Стоимость как общественная и индивидуальная категория



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стоимость как общественная и индивидуальная категория



 

В трудовой теории подчёркивается общественный, а не индивидуальный характер стоимости. Это положение можно понимать двояко. Во-первых, стоимость проявляется только в сфере обмена, то есть, общественной сфере. Она порождается экономическими отношениями между людьми и вне их не существует. С этой точки зрения стоимость и в синтетической концепции носит общественный характер.

Однако трудовая теория не ограничивается этим. Она рассматривает общественный характер категории «стоимость» и с другой стороны. Она считает, что стоимость — не природное свойство блага, а общественное отношение между товаропроизводителями по поводу пропорции обмена принадлежащих им товаров. Это проявляется в том, что «субстанцией» стоимости являются не индивидуальные, а общественно необходимые затраты труда и величину стоимости составляет не индивидуальное, а общественно необходимое рабочее время.

В синтетической концепции подобное понимание общественного характера категории в полной мере относится к цене, но не к стоимости. Величина стоимости формируется самим субъектом, и только им. Он не вступает ни в какие «общественные отношения» со своим контрагентом ― ни по поводу затраты ими обоими общественного труда на производство разных по своей потребительной стоимости товаров, ни по поводу затраты других факторов производства, ни по поводу оценки ценности обмениваемых товаров. Субъект формирует стоимость на основе не общественных (признанных рынком) и абстрактных, а индивидуальных и конкретных (входящих в калькуляцию себестоимости его товара) затрат факторов производства. При этом он принимает во внимание долю ценности чужого товара в совокупной ценности своего МНТ (пцч). С этой точки зрения стоимость представляет собой не «общественное отношение», а сугубо индивидуальную категорию.

Иное положение с ценой. Успешное завершение обмена и установление цены (в соответствии с отражающими «закон стоимости» неравенствами (10а) или (10б)) означает признание осуществлённых субъектом затрат со стороны общества. Без этого признания обмен не осуществится и обменное отношение (выраженное в цене) не возникнет. Поэтому, в отличие от стоимости, величина цены определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами факторов производства, потребными для производства товара. В синтетической концепции не стоимость, а цена представляет собой общественное отношение (в понимании трудовой теории).

 

1. Стоимость товара формируется субъектом на основании конкретных затрат факторов производства. Однако в процессе обмена общество (в лице покупателей) ничего не знает и ничего не желает о них знать. Поэтому затраты факторов производства получают общественное признание в обезличенном, лишённом конкретных различий, то есть, абстрактном виде.

Таким образом, абстрактный характер осуществлённых субъектом затрат факторов производства проявляется не на этапе формирования стоимости, а на этапе формирования цены, как результат действия «закона стоимости». Собственно говоря, то же имеет место и в трудовой теории: субъект не знает заранее, будут ли затраты его труда признаны обществом необходимыми и тем самым превратятся в стоимость, или его товар станет материальным воплощением напрасно потраченных сил и средств.

Различие заключается в том, что в трудовой теории стоимость не существует без общественного признания затрат труда, а в синтетической концепции стоимость формируется индивидом и потому не зависит от признания необходимости затрат факторов производства со стороны общества (рынка).

2. В классической политэкономии меновое отношение (например, 1 олень равен 10-ти лососям) формируется рынком под влиянием стихийных рыночных сил. Во всяком случае, оно формируется не единственным субъектом. В синтетической концепции уже начальное меновое отношение, описываемое равенством (1), формируется исключительно самим субъектом без участия каких-либо других участников рынка. То же относится и к частным меновым отношениям собственного товара субъекта и всех чужих товаров, входящих в его МНТ. Поэтому, если в классической политической экономии меновое отношение двух товаров вследствие механизма своего формирования является общественным, то в синтетической концепции таковым оно становится после установления цены, а на этапе формирования стоимости меновое отношение ― сугубо индивидуальное.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.019 с.)