Методика обучения иноязычной диалогической речи в средней школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения иноязычной диалогической речи в средней школе.



Диалогическая речь – форма устно-речевого общения, характеризуется сочетанием устного высказывания собеседника, антиобщения, которое отличается общностью ситуации и речевых намерений говорящего. Это самостоятельный вид РД, который наиболее связан с аудированием и монологической речью.

ЦЕЛИ: формирование навыков и развитие умения общаться на ИЯ и вести в том числе развернутый диалог, свободную беседу, полилог.

ЗАДАЧИ:

o Умение реализовать ситуацию общения в рамках отдельной проблематики,

o Умение выбрать соответствующие коммуникативные задачи и реплики,

o Умение строить грамматически и лексически разнообразные реплики + грамматическая правильность речевых высказываний,

o Умение использовать речевой этикет,

o Умение спонтанно перестроить диалог.

Психологический и лингвистические особенности:

- коммуникативная мотивированность - спонтанность        

- обращенность                                 - эмоциональность  

- наличие не менее двух партнеров   – продукция и рецепция

- ситуативность

Компоненты ситуации общения:                                                                                                                                          

1.  обстановка (вы в магазине)

2. отношения между собеседниками (я – продавец, вы - покупатель)

3. стимул и обмен высказываниями (должна быть речевая задача для каждого).

Лингвистические характеристики:

- клишерованность                - использование форм речевого этикета

– эллиптичность                    – структурированность

- реплицирование

Психофизиологические характеристики ДР

1. упреждающий синтез (краткое пояснение) – нормализуют паузы благодаря предвосхищению того, что будет сказано.

2. выбор – выбираются те слова и выражения, которые соответствуют коммуникативной задаче.

3. конструирование – фраз в соответствии с грамматическими правилами.

4. репродукция – клеше, заученные фразы.

Умения ДР: понимать собеседника и его коммуникативные намерения, адекватно реагировать на реплику, инициировать диалог, использовать фразы речевого этикета.

В центре обучения – диалог-беседа.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

Единицей обучения является диалогическое единство – пара реплик, принадлежащих разным собеседникам, которые характеризуются структурной, содержательной и интонационной законченностью.

Пути обучения ДР:

1. на основе диалога образца

Этапы – восприятие диалога на слух,

     - выявление и присвоение клеше, эмоциональных реплик = разбор диалога,

     - чтение по ролям, заучивание,

     - воспроизведение по ролям,

     - замена отдельных компонентов реплик или целых реплик,

     - диалог на основе подобной новой ситуации.

2. на основе диалогического единства к целому диалогу.

Этапы: - овладение отдельными репликами (переспрос, просьба, совет);

       - овладение умением соотносить отдельные реплики друг с другом (утверждение – переспрос, вопрос - ответ);

       - овладение типами микродиалога (диалог-расспрос, диалог-обмен информацией);

       - овладение умением вести развернутый диалог, включая различные типы микродиалогов.

На младшем этапе целесообразнее использовать второй прием, на старшем – отчасти.

ОПОРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДР

Используются функциональные схемы диалогов. Они представляют собой название речевых функций, предназначенных для собеседников.

Просьба --- вопрос --- совет --- сомнение --- уверенность ---благодарность

- прочтите диалог с опорой на текст,

- выясните, какую функцию выполняет каждая реплика,

- составьте схему-модель диалога,

- забираются тексты диалогов, ученики должны по схеме воспроизвести диалог,

- изменение ситуации,

- показать, как изменилась ситуация общения,

- высказывание по измененной ситуации.

ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ДР

Объект контроля – уровень сформированности навыков и умений ДР. рекомендуется учитывать: справился ли обучаемый с поставленной задачей, понимает ли он партнера и адекватно ли реагирует на его реплики, умеет ли поддерживать беседу, соответствует ли темп речи норме, имеются ли ошибки, которые нарушают коммуникацию.

Способы контроля – со стороны учителя со стороны обучаемых.

Приемы контроля и исправление ошибок:

- переспрос, - перевод фразы, - повторение правильного варианта, - уточнение, - учитель спрашивает мнение учеников, вместе анализируют ошибки, - учитель готовит каждому карточки, в процессе разыгрывания записывает ошибки и раздает обучаемым. УРУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.004 с.)