Коммуникативное обучение иностранным языкам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативное обучение иностранным языкам.



В деятельностно-личностно-коммуникативном (в практике его обычно называют «коммуникатив ным) метода, в котором в центре внимания находится формирование коммуникативной компетенции,уделяется большое внимание учёту личностных особчвистей ученика, коммуникативной мотивированности учебного процесса.

Технология коммуникативного метода обучения - обучени е на осн ове общения,- позволяет достигнуть таких результатов. Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных методов обучения иностранному языку.

Концептуальными положениям и коммуникативного метода по Е.И. Пассову являются следующие:

1. Иностранный язык в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью и средств ом об учения.

2. Язык - средство общения, идентификация, социализация и приобщение индивиды к культурным ценностям страны изучаемого языка.

3. Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:

• способами овладения;

• плотностью информации в общении;

• включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;

• совокупностью реализуемых функций;

• соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития ребенка.

Главными участниками процесса обучения являются учитель и ученик. Отношения между н ими основ аны на сотрудничестве и равногтр авном речевом партнерстве.

Основными принципами построения содержания обучения с использованием коммуникативного метода обучения являются следующие:

1. Речевая направленность, т.е. - обучение иностранному языку через общение. Коммуникативный метод впервые выдвинул положение о том, что общен ию следует обучать только чер ез общение. Общение на деле служит:

а) каналом, по которому осуществляется познание;

б) средством, развивающим индив идуа льност ь:

в) инструм ентом воспитания необходимых черт личности;

г) способом передачи опыта и развития умения общаться,

Учитель иностранного языка обучает учеников способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из о сновных целей обучения иностранному языку. Однако целью обучения является иноязычная речевая деятельность как средство межкультур ного взаимодейств ия. Язык -элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в культуре. И здесь уже речь идет о формировании страновед ческ ой компетенции. На учить говорить можно только. го воря, слушать - слушая, читать - читая. Чем упражнение более подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плановое, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией; не допускается ни одна фраза, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения.

Поэтому, чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

2. Функциональность. Данный принцип предполагает, что каждый ученик должен понять, что мо жет дать лично ему практическое влад ение языком.

Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления). Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности. Функциональности проявляется именно в том, что объектом усв оения являются речевые средства с ами по себе, а фу нкции, выполняемые данными с редствами.

3. Ситуативность – это ролевая организ ация учебн ого проце сса. Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций, понимаемых как система взаимоотношения.

Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

Чтобы усвоить язык, н ужно не язык изучать, а окружающий мир с его п омощью.

Ситуация используется как основа для сотрудничества. Желание говорить появляется у учеников только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящего.

4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока:

- новиз на речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.).

- новизна использова ния материал а (его информативность). Таким образом, нов изна обеспечивает отказ от произв ольног о заучивания (высказываний, диалогов, текстов и т.д.), развивает речепроизводство, эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывает интерес к учебной, познавательной и любой другой деятельности. Учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию -оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непро извольное запомин ание).

5. Личностная ориентация общения. Речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: (опытом (у каждого он свои), контекстом деятельности, набором определенных чувств и эмоций, своими интересами. И именно личностной индивидуализация предполагает учет и использование всех этих параметров, присущих личности. Все это позволяет вызвать у учащегося истинную мотивацию. В этом случае работает не стимуляция, а внутреннее побуждение. Вместе с тем система обучения должна учитывать познав ательные потребности отдельных учащихся (групп учащ ихся), свя занные с их инд ивидуальными интерё самй, увлеч ениями, профессиональными намерениями.

6. Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому необходимо отобр ать т от объем з наний, который будет необходим, чтобы п редставить культ урную страны и систему языка в кон центрированном, модельном ви де.

В основе данного метода лежат упражнения, т.к. в процессе обучения практически все зависит от упражнений. При ко ммуникативном методе обучения все у пражнения должны быть по характеру речевыми. Пассов_в ыделяет условно речев ые и речевые.   

Условно-речевые. Для них характерна однотипная повторяемость ЛЕ, неразорванность во времени. У учащихся на первом плане речевая задача. Выполняя ее, он образует по аналогии с образцом и использует нужную для выражения речевой задачи форму. Это означает, что форма усваивается в тесной связи с функцией, за счет последней.

Для речевых упражнений характерно то, что при их выполнении учащиеся решают речемыслительную задачу. Они используются при пересказе текста, описании картинок, лиц, предметов, для комментирования каких-то событий, для высказывания собственной оценки и отношения к тому или иному факту.

Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что выделение и использование речемыслительных задач обеспечивает все остальные признаки коммуникативности, к которым Е.И. Пассов относит: 1) мотивированность учения; 2) включение в общение; 3) активность; 4) взаимодействие; 5) осмысленность; 6) личностный смысл; 7) проблемность; 8) оречевленность упражнений; 9) коммуникативное мышление; 10) контрастность; 11) содержательность; 12) ситуа-тивность; 13) функциональность; 14) целенаправленность; 15) выразительность; 16) коммуникативная ценность фраз; 17) прагматика речи; 18) эмоциональность.

Поэтому, если мы хотим реализовать подлинно коммуникативное обучение общению, нужно позаботиться прежде всего о том, чтобы задания, предлагаемые ученикам, были по сути рече-мыслительными задачами. Коммуникативный метод

Сущность:про-сс обуч-я моделирует пр-сс общения. Основывается на коммуникативной лингвистике (Хомский), кот. получил араспространение в 70-е годы и пришла на смену структурализму.

Положения: 1.язык используется всегда с учетом сит-ии общ-ия, т.е. нет высказывания вне контекста; 2.единицей комм-ии явл-ся речевые акты6просбба, приказ; 3.порождению реч.акта всегда предшествует формирование речевого намерения, кот всегда форм-ся с учетом особенностей партнера по общ-ию, цели общения. места и времени; 4.овладение языком как ср-ом общ-ия предполоаает форм-ие у уч-ся комм-ой компетенции (речью ИЯ).

Психологическое обоснование комм-ого метода: в отечественной методике используется личностно-деятельностный подход, кот. предп-ет, что отбор уч. матер, характер иформа самих заданий максимально учтывает потребности, интересы, индивидуально-псих. особенности уч-ка как личности.

КМ базируется на принципах (Пассов): 1.речемыслительной активности 2.функциональности (все усвоенные ед-цы должны усваиваться исходя из их функции) 3.ституативности 4.индивидуализации 5.новизны

Ср-ва обучения инояз.общ-ию: Пассов выделяет упр-ия: УРУ, РУ, они позволяют создавать условия обучения, кот. адекватноы условиям реч. общ-ия, т.к. осн-ся на след. принципах: 1.наличие комм. Задачи 2.параллельноу усвоение формы и фун-ии 3.аналогия в обр-ии и усвоении форм. К числу вспомогательных ср-в обуч. отн-ся разд. матер., с использованием разных видов опор: функц.-смысл. табл.. логико-синтакс. табл., логико-семантич. табл., логико-синтакс. схемы высказывания.

Приемы работы по КМ: 1.игры (головоломки. ролевые игры), проблемные задачи и ситуации 2.интервью, симуляции, дебаты.

СПЕЦИФИКА И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИЯ

Урок (единица обучения)имеет свое методическое содержание. В него входят коммуникативность, ситуативность, функциональность, деятельностный характер, новизна, индивидуализация.

Коммуникативность - обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально приближенных к ним.

Ситуативность – речевая направленность невозможна без ситуации, речь не бывает вне ситуации, иначе это речь по форме, но не по сути. Признаки ситуации: место, время, роли партнеров по общению, речевая задача. Ситуации могут быть реальными, проблемными, условными.

Функциональность. Цель, которую мы преследуем при говорении, чтении, письме и аудировании, и определяет речевую функциональность общения. Примеры речевых функций: попрощайтесь, попроси разрешения, посоветуй. Уделяется внимание не форме, а содержанию.

Деятельностный характер. Язык изучается в процессе деятельности (чтения, аудирование, письмо, говорение).

Новизна ситуаций, задач, речевых партнеров, приемов работы, форм работы, упражнений.

Индивидуализация заключается в учете и использовании резервов личности обучаемых, то есть их жизненный опыт, мировоззрение, интересов, эмоций, статуса личности в коллективе.

ОСБЕННОСТИ УРОКА ИЯ

1. создание атмосферы иноязычного общения.

2. адекватность упражнения цели;

3. последовательность упражнений;

4. воспит. и образоват. потенциал. Используют межпредметные связи, избегают безликих упражнений, упражнения изменяют, делают их значимыми в смысловом отношении.

5. комплексность урока – можно одновременно развивать и совершенствовать практически все языковые и речевые навыки.

6. урок ИЯ – звено в методическом цикле уроков. Необходимо понимать роль каждого урока в серии уроков по данной теме, четко представлять, что происходило на предыдущем уроке и что будет на следующем

7. позиция отдельных учеников на уроке: все ли активны, если нет, то почему; как учитываются индивидуальные особенности; поощряются ли самостоятельность и творчество; мотивированны ли ученики изучать ИЯ; используется ли взаимообучение; выполняет ли обучаемый часть полномочий учителя.

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ИЯ (по Пассову)

Главный критерий – направленность занятий либо на формирование речевых навыков, либо на развитие речевых умений. Соответственно выделяется три типа уроков: - уроки формирование речевых навыков = введение - урок совершенствование речевых навыков = тренировка - урок-развитие речевых умений = применение

Виды уроков: - фонетические, лексические и грамматические навыки;

                 - в зависимости от формы речи (монологическая, диалогическая);

                 - от характера урока (введение материала, дискуссия, видео урок).

Заметим, что в этой типологии отсутствуют уроки, направленные на овладение знаниями, которые являются основой для формируемых навыков и умений.

СТРУКТУРА УРОКА ИЯ включает стабильные и вариативные элементы.

Стабильные – начало, центральная часть, завершение. Начало предназначено, чтобы дат установку, сформулировать цель. Центральная часть включает объяснение нового материала, его тренировку и речевую практику. Завершение – подведение итогов, контроль, оценка работы, задание на дом. Вариативные компоненты зависят от цели занятия и этапа обучения.

ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА ИЯ Технология – знание того, как обучать: отбирать адекватные приемы обучения, правильно применять ТСО и раздаточный материал, оптимально сочетать формы работы, рационально использовать время.

ПЛАНИРОВАНИЕ. Планирование важнейшее условие эфф-ти занятий. Целью поурочного планирования - определения содержания урока и последовательности действий учителя и учеников по овладению учебным материалом. План д.б. конкретным и кратким. Подробные планы рекомендуются для начинающих. План включает ЗУН, упражнения для их достижения, тексты, время для каждого компонента. Тематическое планирование выражается в разработке общей схемы уроков по теме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.032 с.)