Факторы, правила и приёмы речевого воздействия
Содержание книги
- Факторы, правила и приёмы речевого воздействия
- Речевое воздействие и манипулирование
- Какие утверждения являются правильными? 1. Риторика – раздел речевого воздействия
- Какие утверждения являются правильными? 1. Риторика – это наука о речевом воздействии
- Какие утверждения являются правильными?
- Условия эффективного речевого взаимодействия
- Прочитайте диалоги. Какие цели общения достигнуты, какие – нет. Можно ли назвать общение эффективным. Почему
- Охарактеризуйте языковой паспорт девушки. Какие ошибки в речевом этикете и культуре речи она допустила.
- Как изменилось впечатление о девушке у молодого человека. Как можно описать его нынешнее представление о ней – какая она, по его мнению.
- Как изменилось впечатление о девушке у молодого человека. Как можно описать его нынешнее представление о ней – какая она, по его мнению.
- Охарактеризуйте языковой паспорт девушки. Какие ошибки в речевом этикете и культуре речи она допустила.
- Какие утверждения правильные?
- Перечислите использованные правила и приемы речевого воздействия
- Какие из перечисленных ниже речевых формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника. Расположите перечисленные выше формулы по убыванию категоричности.
- Какие из перечисленных ниже речевых формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника. Расположите перечисленные выше формулы по убыванию категоричности.
- Дебаты: спор или обсуждение?
- Правила для участников дебатов
- Роли и лимиты участников оксфордских дебатах
- Эффективность отдельных видов публичного выступления
- Фактор адресата в речевом воздействии
- Позитивно/негативно настроенная аудитория
- Оценка эффективности публичного выступления
- Приведите аргументы к приведенным ниже тезисам, используя приемы усиления аргументов.
- Приведите аргументы к приведенным ниже тезисам, используя приемы усиления аргументов.
- Подготовьте выступление по данным афоризмам. Подтвердите или опровергните афоризм.
- Какие утверждения верные, а какие – нет. 1. Орализация – это устное произнесение текста
- Какие утверждения верные, а какие – нет.
- Какие утверждения верные, а какие – нет. 1. Орализация – это Подготовка письменного текста к устному воспроизведению
- Какие утверждения верные, а какие – нет. 1. Популяризация - это объяснение сложных слов и понятий через простые
- Тема: Отработка выразительности речи
- Обозначение структурных частей выступления
- Факторы, влияющие на внимание слушателей
- Обращение к отдельным слушателям.
- Закончите свое выступление обращением к слушателям. Что можно пожелать или посоветовать, используя данные ниже факты.
- Какие утверждения правильные, а какие – нет.
- Виды протокольно-этикетных выступлений
- Какие утверждения правильные, а какие – нет.
- Прочитайте текст (ученик представляет гостя классу).
- Придумайте фразы с этими словами, характеризующие конкретного человека и поясняющие данное качество в его характере или поведении.
- Собственно убеждающее выступление
- Какие утверждения верные, а какие – нет. 1. Информационная речь – это лекция, рассказ учителя
- Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если Да, то к какому виду по цели).
- Какие утверждения правильные, а какие – нет.
- Какие утверждения правильные, а какие – нет.
- Какие утверждения правильные, а какие – нет.
- В каком случае соблюдено правило использования цифр в публичном выступлении, а в каком — нет. Исправьте случаи ошибочного использования цифрового материала.
Похожие статьи вашей тематики
Факторы речевого воздействия – совокупность типовых вербальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения. Основными факторами речевого воздействия являются:
1. Внешность говорящего;
2. Соблюдение коммуникативной нормы;
3. Установление контакта с собеседником;
4. Взгляд;
5. Физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы);
6. Голос;
7. Стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление);
8. Организация пространства общения;
9. Содержание речи;
10. Языковое оформление;
11. Объём сообщения;
12. Расположение фактов и аргументов, идей;
13. Продолжительность;
14. Коммуникативный жанр (учёт правил эффективности определённого жанра речи – митинговое выступление, критика, замечание, приказ, просьба и т.д.)
Правила общения и речевого воздействия – это сложившиеся в обществе представления и рекомендации по общению.
Правила общения и речевого воздействия
| Правила речевого воздействия (как лучше, как эффективнее?), то есть конкретные речевые рекомендации Примеры правил речевого воздействия: чаще обращаться к собеседнику, снижать себя в глазах собеседника, индивидуализировать собеседника в разговоре и др.
| Нормативные правила общения (как надо? Как правильно?), то есть правила речевого этикета
Примеры нормативных правил: знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить, за причинённое неудобство надо извиниться, пострадавшему выразить сочувствие и т.д.
|
Приёмы речевого воздействия – конкретные способы реализации правил речевого воздействия, например: правило «Сокращайте дистанцию до собеседника», приёмы реализации: подойти поближе.
Коммуникативная позиция.
Коммуникативная позиция – это степень авторитетности отдельного участника общения для собеседников, степень влиятельности его речи в конкретной ситуации общения.
Усиливают коммуникативную позицию следующие приёмы:
- повтор обращения (закон имени) – Ну Анна Петровна, ну Анна Петровна, ну пожалуйста, Анна Петровна…;
- повышенная эмоциональность речи;
- приближение к собеседнику;
- открытые жесты, обращённые к слушателю;
- укрупнение собеседника (когда мы хвалим его, выделяем из других, делаем ему комплименты и т.д.);
- повышение громкости голоса, придание речи авторитетности и уверенности;
- демонстрация доброжелательности мимикой, жестами;
- привлекательность нашего внешнего вида
Защитить свою позицию можно:
- увеличивая дистанцию между нами и собеседником;
- разместившись за препятствием (столом)
- отклоняясь назад при разговоре;
- принимая закрытые позы (например, скрещивая руки на груди, поворачиваясь боком к собеседнику)
Ослабить коммуникативную позицию собеседника можно, посадив его в низкое кресло, расположив собеседника так, чтобы у него за спиной было движение, чтобы он был хорошо освещён, а вы – в тени и т.д.
Способы речевого воздействия на личность
Задача речевого воздействия – при помощи речи изменить поведение или мнение собеседника либо собеседников в необходимом говорящему направлении.
Основные способы речевого воздействия
Доказывание
Доказывать – это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса.
Убеждение
Убеждать – это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, тезис установлен
Уговаривание
Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего
Клянченье
Клянчить – это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы
Внушение
Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите – без обдумывания, без критического осмысления.
Просьба
Просить – это побуждать собеседника сделать что- либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.
Приказ
Приказать – это побудит человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения
Принуждение
Принудить – значит заставить человека сделать что-либо против его воли.
|