Схемы возрастной периодизации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы возрастной периодизации.



  1. Биологическая схема, основанная на закономерностях роста и развития ребенка в различном возрасте:

-период новорожденности (1-10 дней);

-грудной возраст - до 1 года;

-ранее детство - 1-3 года;

-первое детство - 4-7 лет;

-второе детство - мальчики 8-12;девочки - 8-11 лет;

-подростковый возраст -мальчики 13-16;девочки - 12-15 лет;

-юношеский возраст - юноши 17-21;девушки - 16-20 лет.

2. Социальная схема возрастной периодизации (обусловлена структурой детских учреждений – детсадов и школ): преддошкольный возраст - до 3 лет; дошкольный - 3-7 лет; младший школьный - 7-10 лет; средний школьный - 11-14 лет; подростковый - 15-18 лет.

         ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Физическое развитие - комплекс морфологических и функциональных признаков, определяющих рост, формирование  организма ребенка, запас его жизненных сил, выносливость и дееспособность.

Физическое развитие - один из важнейших показателей, характеризующих состояние здоровья населения и влияния на него различных факторов наряду с заболеваемостью, демографическими показателями и инвалидизацией. Для оценки состояния здоровья детских контингентов этот показатель используется наиболее часто вместе с заболеваемостью.

Цели исследования физического развития: выявление закономерностей роста и развития; оценка индивидуального и популяционного уровня здоровья; исследование процессов акселерации и деселерации, изучение влияния факторов окружающей, социальной среды, генетических факторов; оценка эффективности лечебно-профилактических мер.

 Физическое развитие как критерий индивидуального здоровья.

Медосмотр детей, особенно младшего возраста начинается с оценки физического развития, поскольку его отставание от возрастных стандартов может свидетельствовать о наличии скрытых заболеваний, нарушениях питания, умственной и физической перегрузке, плохих бытовых условиях, наследственных факторов. Это очень важно для врача-педиатра.

Физическое развитие как критерий популяционного здоровья.

Физическое развитие детских контингентов является одним из важных показателей здоровья населения и отражает влияние социально-экономических факторов, генетических факторов, качества окружающей среды и уровня здравоохранения. При изучении опасности загрязнения окружающей среды очень часто проводят исследования физического развития детей и подростков в различных регионах. Исследованиями сотрудников нашей кафедры установлена корреляционная зависимость физического развития детей и школьников в различных регионах Крыма с уровнем загрязнения окружающей среды.

Методы исследования физического развития.

Требования к методам исследования: применение простых и доступных методик, проведение исследований в одно и тоже время (лучше - утром после сна), достаточная достоверность и точность измерений.

1. Соматометрические (антропометрические) - измерение роста, массы тела и окружности грудной клетки.

2. Соматоскопические - описание формы скелета, позвоночника, грудной клетки, ног, развития мускулатуры, жироотложения, состояния кожи, полового развития по критериям Таннера.

3. Физиометрические - жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила, артериальное давление, пульс.

Способы оценки физического развития.

Оценка по способу сигмальных отклонений.

Имеются стандартные таблицы физического развития детей и подростков по возрасту и полу в разных регионах, разработанные на основе статистических исследований больших контингентов детей, где указывается средние показатели (М) роста, массы тела и окружности груди с приведением сигмы - среднеквадратического отклонения (в статистике сигма характеризует вариабельность изучаемого показателя).

Методика.

1 Этап. Определение показателей физического развития у конкретного ребенка.

2 этап. Из полученных фактических данных вычитают значение средних величин (М) по каждому показателю из таблицы стандартов физического развития.

3 этап. Полученную разность делят на приведенную в таблице сигму для данного показателя.

Оценка полученных результатов.

Если частное от деления, полученное на 3 этапе, от +1 до -1 - развитие среднее; +1- +2 - выше среднего; -1-2 - ниже среднего; более +2 или менее -2 - высокое или низкое развитие. 

Недостаток этого метода - каждый показатель оценивается раздельно, без взаимосвязи, нельзя оценить гармоничность развития. Для устранения этого недостатка предложено развитие метода сигмальных отклонений - построение профиля (графика) физического развития: графически изображают данные полученные по каждому показателю, при этом если все частные сигмы по 3 антропометрическим показателям (рост, масса тела, окружность груди) находятся в пределах +-1 сигмы - развитие пропорциональное (гармоничное), до 2 сигм - дисгармоничное, более 2 сигм - резко дисгармоничное.

             2.Оценка по шкалам регрессии (регрессионным сигмам), показывающим на основе статистических исследований, какие масса тела и окружность груди должны соответствовать данному росту. 

Методика. От полученных фактических показателей массы тела и окружности груди данного ребенка вычитаем средние показатели, соответствующие данному росту (из оценочных таблиц) и разницу делим на частные (регрессионные) сигмы, показывающие, в каких пределах возможны изменения массы и окружности груди по отношению к росту при гармоничном развитии.

Варианты оценки: развитие гармоничное, если все частные от деления находятся в пределах от +1 до -1 сигмы; дисгармоничное - от +2 до -2 сигм и резко дисгармоничное - более +2 или менее -2 сигм.

 

3. Оценка по центильным рядам (центилям). Этот способ наиболее распостранен в педиатрии. Для исследования необходимо не менее 100 детей, располагаемых по возрастанию каждого показателя (рост, масса, окружность груди), при этом первый ребенок - 1 центиль, последний - 100 центиль. Развитие считается средним между 16 и 84 центилем (плюс-минус 2 сигмы для 100 наблюдений). В педиатрии в качества диапазона среднего (нормального) развития используют диапазон от 25 до 75 центиля. Недостатки: не оценивается взаимосвязь показателей и гармоничность развития, для исследований необходимо большое количество детей.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И ШКОЛАМ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ (ДДУ).

Разновидности ДДУ: детский сад (дети 3-7 лет), ясли (до 3 лет), детский комбинат (ясли+детсад), дом ребенка, дошкольный детский дом, специализированные ДДУ для детей с нарушениями развития, дошкольные оздоровительные учреждения для летнего отдыха.

Требования к выбору участка ДДУ

- доступность для населения - радиус обслуживания в микрорайоне - 300м;

- оптимальные гигиенические условия на выбранном участке (оптимальный микроклимат, отсутствие загрязнения воздуха химическими и физическими факторами, наличие зеленых насаждений).

По расположению ДДУ в жилом микрорайоне выделяют варианты:

- наиболее оптимальное расположение - внутриквартальное - между жилыми домами вдали от дорог;

- допустимое - с выходом на внутриквартальные проезды;

- неоптимальное - с выходом на перекрестки или магистральные дороги.

Требования к участку ДДУ:

1. Площадь участка - 30-40м2 на 1 ребенка.

2. Должно быть 2 входа - главный и хозяйственный, форма участка - прямоугольная.

3. Функциональное зонирование участка – (соблюдение принципа групповой и возрастной изоляции):

- зона застройки (здания ДДУ);

- зона групповых площадок;

- зона физкультурных площадок;

- хозяйственная зона;

- зона зеленых насаждений.

Требования к функциональным зонам ДДУ.

ЗОНА ЗАСТРОЙКИ.

Ее площадь зависит от системы застройки ДДУ - централизованная (неоптимально - все группы и хозяйственные помещения - в 1 здании), павильонная (много отдельных зданий – участок занимает много места, дорогое строительство), централизованно-блочная (современные проекты - блок ясель, детсада, физкультурного зала, хозяйственный блок). Здание должно располагаться не ближе 25м от границы участка, окружено зелеными насаждениями (если деревья - не ближе 10м, если кустарники - 5м от здания – сохранение естественной освещенности).

ЗОНА ГРУППОВЫХ ПЛОЩАДОК

Групповые площадки должны иметь площадь по 7,2 м2 на 1 ребенка, теневой навес 40м 2, игровое и физкультурное оборудование соответственно возрасту. Расчет необходимого количества площадок - 1 площадка на 2 ясельные или 4 детсадовские группы. Площадки отделяются зоной зеленых насаждений, соединены асфальтированной дорожкой шириной 1,5м.

ЗОНА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПЛОЩАДОК

Должны быть 2 физкультурные площадки по 150-250м2 - отдельно для младших и старших возрастных групп - беговые дорожки, прыжковые ямы, другое физкультурное оборудование.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЗОНА

Должна быть расположена в дальней части участка, ближе к хозяйственному въезду, отделена зелеными насаждениями.

ЗОНА ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Должна занимать не менее 50% площади участка. Среди растений не должно быть с колючками, а также оказывающих раздражающее и аллергенное действие, ядовитых дикорастущих растений.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ ЗДАНИЯ ДДУ

Главный принцип планировки - принцип групповой изоляции - профилактика инфекционных заболеваний и возможность проведения карантинных мероприятий; различный режим дня в разных возрастных группах; профилактика травматизма при объединении детей разного возраста.

Здание должно быть не выше 2 этажей, основные группы помещений: групповые ячейки, помещения общего пользования, медицинские помещения, административно-хозяйственные.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 К ГРУППОВОЙ ЯЧЕЙКЕ В ДДУ

Основная функциональная единица ДДУ – групповая ячейка - набор помещений, предназначенный для пребывания 1 группы детей.

Состав: приемная-раздевалка, групповая комната (или отдельно игровая, спальня, столовая), буфет, санузел, веранда (для ясельных групп).

Приемная-раздевалка - площадь 18м2, шкафы для верхней одежды, скамейки, стеллажи для игрушек, используемых на прогулках. В ясельных группах - пеленальные столы и столы для кормления детей матерями.

Групповая - одно общее помещение или может быть разделено на игровую комнату и спальню.

Гигиенические требования к групповой комнате в ДДУ.

Общая площадь - 4м2 на 1 ребенка. В ясельных группах - 2 манежа, место, отделенное барьером для развития движений, пеленальные столы, шкафы для игрушек, в детсадовских группах - простые гимнастические снаряды.

Микроклимат: температура воздуха 21-220 (ясли), 18-220 (детсад), влажность 40-60%, скорость движения воздуха 0,1-0,3м/с (в ясельных группах 0,07-0,1 м/с – предупреждение сквозняков – простудных заболеваний).

Вентиляция: кратность 3, объем на 1 ребенка 20м3/час, содержание СО2 - до 0,1%.

Освещение: естественное - СК 1/4-1/5, КЕО - 1,5%, угол падения на столах для занятий 270, угол отверстия – 50. Искусственное общее освещение - 150 лк.

Другие помещенения в ДДУ.

Помещения общего пользования: гимнастический и музыкальный зал (по 75м2), методический кабинет, дополнительные: плавательный бассейн, зрительных зал, кабинет для ручного труда и рисования.

Медицинские помещения: медицинская комната, процедурный кабинет, изолятор.

Административно-хозяйственные помещения: кабинет заведующего с холлом для проведения встреч с родителями, гардероб и душевая для персонала, стиральная и гладильная, пищеблок.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОБОРУДОВАНИЮ В ДДУ

Гигиенические требования к детской мебели: соответствие антропометрическим размерам детей, травмобезопасность, мебель должна быть изготовлена из дерева, покрыта светлой нетоксичной краской, запах краски не более 1 балла.

Гигиенические требования к игрушкам в ДДУ:

1. Вес игрушек: до 3 лет - до 100г, 3-7лет - 400г, более 7-10 лет - 800г.

2. Размеры мелких деталей игрушек для детей до 3 лет - не менее 3 см.

3. Материал - пищевые сорта резин и пластмасс. Краски - нетоксичные, устойчивые к дезсредствам, яркие, соответствующие природе, запах игрушек для детей до 3 лет - 1 балл, от 3 до 7 лет - 2 балла.

4. Не рекомендуется применение игрушек, плохо поддающихся дезобработке (мягкие игрушки).

5.Напряжение эл. тока в игрушках - до 12 В.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛАМ.

Требования к размещению:

1) доступность (радиус обслуживания 1,5 км в городе и 3км - в селе);  

2) оптимальные гигиенические условия в месте будущего участка школы.

Требования к школьному участку

Площадь - 20-50м2 на 1 ученика, прямоугольной формы.

Функциональное зонирование участка:

- зона застройки (школьного здания);

- зона отдыха;

- учебно-опытная зона;

- спортивная зона;

- хозяйственная;

- зеленых насаждений

Зона застройки - здание - не ближе 25м от границ участка, окружено полосой защитных зеленых насаждений (не ближе 5-10м от здания).

Зона отдыха - 2 площадки для подвижных игр для младших и старших классов, площадки для тихого отдыха, скамейки.

Учебно-опытная зона - сад, огород, теплицы, метеоплощадка, учебные мастерские и т.д.

Спортивная зона - стадион с беговыми дорожками и ямами для прыжков, площадки для волейбола, спортивные снаряды и др.

Хозяйственная зона - в конце школьного участка ближе к хозяйственному входу, отделена зелеными насаждениями.

Зона зеленых насаждений - не менее 40-50% площади участка.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.7.207 (0.044 с.)