Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке.



Письмо в широком смысле – техника письма (каллиграфия, графика, орфография)

Письменная речь – выражение мыслей на письме.

Обучение письму предусмотрено в программах школ разных типов на всех этапах обучения. Его цель – уметь письменно выражать свои мысли, то есть использовать письмо как средство общения.

Задачи: - начальный этап: поздравлять с праздниками, правильно писать адрес, дату; начинать и заканчивать письмо; на базе текста составлять план, вопросы; описывать рисунки; - средний этап (материал должен быть аутентичным - оригинальным): сообщать о себе, семье, школе; запрашивать информацию, написать заметку в газету, заполнить анкету; составить план текста, добавив ключевые слова, речевые формулы с целью последующего использования. - старший этап (расширение объема лексики, тем и т.д.): личные подробные письма о себе; заполнение анкет, формуляров; выражение мнения, оценки; фиксирование основных сведений из текста; составление планов, тезисов, устных высказываний.

Ø Умения письменной речи:

Ø Сверять написанное с образцом

Ø Обращаться к справочной литературе, словарем;

Ø Использовать перифразы, подбирать синонимы;

Ø Упрощать письменный текст;

Ø Использовать слова-описания общих понятий.

ОСБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ КАК РД

Письмо – ложное специфическое речевое умение, которое обеспечивает общение людей при помощи графических знаков.

При построении письменного высказывания автор следует определенной логической схеме: мотив --- цель --- предмет --- адресат. Наиболее тесно письмо связано с говорением и чтением. Пишущий проходит путь от мысли к языковым средствам: значение --- звуковой образ --- графический образ.

МЕХАНИЗМ ПР не те, что у говорения: внутреннее проговаривание, упреждающий синтез, выбор, конструрирование, реконструкция.

1. внутреннее проговаривание – составление конспекта будущего текста;

2. упреждающий синтез – прогнозирование того, будет написано;

3. выбор слов и структур в соответствии с коммуникативной задачей;

4. конструирование единиц на основе языковых правил;

5. репродукция – передача готовых блоков.

Пишущий сначала представляет себе те звуковые образцы, которые подлежат фиксации. Затем соотносит их с графемами. Если есть опора на письменный текст, то работа начинается с восприятия графем, после чего происходит ассоциация со слуховым образом.

Различия между письменной речью и говорением:

- письмо – дистанционная форма общения, рассчитанная на реципиента;

- развернутость, последовательность, логичность, точность, связность, структурированность, более тщательный отбор ЛЕ;

- лишено жестов, мимики – паралингвистических средств;

- более медленный процесс, возможность вернуться к тексту.

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПИСЬМА

Под техникой письма подразумевают обучение каллиграфии, графике, орфографии, пунктуации.

Каллиграфия – написание букв и разборчивое письмо.

Графика – написание букв, буквосочетаний, диакритических знаков (тире).

Обучение графике включает операции: звуковое или зрительное восприятие, ассоциирование звуков с графемами, двигательная деятельность при письме.

Обучение графике

1. знакомлю с буквой, называю ее, какие звуки передает, знакомые слова с ним;

2. знакомлю с написанием буквы, медленно пишу ее на доске, лучше – прописи со стрелками;

3. ученики пишут сначала в воздухе глазами, заглавные и строчные буквы по точкам, потом самостоятельно.

Упражнения: написание букв по образцу, поиск пропущенных букв.

ОРФОГРАФИЯ основана на правилах написания слов по принципам языка. Используются упражнения - специальные (собственно направление на формирование орфографических навыков): списывание с дополнительным заданием, выпишите слова с, кроссворды, лото, диктанты; - общие (лексико-грамматические письменные).

ОБУЧЕНИ ЕПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИЯ

Обучение письменной речи осуществляется с помощью подготовительных и речевых упражнений.

Подготовительные упражнения включают задания на трансформацию (сжатие, расширение текста), эквивалентные замены, вопросно-ответные упражнения, упражнения на выборочный перевод.

Речевые упражнения. Отличительной чертой этих упражнений является направленность внимания на содержание письменного высказывания. Они включают упражнения на репродуктивные виды ПР и продуктивные виды РД.

А) репродуктивные виды:

1. изложения – развернутые, не носят творческий характер. Последовательность: вступительная беседа учителя, направленная на прогнозирование содержания; чтение текста, контроль понимания, составление плана, письменное изложение;

                - сжатые (умение выделить главное, опустить второстепенное). Последовательность: восприятие текста, определение основной мысли, озаглавливание текста, определение композиции, составление плана и выделение в каждой микротеме основной мысли, письменное изложение.

               – свободное (наиболее продуктивное). Учащиеся прибегают к размышлениям, краткой оценке, изменить начало, конец.

2. рефирирование – вторичный текст построен по законам первичного. Функции – поисковая, коммуникативная, частично-оценочная. Структура реферата: заголовочная часть, реферативная часть (основное содержание оригинала), справочная часть (дополнительные сведения, литература, схемы).

3. аннотация – найкратчайшее содержание. Отличается обобщенностью, лаконичностью. Ее написанию предшествуют упражнения: - выпишите из текста клеше, ключевые слова, термины; - найдите в тексте факты, которые говорят о; - составьте список проблем, упомянутых в тексте; - прокомментируйте цифры, реалии, имена; - выделите ключевую и второстепенную информацию; - сократите текст;

- выразите свою оценку.

Б) продуктивные виды

1. сочинения – описание (предполагает работу над композицией, состоит из вступления, завязки событий, узлового момента, развязки, заключения);

               - рассуждение (ему предшествует большая подготовка, составление плана, формулировка тезисов, отбор речевых формул для аргументации, обоснования и т.д., составление заключительной части в виде краткого вывода).

2. письма официального или неофициального характера, деловые бумаги. Необходимо владеть этикетными формулами, правилами организации текста (используется образец) + адрес на конверте, соблюдение правил орфографии и пунктуации.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИСЬМА ПРИ ОБУЧЕНИИ АСПЕКТАМ ЯЗЫКА И ВИДАМ РД

Письмо рассматривается в методике не только как цель, но и как средство обучения:

А) языковому материалу (лексика, фонетика, грамматика). Лексические упражнения: выберите и вставьте подходящие по смыслу слова из рамки, выпишите названия игр. Грамматическое: выпишите, что Джон делал вчера. Фонетическое: выпишите слова со звуком [g].

Б) видам РД (чтению, говорению, аудированию).

Аудирование: прослушайте текст и выпишите новую информацию о, письменно ответьте на вопросы, запишите доводы в пользу. Чтение: выпишите факты о, выпишите ключевые слова, объясните почему, свои вариант начала текста. Говорение: напишите репортаж о, напишите рассказ о личной жизни, запишите пункты плана в логической последовательности.

КОНТРОЛЬ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ В процессе контроля уточняются:

а) в области репродуктивного письма - умение передавать прослушанный, прочитанный текст. Критерии оценки: соответствие ответа теме, полнота изложения, точность, логичность и связность, наличие коммуникативно-значимых ошибок.

б) в области продуктивного письма – умение построить монологическое высказывание на предложенную тему. Критерии оценки: адекватность текста заданию, соответствие количества смысловых единиц заданному объему, раскрытие темы, логичность, связность, разнообразие языковых и речевых средств.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.009 с.)