УЧЁТ ЗАТРАТ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УЧЁТ ЗАТРАТ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА



В СТОИМОСТИ ТОВАРА

 

Мы начинаем рассмотрение вытекающего из синтетической концепции механизма формирования и распределения доходов участников процесса производства товара.

Таковыми участниками являются владельцы факторов производства, задействованных при создании конкретного товара. Как указано в главе «Категории», в обсуждаемой концепции под факторами производства понимаются лимитированные блага, используемые при создании продукта. Если продукт производится с целью обмена, то величина его стоимости должна компенсировать осуществлённые затраты факторов производства их владельцам. В этой главе предстоит выяснить, затраты каких факторов производства должны учитываться в величине стоимости товара и что собой представляют эти затраты.

Предварительно, однако, следует уточнить содержание используемых категорий. Предыдущие главы должны были доказать, что то повышенное внимание, которое уделяется в данной работе разработке и анализу понятийного аппарата, вполне обосновано и оправданно, поскольку уяснение смысла каждой категории ― совершенно необходимый этап при анализе проблемы стоимости. Традиционно перечень факторов производства ограничивают трудом, капиталом и «землёй». Синтетическая концепция не вносит ничего нового в содержание понятия «труд», но две остальные категории требуют некоторых пояснений.

 

 

Капитал

 

В понятие «капитал» вкладывают разное содержание. В финансовой сфере капиталом называют сумму денег, находящуюся в обороте, в экономиксе — один из факторов производства, в марксистской политэкономии — стоимость, приносящую прибавочную стоимость в результате эксплуатации наёмных рабочих капиталистами.

В данной работе под капиталом понимаются задействованные в производстве продукта средства производства. Деньги не попадают под это определение, они — ресурсы, а не капитал (в этом отличие от экономикса). Они могут быть потрачены на приобретение предметов потребления, предоставлены в качестве кредита или вообще лежать без движения. Купленные на деньги средства производства (машины, оборудование, сырьё и т. п.) также пока не капитал, а простые блага. И только в процессе создания продукта средства производства превращаются в фактор производства — капитал. Далее, если продукт становится товаром, он обретает стоимость, а затраты средств производства в натуральной или, при наличии товарно-денежных отношений, в денежной форме подлежат возмещению в стоимости товара. (Эти деньги в данном случае ― те же затраченные средства производства, но не в натуральном, а потенциальном виде).

Отсюда следует вывод, парадоксальный с точки зрения сложившейся практики, но логичный для синтетической концепции: заёмного капитала не существует. Предприниматель производит товар с помощью собственных средств производства (то, что они могли быть приобретены на заёмные ресурсы, то есть деньги, дела не меняет) или он их арендует. Представить себе производство заёмными машинами или на заёмном сырье довольно сложно. Нельзя занять капитал, можно занять ресурсы и превратить их в капитал.

 

 

«Земля»

 

Все теории стоимости относят к источникам продукта, его потребительной стоимости и полезности не только факторы производства, но и природу. Однако возникает закономерный вопрос: как эта «природа» соотносится с фактором производства под названием «земля»?

Существует не одно определение понятия «природа», можно остановиться на следующем: природа — это окружающий нас мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений29. Но природа как экономическая категория, являющаяся источником блага — более узкое понятие, это только часть «окружающего нас мира». Природа как экономическая категория также представляет собой блага, а именно, природные блага — солнечную энергию, химические реакции и физические процессы, воду, лес и т. п. Если мы выделим среди природных благ лимитированные блага (к ним могут относиться вода, земля, полезные ископаемые) и задействуем их в процессе создания продукта, то мы получим, наконец, фактор производства. Общепринятое его название — «земля». Его следует брать в кавычки, во избежание путаницы с землёй (без кавычек), то есть, участком земли.

 

 

Общественные блага

 

Раз уж мы взялись упорядочивать сложившиеся взгляды на факторы производства, надо критически проанализировать и их состав. Почему, собственно говоря, их количество ограничивают тремя? Если проанализировать ситуацию, то можно прийти к выводу, что традиционный перечень следует пополнить, по крайней мере, ещё двумя факторами производства.

Труд, капитал и «земля» зримо и явно участвуют в производственном процессе. Но это не означает, что те факторы производства, которые используются неявно или участие которых скрыто рядом опосредствующих звеньев, вносят менее важный вклад в создание товара. В частности, современное производство невозможно без использования экономической и социальной инфраструктуры общества, то есть общественных благ. Общественные блага — это любые предоставляемые потребителю общедоступные блага (вещи и услуги), являющиеся результатом человеческой деятельности. Их производство организуется государством за счёт взимания налогов. Общественные блага включают в себя экономическую инфраструктуру, например, дороги и плотины, а также социальную инфраструктуру — государственные системы образования и здравоохранения, обеспечение внешней безопасности и внутреннего порядка, науку и т. д.

Общество в лице государства всей своей мощью принимает участие в создании любого товара. Дорожная сеть облегчает предприятию доступ на рынок, качество рабочей силы зависит от уровня образования и здравоохранения, без применения достижений науки невозможен технический прогресс. Явное и неявное использование общественных благ конкретным предприятием приводит к снижению средних и предельных издержек производства товара, то есть носит характер внешней экономии (по А. Маршаллу). Поэтому общественные блага должны быть признаны в качестве самостоятельного фактора производства наравне с трудом, капиталом и «землей».

 

 Участие общественных благ в создании продукта — не открытие. Вот как об этом говорится в учебнике экономикса: «В распоряжении предпринимателя, считающего, что он сам создал и самого себя и своё дело, находится вся общественная система — квалифицированные рабочие, оборудование, рынок, мир и порядок — разветвлённый и всё пронизывающий аппарат, созданный совместным трудом миллионов людей и десятков поколений. Уберите общественный фактор — и вы получите... голого дикаря»30. Лучше не скажешь!

В синтетической концепции упомянутый «общественный фактор» называется «общественные блага», и он окончательно узаконивается в качестве фактора производства.

 

Общественные блага представляют собой не природные блага, а продукты. А создание любого продукта требует затрат факторов производства. Государство покрывает эти затраты путём сбора налогов. Однако величина налогов, выплачиваемых субъектом, в том числе, товаропроизводителем, как правило, не связана непосредственно с составом (перечнем) и объёмом используемых конкретно им общественных благ. Отсутствует также прямая зависимость налоговых выплат от действительной стоимости потребляемых общественных благ. Поэтому отношения субъекта и государства в сфере налогов не носят характера обмена товаров, подчиняющегося закону стоимости. Налоги, выплачиваемые субъектом, обеспечивают ему свободный доступ к общественным благам. Это позволяет отнести общественные блага, согласно принятой выше классификации, к квазинеэкономическим благам ― ограниченным, но со свободным доступом к ним.

 

Внешний признак квазинеэкономических благ ― видимая «бесплатность» пользования ими. На самом деле они, представляя собой продукты, не получены без затрат, и субъект через налоговую систему компенсирует осуществлённые затраты. Однако отсутствие зависимости налоговых выплат от объёма и состава потребляемых благ создаёт видимость их «бесплатности», что воспринимается как равный и свободный доступ к ним.

При этом плата, осуществляемая в форме налога, не должна рассматриваться в качестве безусловного признака квазинеэкономических благ. Например, за доступ к продуктам натурального или домашнего хозяйства налог не взимается.

 

 

Учредительство

 

Некоторые экономисты предлагают включить в число факторов производства предпринимательскую способность. Однако предприниматель, как правило, владеет не одним фактором производства и выполняет связанные с каждым из них функции. Поэтому предпринимательская способность ― многогранное явление, объединяющее в себе несколько факторов производства. Приняв позицию упомянутых экономистов, мы получим то, чего старательно избегаем в этой работе ― смешение понятий.

Чтобы этого не допустить, необходимо последовательно «отсечь» от предпринимательской способности все функции, связанные с владением уже известными факторами производства, и посмотреть, что же останется. В частности, очевидно, что факт наличия у предпринимателя прав собственности на средства производства и «землю» ничего нового к списку факторов производства добавить не может. То же относится к организации производственного процесса и управления им, так как это ― труд. Безусловно, среди владельцев предприятий (капиталистов) иногда встречаются выдающиеся и даже великие организаторы производства и управленцы, но вся их деятельность в этом качестве — это труд, и она полностью соответствует содержанию этого фактора производства. Тем более, что в современных условиях функция управления часто возложена на наёмных работников — менеджеров, и это ещё одна причина, по которой она не может рассматриваться в качестве неотъемлемого признака предпринимательской деятельности.

Вместе с тем среди функций, осуществляемых предпринимателем, всё-таки выделяется одна, которая не сводится к другим факторам производства и не может быть замещена ни одним из них — учредительство. Учредитель принимает на себя основную часть возможных рисков и инициирует производство продукта. Владелец предприятия может использовать заёмные ресурсы и наёмный управленческий аппарат, но учредительство всегда присутствует в его деятельности и выделяет его среди остальных владельцев факторов производства.

Главной и определяющей функцией учредителя является принятие на себя всех рисков, связанных с организацией и функционированием предприятия. (Под предприятием здесь и ниже понимается не только завод или фабрика, но любой проект, конечным результатом которого является производство товара — вещи или услуги). Учредительство не обязательно предполагает новаторство (внедрение более эффективных технологий, прогрессивных методов организации производства, выпуск новых товаров), но ему всегда сопутствует неопределенность перспектив. Учредитель, прежде всего, это тот, кто принимает на себя весь риск, связанный с организацией нового предприятия. В этом качестве выступают, как правило, государство, другие общественные институты, частные лица или группы лиц. Гораздо реже новые предприятия создаются путем кооперации независимых мелких производителей.

Инициируя создание предприятия, учредитель рискует принадлежащими ему ресурсами. Риск заключается в том, что вложенные в предприятие ресурсы могут не окупиться в результате невостребованности товара рынком или по какой-либо другой причине. Часть рисков (например, потеря товара в случае кораблекрушения) может быть застрахована, но в той мере, в какой сохраняются оставшиеся риски, сохраняется и учредительство. 

Учредительство удовлетворяет определённую общественную потребность, поэтому оно наделено потребительной стоимостью и является благом — услугой. Учредитель оказывает эту услугу, в конечном счёте, всему обществу. Однако тут мы вступаем в конфликт с трудовой теорией. В марксистской политэкономии услугой называется трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какую-либо потребность человека31. Из этого определения следует, что услуга рассматривается как вид труда, результатом затрат которого является не вещь, а полезный эффект.

Логика трудовой теории понятна: в ней единственный источник стоимости — труд, следовательно, любой товар, в том числе, в форме услуги является результатом труда. В синтетической концепции все факторы производства признаются источниками стоимости, поэтому все они, включая и тот, который назван учредительством, могут создавать услуги. Под услугой в данном случае понимается целесообразная деятельность владельца фактора производства, обеспечивающего его функционирование (в частности, функция учредительства состоит в принятии на себя всех рисков и инициировании создания продукта), причём результаты этой деятельности выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какую-либо потребность человека. Таким образом, учредительство осуществляется в форме услуги, не связанной с затратами труда. Учредительство невозможно измерить в часах рабочего времени, если бы это удалось, мы были бы обязаны рассматривать его как одну из функций труда, а не в качестве самостоятельного фактора производства.

Другие предварительные замечания

 

Итак, в синтетической концепции продукт и товар являются результатом совместного действия пяти факторов производства — труда, капитала, «земли», общественных услуг и учредительства. Затраты именно этих факторов производства должны учитываться в величине стоимости товара. Однако, что собой конкретно представляют собой эти затраты и какие действия владельцев факторов производства должны компенсироваться в стоимости?

Прежде, чем начать поиск ответа на эти вопросы, необходимо сделать ещё несколько замечаний.

Во-первых, в этой главе анализируется участие факторов производства в создании товара. Формирование стоимости в случае продажи блага, используемого в качестве фактора производства, рассматривается в следующей главе на примере участка земли.

Во-вторых, в этой главе будем считать, что каждый субъект владеет только одним фактором производства. (Отклонения от этого принципа будут всякий раз особо отмечаться). Это допущение, в общем-то, противоречит реальной действительности, в которой осуществление одним лицом затрат нескольких факторов производства, например, учредительства, капитала и труда или капитала и «земли», скорее правило, чем исключение. Однако принятое допущение о раздельности владения каждым фактором производства позволит получить решение проблемы в принципиальном, «чистом» виде. Полученное решение можно будет легко распространить на все реальные случаи.

В-третьих, отношения субъекта и государства по поводу оказания последним общественных услуг носят специфический, нерыночный характер. Монопольное положение, занимаемое государством, подчёркивает и усиливает этот вывод. В целом налоги компенсируют затраты государства на создание общественных благ, но формирование стоимости и цены этих затрат происходит иначе, чем в объекте нашего анализа ― конкурентной экономике. По этой причине общественные блага исключаются из рассмотрения. Таким образом, речь пойдёт о вкладе в стоимость товара затрат оставшихся четырёх факторов производства.

В-четвёртых. Выше было отмечено, что сами по себе факторы производства представляют собой абстрактную категорию и не имеют стоимости и цены. Факторы производства реально существуют только в виде благ. Поэтому, если где-то в этой работе по недосмотру появится выражение «стоимость факторов производства», это следует рассматривать как ошибку. До начала процесса производства товара, то есть, при купле-продаже, найме, аренде речь может идти только о стоимости блага (которому ещё только предстоит выступить в роли фактора производства), а после начала ― о стоимости затрат фактора производства.

И последнее замечание, самое важное и принципиальное. Исходным для формирования стоимости является равенство (1), которым субъект приравнивает свои ресурсы (Рсуб) и МНТ (Рмнт). В МНТ входят блага (товары), необходимые субъекту для компенсации осуществлённых им затрат факторов производства (повторенье ― мать ученья!). Поэтому субъект имеет основание претендовать на МНТ только в том случае, если с его стороны имели место затраты факторов производства ― собственных, арендуемых или наёмных. Этот факт отражён на рис. 2 стрелкой, соединяющей затраты Зсуб и блага, входящие в МНТ Рмнт. Полученный вывод можно сформулировать короче: нет затрат ― нет МНТ и стоимости. Это главное правило, которым следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о том, как затраты факторов производства формируют стоимость товара. 

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.031 с.)