Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематические семинары имеют следующие разновидности:

Поиск

Ÿ семинар-беседа (обсуждение заранее подготовленных студентами докладов, рефератов, творческих работ);

Ÿ семинар-дискуссия;

Ÿ семинар-конференция;

Ÿ семинар-круглый стол;

Ÿ семинар-симпозиум и др.

На семинарах-беседах студентам следует предлагать вопросы, носящие проблемный характер и требующие творческого, продуктивного мышления. Например: «Как Вы считаете, почему?», «Аргументируйте свою точку зрения», «Сравните научные факты и жизненные представления о…», «Чем можно объяснить, что …?», и т.п.

В процессе семинара-дискуссии, семинара-круглого стола, семинара-конференции, семинара-симпозиума и т.д. следует стимулировать к обсуждению несущие элементы интерактивного обучения, студентов, к дебатам. Такой подход приучает студентов самостоятельно мыслить, способствует развитию аналитических навыков, умений защиты собственной точки зрения, взвешенной аргументации, уважению к мнению других.

На старших курсах студентов привлекают к участию в спецсеминарах, специально организованных для общения начинающих исследователей с ведущими специалистами в определенной научной отрасли или профессиональной сфере. Спецсеминар чаще приобретает характер привлечения студентов к научной школе, приучает студентов к научно-профессиональному творчеству.

10.3 Структура и методика подготовки и проведения семинарских занятий

Преподавателю следует знать методику его подготовки и организации учебно-познавательной деятельности студентов:

1) сообщить тему и план семинара;

2) предложить для самостоятельного изучения основную и дополнительную литературу;

3) предоставить устные или письменные (в виде учебно-познавательных рекомендаций) советы по подготовке к семинарам;

4) выдать студентам индивидуальные задания и при необходимости провести консультацию по теме семинара.

Методика управления семинаром зависит от многих факторов: дидактической цели, педагогического мастерства преподавателя, готовности и активности студентов и др. В зависимости от типа семинара его структура может быть различной. В наиболее общем виде типичная структура семинарского занятия имеет следующую последовательность.

Организационная часть. Цель – мобилизовать студентов к обучению; активизировать их внимание, создать рабочую атмосферу для проведения занятия. Этап содержит приветствие преподавателя со студентами, выявление отсутствующих, проверку подготовленности к занятию (возможен короткий фронтальный опрос, короткий тест и т.п.)

Мотивация и стимулирование учебной деятельности. Предусматривает формирование потребности изучения конкретного учебного материала, сообщение темы, цели и задач семинара. Мотивация способствует четкому осознанию цели семинара, состоит в достижении конечного запланированного результата совместной деятельности преподавателей и студентов.

Обсуждение проблем, вынесенных на семинарское занятие. Заключается в обсуждении и управлении процессом рассмотрения основных вопросов семинара согласно выбранному виду и методики его проведения. Преподаватель должен позаботиться о поэтапном обсуждения и понимания студентами и изученной учебной информации.

Диагностика правильности усвоения студентами знаний. Состоит в выяснении причин непонимания определенного элемента содержания учебной информации, неумения или ложности выполнения интеллектуального или практического действия. Осуществляется с помощью серии оперативных кратковременных контрольных работ (письменных, графических, практических), устных фронтальных опросов, тренинга (при необходимости с использованием компьютерной техники).

Подведение итогов. Предполагает краткое сообщение о выполнении намеченной цели, задач занятия (анализ того, что было рассмотрено, качество деятельности группы и отдельных студентов, оценки их работы).

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Содержит объяснение содержания задачи, методики его выполнения, краткую аннотацию рекомендованных источников информации, предложения по выполнению индивидуальных заданий.

Различные виды семинарских занятий требуют различных форм подготовки к ним студентов:

1) все студенты готовят сообщение по всем вопросам семинара;

2) каждый студент готовит реферат по отдельным вопросам семинара;

3) студент готовит доклад творческого характера, содержащий элементы исследовательского характера.

Преподаватель должен обратить внимание студентов на необходимость глубокого ознакомления с проблематикой семинара, недопустимости механического переписывания материала из одного-двух источников, использование чужих конспектов или плагиата Internet информации Следует подчеркнуть, что критическое осмысление материала, разных взглядов на научную проблему, построение доказательных, аргументированных выступлений способствует формированию самостоятельного творческого мышления, крайне необходимого современному высококвалифицированному специалисту, ориентированному на деятельность в условиях высокой конкуренции.

Преподаватель должен быть образцом для студентов в подготовке к семинару. Он сам должен глубоко и досконально проработать всю литературу, рекомендованную студентам, сделать необходимые заметки, тщательно сформулировать основные, дополнительные, вспомогательные вопросы, которые необходимо и можно поставить студентам; четко сформулировать вступительное и заключительное слово семинара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.006 с.)