Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения аудированию иноязычной речи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Восприятие и понимание иноязычной речи на слух (аудирование) – рецептивный вид РД, который направлен на понимание речи на слух в момент порождения речи. Аудирование рассматривается как цель обучения и как средство обучения. ЦЕЛЬ – обучать пониманию звучащей речи. Средство – аудирование как средство обучения обеспечивает знакомство учащихся с новым языковым и речевым материалом, формирование навыков и развитие умений в чтении, говорении, письме. ЗАДАЧИ: o понимать сочетания усвоенного материала o развивать объем слуховой памяти, o понимать речь в записи, o схватывать смысл при однократном предъявлении, o понимать речь нормального темпа, o понимать общее содержание и смысл при наличии в тексте незнакомых слов. o понимать разнохарактерные тексты. Основные МЕХАНИЗМЫ в аудировании: - восприятие; - узнавание; - понимание и осмысление; - вероятностное прогнозирование; - внутреннее проговаривание. Основные ОПЕРАЦИИ, подлежащие формированию в процессе обучения аудированию (И.А.Зимняя): 1. опознавание звукового потока; 2. понимание значения аудируемых единиц; 3. выявление значимой информации. Обучение предполагает формирование навыков аудирования (могу воспринимать, узнавать и прогнозировать языковые единицы) и развитие умений аудирования (понимание содержания и смысла высказывания с первого предъявления). Различают понимание на уровне значений, то есть могу ответить на вопросы, и на уровне смысла, то есть могу понять замысел автора и интерпретировать его. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ Аудирование – самый трудный для овладения видов РД, требует больших интеллектуальных умений. На успешность овладения влияют объективные и субъективные причины. Объективные факторы связаны с условиями и особенностями предъявления звучащей речи (исключены повторы, речь может быть сбивчива, эмоциональна, чрезмерно научна). Субъективные факторы определяются особенностями психики человека и уровнем его подготовки. Существует 4 группы трудностей при восприятии речи на слух: 1. языковые трудности – использование большого количества незнакомой лексики, идиом, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур и т.д.; эллиптичность; расхождение в написании и произношении; группа слов высокой точности; 2. смысловые – логика изложения, понимание предметного содержания, общий мотив говорящего. 3. условия предъявления: шумы, помехи, плохая акустика, однократное предъявление, дефекты речи, диалект, акцент, стиль подачи. 4. источник информации: речь учителя, аудио, видео. Существует два способа устранения трудностей: преодоление (ученики сами пытаются догадаться) и предупреждение (учитель сам сообщает незнакомый материал). ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ 1. предтекстовой этап включает - снятие языковых трудностей - тренировочные упражнения по введению и закреплению лексического и грамматического материала - аудирование изолированных фрагментов текста - постановка коммуникативной задачи – присутствует всегда 2. текстовой этап включает - прослушивание текста - прослушивание отдельных частей - подбор к абзацу заглавия - ответы на вопросы по содержанию - анализ употребления языковых средств 3. послетекстовой этап включает - составление плана - пересказ - комментарии - составление рассказа по аналогии - ответы на вопросы - описание иллюстраций к тексту. Каждый этап позволяет полно и эффективно управлять процессом понимания. Подготовительные упражнения предназначены для формирования навыков восприятия, осмысления, узнавания языковых явлений, необходимых для понимания устной речи: для развития речевого слуха, для обучения вероятностному прогнозированию, для развития памяти, для распознавания аббревиатур, для развития догадки. Речевые упражнения предназначены для развития умения понимать содержание текста и замысла автора (оцените услышанное, прослушайте новости и сравните со статьей в газете). С целью обучения аудированию используется видео: playing the tape but covering the picture, freezing the picture, see-saw listening. КОНТРОЛЬ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ Проверятся уровень сформированности навыков и умений аудирования. Формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой, парный, используются тексты. Способы и приемы: рецептивные – на восприятие уже готового варианта (multiple-choice, arrange in a logical order, underline the words you have heard), рецептивно-репродуктивные – привнесение недостающей информации (пересказ, ответы на вопросы, заполнить пропуски, перефразирование). Система упражнений и вопросы контроля при обучении аудированию на иностранном языке в средней школе. Упражнения для совершенствования памяти – повторять слова за диктором, заучивание текстов, диалогов/моно, стихи, Упражнения для внутренней речи – повторить за диктором одно и то же выражение/текст/рифмовку в убыстряющем темпе, Упражнения для вероятного прогнозирования – придумать начало/конец фразы, добавить недостающие слова, предположить содержание текста на основе картины, заголовка/1ой фразы, описать главного героя на основании содержания, приучать к прослушиванию текстов разных дикторов, не только учителя – подготовка к восприятию индивидуального стиля, на начальном этапе огласить коммуникативную задачу, определить все особенности речи носителя М-ка Об. аудированию иноязычной речи Воспр-е речи на слух (А) – рецепт-й ВРД, содержание и цель к-го сост-т поним-е речи на слух в момент ее порождения. 3 этапа А.: 1.Мотивационно-побудит-й-установка на А. С помощью коммун-й задачи., 2. Аналитико-синтетич-я часть, включ-я п сихо-физ-кие механ-мы А: Воспр-тие речи (успешн-ть А зависит от оперативной единицы воспр-тия.Чем более крупными блоками будет воспр-ся речь, тем успеш-е переработка инф., заключ-ной в ней), узнав-е (происходит непрерыв-е сличение поступающих сигналов с теми моделями, эталонами, к-е хран-ся в нашей памяти, сличение связано с прошлым опытом чел.(следы от слуховых и речедвигат-х ощущ.), механизм слуховой памяти, антиципация (вероятностное прогнозирование), внутреннее проговар-е (имеет квантовый, прерывистый хар-р: если много известно, прогов. свернуто до отдельных намеков), осмысление и понимание (функц-т на уровне актуального осознав-я, на основе аналит.-синт-й деят.), умозаключения, реакция на прослушанное. 3. Конролирующий. Пониманию надо учить с самого начала. Любой текст доступен для понимания. Отличит-е особ-сти ВРД А.: 1. реализует устное непосредственное общение, 2. рецепт. ВРД, 3. Предмет А.- чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознав-ю, 4. Форма протекания А.- внутренняя, 5. Результат А.- понимание воспринятого смыслового содерж-я и ответное поведение(реч-е или нереч-е). Различают 3 уровня в Об.: 1. Элементарный (формирование перцепт-й базы А.), 2. продвинутый (развитие А. Как ВРД), 3. Завершающий (овладение общим общением). Требования к Об. А.: уч. д. уметь распознавать на слух предл-я, распозн-ть интонац.структуру, расчленять слова, членить сообщеение на смысловые куски, удерживать в памяти более длин.звуковые цепочки, устнав-ть логич-е связи между фактами, восполнять пропуски с помощью логич-й догадки, умение обходить помехи, ум. находить основн. мысль и отделять ее от второстепенной, определить тему и определять отношение автора. Существует поним-е на уровне знач-я (кто, где, когда) и смысла(замысел автора).Механизмы, сформир-е на родном языке, не переносятся на иностр-й. Трудности ( А. –самый труд.ВРД):Однократное предъявление, разные источ. инф., темп, длительность звцч-я, ДР воспр-ся труднее, неизвестность контекста, сложное синтакс. оформл, смысловя организация текста. Виды текстов для А. -в программе (фабульные тексты на нач.э.).Тексты д.б. прозрачными в композиционном плане. Повторное прослуш-е увел-ет поним-е на 16.5%. Виды А.:1. А. с полным пониманием всего сод-я и смысла, 2. А. с поним-м основн. Сод-я. Об. А.- поэтапный процесс. На 1э.-становление механизмов, формирования слухо-произн-х навыков и реч-го слуха (в предл. –7+ -- 2 слова), на 2.э.- форм-е осн. умен. поним-я текста. Этапы: предтекст. э. (созд-е мотивации, наглядность, ассоциаграммы для вызывания интереса, снятие яз. и смысл-х труд., постановка предтекст. зад.), текстовый (задача- контроль понимания), послетекст. (разв-е аудитив. ум. на осн. реч. умений: вопросно-ответная раб., составл-е плана перессказа, коментарий к содерж. и постеп-е переключ. на др. ВРД). Упр-я: Неспец-е ( помогают разв. ум.) - речевая зарядка, ведение ур. на ин.яз., Спец-е - 1. Условно-речевые (перечислите лица, к-е упомин-я в рассказе, найдите расхождение между услыш-ым и изображ-м, поднимите руку, когда услышите неправ. утвержд.), 2. Речевые (ответьте на?-ы, прослушайте начало диал. и продожите, подтверд. Или опровергните, основываясь на прослуш-м, след. утвержд.). Об. А. в СШ сотоит из 2 частей: 1. Аудитивные упр., 2.Работа с аудиотекстом. В Об. А. реализ-я задачи: смысловое восприят-е речи уч-ря и носителей яз. в живом общ-и, фоно- и видиозаписи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.007 с.) |