адрес, самопроверка в различных условиях деятельности;

s самооценка, которая производится на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с поставленными требованиями, что обеспечивает критическое отношение будущего специалиста к своим достижениям и недостаткам.

На основе самопознания и самооценки формируется решение о необходимости самовоспитания, создается модель будущей работы над собой. На этапе самопознания целесообразно использовать самонаблюдения, самоанализ, самооценка. Самонаблюдение состоит в наблюдении за своими действиями, поступками, мыслями, чувствами. Оно является необходимым условием контроля личности за своим поведением и деятельностью. Самоанализ предполагает размышления над своим поведением, отдельными поступками. Его использование помогает раскрыть причины успехов или неудач, развивает самосознание и способствует самопознанию. Самооценка является суждением человека о степени наличия у него определенных качеств, свойств и сопоставления их с определенным эталоном, образцом.

Планирование самовоспитания предусматривает:

ñ определение целей и основных задач на перспективу и на определенные этапы жизни и деятельности студента;

ñ разработка программы (плана) личного развития;

ñ определение условий деятельности по самовоспитанию (выработки собственных правил поведения, выбор форм, способов, методов и приемов решения задач в работе над собой).

19.3.3 Реализация программы самовоспитания предусматривает использование таких приемов самовоспитания, как самоубеждения, самовнушения, самопоощрение, самоосуждение, самоприказ и др.

Самоубеждение заключается в том, что студент в конкретной ситуации отыскивает аргументы, чтобы убедиться в правильности или неправильности своих действий. К самоубеждению прибегают в тех случаях, когда, приняв какое-то предложение, указание, приказ, человек за недостатком решимости не действует согласно им. Самовнушение является психическим воздействием человека на себя путем повторения мысленно или вслух определенных суждений до полного овладения собой («Я смогу спокойно выслушать замечания»). К самопоощрению прибегают при необходимости преодолеть отрицательные свойства. Самоосуждение является проявлением недовольства своими действиями, поступками, поведением. Угрызения совести пробуждают сознание, вызывают внутреннее волнение и чувство вины. Самоосуждение обуславливает желание избавиться от недостатков в поведении. Самоприказ заключается в принятии личностью решение никогда не отступать от существующих принципов.

Сущность деятельности студента на этапе реализации программы самовоспитания заключается в том, что он контролирует работу над собой, держит ее в поле своего сознания (рефлексии) и на этой основе своевременно выявляет отклонения реализуемой программы от заданной, вносит соответствующие коррективы в план дальнейшей работы.

19.3.4 Контроль и регуляция самовоспитания. На этом этапе применяют приемы самоконтроля, самоотчета, самооценки.

Самоконтроль является одним из видов осознанной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в целях обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, требованиям, правилам, образцам. Самоотчет заключается в отчетности личности перед собой в различных формах (мысленно, дневник и т.д.) о выполнении взятых обязательств, реализации плана и программы самовоспитания.

Эффективность самовоспитания будущего специалиста во многом зависит от педагогического руководства этим процессом. Под педагогическим руководством самовоспитания студентов понимают оптимальную организацию их жизнедеятельности, акцентирование их внимания на вопросах саморазвития, ответственности за себя, свое сегодняшнее и будущее, а также стимулирование самовоспитательной деятельности во время учебно-воспитательного процесса. Педагогическое руководство следует осуществлять в следующих направлениях:

û постоянное изучение индивидуальных особенностей студентов, распространение лучшего опыта их работы над собой;

û разъяснения студентам современных требований к личности специалиста высшей квалификации; значение профессионального самосовершенствования и определения конкретных задач по самообразованию и самовоспитанию;

û ознакомление студентов с эффективными приемами работы над собой;

û формирование позитивного общественного мнения, стимулирование процесса самовоспитания;

û контроль и помощь студентам в работе над самосовершенствованием;

û привлечение студентов к различным видам деятельности, способствующим интенсификации процесса самовоспитания;

û создание необходимых условий для систематической и целенаправленной работы студентов над собой.

В процессе профессионального самосовершенствования студентов важно учитывать и развивать их профессиональную направленность, то есть личное стремление применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, интерес к ней, желание совершенствовать материальные и духовные потребности, работать по специальности.

В целях обеспечения активного участия студентов в воспитательном процессе, широкого стимулирования их к самосовершенствованию и самовоспитанию, по мнению М. Соловья и В. Демчука, целесообразным было бы внедрение в практику работы вузов личного творческого «портфеля» каждого студента. Такой «портфель» (портфолио) является пакетом документов, отражающих процесс и результативность личностного и профессионального роста студента. Создание такого «портфеля», постоянное его пополнение, регулярная самооценка студентом результативности своей деятельности, тактичное оценивание его личностного и профессионального роста со стороны преподавателя (куратора) позволят будущему специалисту стать активным субъектом учебно-воспитательного процесса, непрерывного обучения, самосовершенствования, самовоспитания на протяжении всей жизни. Такая инновация будет эффективным средством в формировании у каждого студента ответственности за свой уровень профессиональной подготовки.

Эффективное самосовершенствование будущих специалистов возможно только при тесном сотрудничестве студентов и педагогического коллектива вуза, проникнутой взаимным уважением и верой в человека, выполнением прав и обязанностей лиц, обучающихся и работающих в вузах.

20 Воспитание студенческой молодежи

 

Проблема воспитания будущих специалистов с высшим образованием приобретает сейчас особую актуальность. Дело в том, что технический прогресс автоматически не ведет к духовному прогрессу. Сегодня целью общества (а потому и всех звеньев образования) должно стать духовное совершенствование человека для перехода человечества на новый виток эволюционного развития: от человека разумного до человека духовного.

В связи с этим повышается значимость воспитания молодого поколения. Однако сейчас во всех звеньях образования существует неоправданная автономность обучения и воспитания. Задача сегодняшнего дня – изменить национально-мировоззренческую миссию школы – от школы знания и научной осведомленности в школу культуры и духовности.

Высшая школы как храм науки должна быть и храмом высокой культуры. Будущий специалист с высшим образованием должен овладеть как систему профессиональных знаний, умений и навыков, так и приобрести высокую культуру, стать представителем передовой части общества – элиты. Он должен быть интеллигентом, то есть не только «знающим, понимающим», но и с высокой культурой поведения.

Реализовать эту задачу возможно лишь при условии единства трех составляющих образования – обучения, развития и воспитания.

 

20.1 Современные требования к личности специалиста с высшим образованием

 

Однако есть некоторая разница в качестве обучения и воспитания в становлении личности специалиста:

© обучение действует на индивидуально-исполнительное содержание деятельности, формирует знания, умения и навыки. Воспитание же формирует отношение, смыслы деятельности. Если же обучение не опирается на смыслы деятельности, которые должны быть сформированы воспитанием, то оно малоэффективно в становлении личности;

© для обучения определенным образом присуще принуждение. Например, если получишь «неудовлетворительно», не будет стипендии или не получишь диплом. Действует даже соперничество («Я же не хуже других»). В воспитании же должны действовать и действуют несколько иные психологические механизмы. Например, изучить тему (чтобы получить положительную оценку) – не обязательно означает любить этот предмет; не нарушать дисциплину (ибо могут наказать) – не является проявлением уважения к преподавателю, как человеку.

В деятельности преподавателя обучение и воспитание неразделимы. Поэтому обучение и образование – это основной, хотя и не единственный путь воспитания.

20.2 Задачи воспитания студентов

 

Задача воспитания всегда включает в себя задачи организации специальной ведущей деятельности, которая служит воспитательной цели. В студенческом возрасте – это учебно-профессиональная деятельность, которая включает в себя взаимодействие трех взаимосвязанных блоков:

1) операционно-действенный блок – это система целей, действий и операций, которые формируют профессиональные знания, умения и навыки;

2) блок потребностей, мотивов и интересов – это двигатель деятельности, побудительная сила, которая придает деятельности энергии;

3) блок межличностного и делового педагогического общения преподавателя и студентов.

Изменения, происходящие в одном из блоков, вызывают изменения в других. Они могут быть конструктивными или деструктивными.

Учебно-профессиональная деятельность – новая для студентов. Чтобы она выполняла ведущую роль и в воспитании личности, нужно найти предмет, который бы соответствовал личностным потребностям, или нужно воспитывать новые потребности, которые способны порождать мотивы будущей профессиональной деятельности. «Задача не только передавать знания, но и оттачивать совесть (а это результат воспитания). Совесть – это орган смысла жизни и деятельности личности» (В. Франкл).

Воспитание в широком смысле слова – совокупность воздействий, обеспечивающих передачу социокультурного опыта, моральных норм и ценностей. На современном этапе высшего образования воспитание (в широком смысле) рассматривается в двух аспектах: воспитание творческой личности будущего специалиста (педагога, медика, инженера и др.). И воспитание высоконравственной, толерантной личности с высокими гражданскими качествами.

Требования социума к образованному человеку как личности определяются историческим его развитием.

Задача воспитания студенческой молодежи конкретизирована в следующих направлениях развития образования:

Ø формирование творческой, духовно богатой личности, с национальным сознанием, патриотическими чувствами;

Ø современное образование должно работать на высшие достижения человека, которые связаны с развитием его личностного потенциала. Должна происходить гармонизация профессионального и духовного оптимума субъекта. Таким образом, социальная культура была и есть центром и средой развития личности.

Воспитание как средство и процесс достаточно важно для общества, поскольку соединяет прошлое, настоящее и будущее, передавая духовные достояния от одного поколения к другому. Процесс воспитания работает, прежде всего, на будущее. Оно приобретает особое значение, поскольку является важным средством сохранения национальной тождественности и самобытности. Поэтому проблеме воспитания молодежи всегда уделялось большое внимание. Так, Я.А. Коменский отмечает: «Презрение к воспитанию является гибелью людей, семей, государств и всего мира».

Лучшая форма борьбы с бездуховностью и агрессивностью – противопоставить им духовность и культуру нации, народа, культуру его поведения и труда. Надо начинать не с бытия, а национального сознания, одухотворение жизни и трудового процесса. Именно поэтому воспитание молодежи (в том числе и будущих специалистов с высшим образованием) сейчас приобретает особую актуальность.

Воспитание – это процесс, посредством которого молодое поколение усваивает социальные и духовные ценности предшествующих поколений. Главными принципами украинского воспитания являются принципы демократизации и гуманизации образования, единство национального и общечеловеческого. Однако провозглашение принципа демократизации образования не означает, что студент имеет полную свободу и не имеет никаких обязанностей и ответственности ни перед кем. Абсолютной свободы не существует для людей, живущих вместе в группе, потому, что она превращается в «безумие гибельной свободы» (А. С. Пушкин), «в своеволие» (М. Достоевский). Свободу можно рассматривать только в системе общественных ценностей, социальных норм бытия. Социальные нормы, требования, законы, которые четко сформулированы и существуют в виде вербально запрограммированных нормативов (правила этики) поведения для каждого члена определенного сообщества (общества). Каждый человек должен понимать необходимость норм и иметь внутренний контроль над их выполнением, способность регулировать свои потребности, страсти, противопоставлять им духовную силу. По нормам должны открываться ценностные отношения личности к личности.

Задачи воспитания

1. Человек должен жить в системе тех ценностей, которую хотим в ней сформировать. Воспитывать гуманного человека негуманными методами абсурд. Нравственность может воспитываться только созданием условий, внутри которых человек привыкает совершать и действовать нравственно так же непринужденно, как и умываться утром.

2. Законы – это ограничения, которые необходимы также и в нравственной сфере, однако они должны развивать самоограничения. Если есть только запрет – происходит взрыв, напряжение (лаксация). Человек пытается отвергнуть это требование. Поэтому нужно учить молодежь, что есть добро, а что есть зло.

 

 

20.3 Цель и содержание воспитания студенческой молодежи

 

Конечная цель воспитания – научить человека преодолевать самого себя, ведь личность формируется в борьбе с собой.

Великий педагог и выдающийся хирург XIX века М. И. Пирогов, задумываясь над итогами своей преподавательской деятельности, обратил внимание на взаимозависимость результатов обучения и воспитания. Он утверждал, что каждый будущий специалист «... нуждается в предварительном общечеловеческом образовании». Слова: «Все должны сначала научиться быть людьми», – стали девизом его педагогики.

Рассмотрим некоторые составляющие содержания воспитания в ракурсе задач реформирования образования, главной ценностью которого должен стать Человек, обращенность ее к духовности, общественных и национальных ценностей, к нравственности и культуры.

Дух и душа реальные, хотя в психологии им нет определения. Но еще Платон определял: предметом психологи есть душа. Как отмечает Ш. А. Амонашвили: «Возникли целые науки, для которых исчезли понятия дух и душа: атеизм, рационализм, критицизм, материализм и др.» Однако в повседневном употреблении мы часто обращаемся к этим понятиям.

Предметом размышлений над сутью Духа могут быть такие выражения: сильные духом, духовная щедрость, близость, духовное отражение на лице, духовная красота, духовное общение, непоколебимый духом, энергия духа, духовная жажда, духовный взлет, духовное наследие, духовное вдохновение. А также: упал духом, духовная нищета, духовное насилие, духовная слабость, духовная варварство, духовный соблазн, духовное рабство, духовная пустота, духовная смерть, духовный маразм, бездуховность и др.

Культура общества невозможна без развитой личностной свободы, которую предоставляет нам духовность. «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв» (А. С. Пушкин).

Духовность – это светское понятие, возникшее от слова «дух». Современные психологи (и ученые других отраслей) трактуют это понятие как «сгусток психической энергии», как силу самоопределения, как энергию порывов к лучшему, к самосовершенствованию во всех сферах жизни. Духовность – это обращенность к общечеловеческим ценностям, это близость человека к другим, к Родине, к народу, это привлечение к национальной культуре, традициям.

Онтология духа (философское учение о бытии) зафиксирована в традициях, языке, искусстве, в религии, в народной памяти и в нормах отношений «Я – Ты». Таким образом, природа духа есть свобода или быть самим собой. Духовный мир человека проявляется именно в ощущении внутренней свободы, во вдохновении, в страстях, в творчестве.

Воспитание национального самосознания граждан является глубинной жизненной необходимостью. Национальное самосознание – это ощущение человеком гордости за принадлежность к своей нации, умение мыслить на основе образов национальной культуры, усвоение традиций и обычаев своего народа, направленность своих действий и поступков в соответствии с национальными интересами.

Перед педагогами поставлена воспитательная задача: воспитывать духовно богатую личность. Духовность гармонизирует личность, устраняет противоречия со средой, дает возможность сосредоточиться на решении профессиональных задач, выбирать на этой основе средства самоутверждения, творческой самореализации.

Проблема духовного роста личности – это проблема приобретения ею внутренней свободы. Человек становится свободным от внешнего принуждения, но не свободным от своего собственного «Я»: я должен, я не могу по-другому.

Внутренняя свобода как осознанная необходимость. Она определяет собственные личностные ценности, поведенческие ориентиры. Внутренняя свобода дает возможность опираться на знания условий и предсказывать результаты. Внутренняя свобода – это свобода обоснованного выбора и ответственности за свой выбор (ответственность здесь и сейчас, а также ответственность за отдаленные последствия); сознательно взятый на себя долг перед высшими ценностями; сознательный выбор для реализации своих творческих потенциальных возможностей.

Л.С. Выготский в «Педагогической психологии» отмечал: «Не нужно превращать нравственность во внутреннюю позицию духа. Не делать что-либо из страха наказания так же аморально, как и делать. Любое несвободное отношение к вещи, любой страх и зависимость уже означает отсутствие нравственного чувства. Нравственное в психологическом смысле всегда свободно. Результатом социализации должно быть приобретение моральных норм, а не страх наказания за их нарушение. Они должны восприниматься как естественное и неизбежное».

Таким образом, человек не может быть только потребителем, он должен быть активным творцом культуры.

Чувство внутренней свободы связано с достоинством, с чувством самоценности. Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания окружающих людей, даже независимо от результатов деятельности в этот момент. Страх – отрицательная эмоция. Но есть единственный положительный страх – страх потерять чувство собственного достоинства.

Унижение достоинства очень больно воспринимается человеком. Духовность раскрывается через личностные ценности. Личностная ценность – все то, что человек ценит, что для него является значимым, что составляет смысл его жизни. Цена не тождественна ценности.

На каждом этапе исторического развития общества создается специфический набор (структура) ценностей. Они способствуют превращению социальных норм и идеалов в личностные принципы жизнедеятельности каждого человека. Но есть и общечеловеческие ценности, существующие много веков, и направляют жизнь людей на благотворительность.

Понятие «личностные ценности» или «ценностные ориентации личности» отражает факт вхождения субъекта в социальные связи и отношения, включение в духовную систему ценностей общества. Они выступают для субъекта в виде идеалов, установок, убеждений и внутренней позиции, т.е. в виде направленности личности на цели и средства деятельности. Ценностные ориентации отражают отношение человека к социальной действительности и предопределяют широкую мотивацию его поведения. В основе их функционирования лежит ценностный подход, согласно которому все явления окружающей действительности – ценности, то есть они отражаются в сознании человека как возможность с помощью них удовлетворять свои потребности и интересы. Сущность выбора ценностей и установка, по которой этот выбор осуществляется, и составляют смысл жизни.

Ценность – осознанный и принятый человеком общий смысл своей жизни. Реализация социальных норм и ценностей в жизни определяется как нравственность человека. Нравственность – это ориентация в человеческих ценностях и отстаивание их в жизни. Она проявляется в качествах личности, которые определяются нормой межличностных взаимоотношений. Нравственность – это осознание социального смысла своих поступков (зачем?) и способность действовать согласно собственным решениям. Нравственность является сферой свободного и ответственного поступка.

Нравственность – это социальный аспект индивидуальности. Уровень обретение человеком нравственности и определяет культуру его поведения в обществе. Высоконравственный человек имеет высокую культуру поведения. Высокая культура поведения вместе с высоким уровнем развития интеллекта, то есть образованностью определяется как интеллигентность. Только приобретение знаний вместе с присутствием духовности и высокой нравственности рождает интеллигента. Интеллигент не демонстрирует свою интеллигентность, он ею дышит как воздухом.

Таким образом, учиться в высшей школе – это не только приобретать знания, умения и навыки или освоить профессию, но и расти духовно.

Если нравственные нормы получили личностную значимость, студент сам формирует для себя обязанности, требует от себя их выполнения, критически оценивает самого себя. Поэтому и надо наполнить систему высшего образования духовным содержанием. Духовность открывает также доступ к совести. Это является вспомогательным гарантом нравственного поведения. Совесть – это обостренное чувство личной ответственности перед людьми и обществом за свое поведение, свои поступки. Ответственность – способность и готовность признавать, что сам ты являешься причиной поступка.

По своей физиологической основе совесть очень близка к биологическому образованию. Поступок по совести позволяет пережить загадочный дух, духовную свободу, чувство достоинства, когда «инстинкт согласуется с духом». Голос совести звучит тем громче, чем духовнее человек (в современном словоупотреблении понятия душа). Совесть – это критическая нравственная оценка своего поведения, которая сопровождается сильными чувствами.

Общим показателем духовности, нравственности и совести является осознание смысла своей жизни. Если человек будет исходить из общечеловеческих ценностей, гражданских качеств, национальных интересов, то это и будет показателем его духовности, нравственности и совести. Концепция смысла жизни должна предусматривать цель отдаленную, которую надо достичь при собственных усилиях и упорном труде. В противном случае средства достижения цели могут стать целью.

Итак, цель и содержание воспитания студентов как специалистов с высшим образованием предусматривает:

û культивирование национальных, государственных и общечеловеческих ценностей;

û воспитание гражданских качеств, требовательности к себе и ответственности (совесть);

û воспитание уважительного отношения к людям и к себе (нравственной культуры);

û обращение внимания на повышение своего культурного уровня;

û духовное, нравственное и эстетическое направление самовоспитания.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой подход к классификации современных студентов высших учебных заведений вам больше всего импонирует? Почему?

2. Дайте сравнительную характеристику себе и своему одногруппнику с педагогической точки зрения.

3. Каковы педагогические условия формирования творческой личности будущего специалиста в вузе?

4. Каким образом в процессе формируются навыки профессионального самосовершенствования будущих специалистов?

5. Дайте психолого-педагогическую характеристику современного студента и вуза. Проанализируйте свою личность и найдите свое место в каждой классификации.

6. Раскройте роль самовоспитания в подготовке будущего специалиста. Охарактеризуйте содержание процесса самовоспитания на различных его этапах.

7. Объяснить положение: «Главная проблема современной высшей школы – необоснованная автономность учебного и воспитательного процессов».

8. Современный взгляд гуманизма: человек – высшая ценность. Но можно ли рассматривать эту ценность независимо от общества, если человек живет по принципу «Что хочу, то и делаю»? К чему это может привести в нравственном воспитании (или моральном поведении) личности?

9. Высказать свое мнение по поводу высказываний:

а) «Воспитание как задуманное формирование людей по известным образцам не плодотворно, не законно и невозможно» (Л.Н. Толстой);

б) «Самая нелепая и трагическая идея XX века – формирование нового человека» (М. Мамардашвили);

в) «Проектирование в образовании должно быть средством пробуждения творческих сил ученика,... чувство, что он еще не то, чем он мог бы стать, пробудить желание и волю к самоопределению, к поиску себя. Оно должно обеспечить степень свободы для такого определения» (В.П. Зинченко «Аффект и интеллект в образовании»).

10. Как соотносятся высказывания: а) с первым вопросом, б) с современными задачами воспитания?

11. Раскрыть содержание ценностей, которые приняты в системе воспитания. Докажите, что человека надо учить реализовывать свои права в системе духовных, нравственных ценностей.

12. В чем заключается сущность внутренней свободы личности и нравственного ее выбора? Каково соотношение между внутренней свободой и нравственностью?

13. В научных трудах философов отстаивается идея, что сущность природы личности можно выразить в следующих понятиях: единомыслие, соучастие, сочувствие. Дайте психологическую интерпретацию этой идеи.

14. Какое состояние нравственного развития иллюстрируют следующие положения:

s человек несвободен при исполнении социальной нормы поведения;

s человек не свободен от давления извне, но свободен в выборе формы выполнения нормы на уровне правила;

s человек свободен от внешнего давления, но несвободен от собственного «Я».

15. Сейчас большое внимание уделяется обучению искусству общения. Но человек общается на протяжении тысячелетий... Почему же именно сейчас появилась необходимость учиться общению (родителям, педагогам, руководителям и др.)? Что было потеряно в человеческом общении за последнее столетие?

16. В чем заключаются задачи, цели, содержание воспитания студенческой молодежи?

Рекомендованная литература

1. [2].

2. [5].


Темы проектных творческих заданий студентов

(выполняются по выбору студентов или заданию преподавателя-лектора)

1. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

2. Личностно-ориентированные технологии обучения.

3. Таксономия целей личностно-ориентированного обучения.

4. Методика обучения студентов целеполаганию и рефлексии.

5. Обучение по индивидуальным образовательным программам в высшей школе.

6. Диагностика и оценка творческой деятельно­сти. Критериальные шкалы. Самооценка и оценка результатов обучения.

7. Технология разработки и использования творческих зада­ний в обучении.

8. Диагностика личностных качеств студентов.

9. Проблемы диагностики и оценки творческой деятельности студентов.

10. Типы образовательных характеристик студентов.

11. Образовательная программа по предмету как средство пла­нирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

12. Приоритетные задачи педагогики высшей школы.

13. Нормы и правила творческого освоения студентами изучаемой темы.

14. Технология образовательного целеполагания.

15. Технология реализации индивидуальной траектории.

16. Педагогический эксперимент.

17. Своеобразие социальной ситуации развития современного студента.

18. Противоречия студенческого возраста и пути их решения.

19. Социализация первокурсников.

20. Социально-психологические явления в студенческой академической группе.

21. Педагогическое мастерство.

22. Влияние преподавателя на формирование «Я-концепции» студента.

23. Основные направления реализации воспитательных функций в высшей школе

24. Конфликтные ситуации и их преодоление в учебно-воспитательном процессе в вузе.

25. Профессиональный диалог.

26. Профессионально-педагогическое общение.

27. Психолого-педагогическая модель преподавателя высшей школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.116.27 (0.154 с.)