Использование проектной технологии в обучении иноязычному общению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование проектной технологии в обучении иноязычному общению.



Метод проектов позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы: возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеобразовательной школе.В основу метода проектов положена идея, составляющая понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной проктически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить или применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить школьников самостоятельно мыслить; привлекать для выполнения проекта знания из различных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия определенных вариантов решения; работать слажено, помогая друг другу.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

Е.С. Полат предлагает следующую типологию проектов:

1. Исследовательские проекты, которые характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальностью предмета исследования для всех участников. Они имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним. Подобные проекты, естественно, должны соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

2. Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов. Оформление результатов требует четко продуманной структуры, например, в виде видеофильма, репортажа, дизайна определенной рубрики, альбома и т.д.

3. Ролево-игровые проекты, в которых структура намечается, но остается открытой до окончания проекта. Участника такого проекта принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта. Роли могут быть самые разнообразные: от литературных и сказочных персонажей до деловых людей нашего времени. Степень творчества в подобных проектах достаточно высокая, но основным видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

4. Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то событии или явлении, Участники проекта собирают эту информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории. Выполнение такого проекта можно сравнить с выполнением исследовательского: требуется хорошо продуманная структура, постоянная корректировка по ходу работы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты ц становятся их определенной частью, модулем.

5. Практико-ориентировочные проекты имеют-четко обозначенный результат деятельности участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта. Например, это может быть какой-то законопроект, конвенция по правам тинейджеров, свод законов о поощрениях и наказаниях в данной школе, проект здания новой школы с зимним садом и т.д. Такой проект требует определенного сценария с четко распределенными обязанностями всех членов группы. Работы должна выполняться поэтапно по заранее разработанному плану. После каждого этапа необходимо проводить обсуждение, целью которого является оценка проделанной работы. Если в работе появляются сбои, их необходимо устранять общими усилиями.

По признаку предметно-содержательной области проек Е.С. Полат выделяет:

1) Монопроекты. Обычно они проводятся в рамках одного предмета, и темы выбираются наиболее сложные для усвоения. Часто времени на уроке не достаточно для работы над ектом, поэтому его выполнение можно перенести частично внеурочное время.

2) Межпредметные проекты. Эти проекты сложно выпол нять во время урока, они, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, но могут быть и объемные, продолжительные, входящие во внутришкольный план.

По характеру координации могут быть проекты с открытой, явной координацией (здесь координатор направляет работу участников проекта, помогая и организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта) и со скрытой координацией (здесь координатор выступает как полноправный участник проекта). Примером последних могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Кэмбриджском университете, Великобритании. В такие проекты внедряется профессионал, который направляет работу по нужному руслу. Например, в группе разработчиков какого-то проекта по правовым вопросам, над которым работают учащиеся профильных правоведческих классов, может в роли скрытого координатора выступать молодой юрист, который под видом одного из деловых партнеров подскажет наиболее эффективные решения конкретных уголовных или гражданских дел.

По виду деятельности Исследовательские; творческие; ролево-игровые; информационные; практико-ориентировочные
По предметно-содержательной области Монопроекты; межпредметные проекты
По характеру координации Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией
По характеру контактов Внутренние, региональные; международные
По количеству участников Личностные; парные; групповые
По продолжительности проведения Краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные

Как правило, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных. Каждый тип проекта имеет тот иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, учителю при разработке проекта следует внимательно изучить типологию проектов и иметь в признаки и характерные особенности каждого их них.

Метод проектов позволяет создавать на уроке иностранного языка исследовательскую творческую атмосферу, где к ученик вовлечен в активный познавательный процесс на о методики сотрудничества.

Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждую группу включаются ученики разной степенью владения иностранным языком. Группа выполняет одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся ходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, иначе это можно назвать «добывание знаний». Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед задач, реализовывать усвоение им средства и способы работы. Работая над проектом, ученики учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Он также ступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, побуждающие предложить новые решения отдельных жизненных проблем. Работа над проектом обычно занимает несколько уроков, а Для защиты рационально выделять спаренный урок или провести защиту проекта во внеурочное время.

На первом этапе ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить и сформулировать. В этом случае помогут наводящие вопросы. Задача учителя - раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Итогом подобной работы должен быть определенный вывод, который учащиеся обсуждают коллективно. Согласно этому выводу разрабатывается дальнейший план работы по предложенной теме. "Учитель делит учащихся на группы и каждой группе предлагается разработать свой собственный проект по принятому плану.

Второй этап, который еще можно назвать подготовительным обеспечивает языковые "и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Тексты из учебников или книг для чтения (учитель может предложить какие-то другие тексты, по своему усмотрению) служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Мысли, содержащиеся в этих текст могут служить поводом к общению. Важно научить своих учеников использовать тексты в качестве образца для высказывай! применяя к себе то, что необходимо, и трансформируя текст, так чтобы он соответствовал мыслям и желаниям учащихся. Предъявление текстов учащимся может осуществляться на зритель» или аудитивной основе.

Итак, на подготовительном этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.

Третий этап является заключительным, так как на этом этапе происходит защита проектов. Каждая группа перед классом защищает свой проект (или предъявляет тот объем работы, который нужно было выполнить в рамках общего проекта) по ранее обсужденному плану. После презентации проекта\проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Для того, чтобы дискуссия была эффективной, учителю необходимо заранее ознакомиться с результатами проекта, чтобы на его основе организовать обсуждение темы. На этом этапе учащимся нужно представить ярко весь собранный материал, чтобы вызвать интерес к своему проекту.

В день защиты можно все проекты (если их несколько) вывесить в классе или в школьном коридоре. В этом случае можно создать экспертную группу из учащихся других классов, которая предварительно оценит проекты и выставит свои баллы. Окончательные результаты подводятся после презентации. Это делают и сами учащиеся класса, и члены экспертной группы. Здесь можно определить следующие номинации: «самый смелый проект», «самый интересный», «самый изящный», «самый обоснованный» и т.д.

Как и каждый метод проектный метод имеет свои сильные и слабые стороны.

К преимуществам проектного метода можно отнести следующее:

• проектный метод обучения характеризуется высокой коммуникативностью и активным включением учащихся в учебную деятельность;                

• каждый учащийся принимает личную ответственность за продвижение в обучении;

• работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых;

• использование метода проектов позволяет создавать условия для развития личности учащегося, так как он развивает активное самостоятельное мышление к учит ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике;

• процесс работы над проектом стимулирует учащихся быть деятельностными;

• при защите проектов ученик выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения владения иностранным языком.

К недостаткам следует отнести:

• непривычность данной формы работы в массовой школе;

• недостаточной подготовленностью учителя к проектным формам работы;

• сложность планирования определенной серии уроков на выполнение проекта (они не должны идти в разрез с определенным программой количеством часов на изучение той или иной темы);

• не всегда удается отследить деятельность каждого учащегося над проектом;

• большие затраты времени на составление проекта;

• отсутствие методических материалов и разработок, которые помогали бы учителю в разработке того или иного проекта;

• невысокая мотивация к данному виду деятельности.

Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Процесс работы над проектом развивает у учащихся интерес к иностранному языку, воображение и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общение как на родном, так и на иностранном языках.

При использовании метода проектов при обучении иностранному языку меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта: помощника, наблюдателя, источника новой» информации, координатора. Главная задача учителя состоит в передаче способе) работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение. Вдумчивый учитель готовится, к уроку, прогнозируя возможные речевые и неречевые действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы школьников отдельности. Все это делает урок достаточно продуктивным, следует забывать, что велика роль юмора и экспромта на уроке.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы на, проектом строятся новые отношения между учителем и учащимся. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, нежели учителю. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны, них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высоки квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.013 с.)