Обучение рецептивной лексике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение рецептивной лексике



ЗАДАЧИ: сформировать рецептивные лексические навыки, то есть навыки узнавания и понимания ЛЕ при чтении и аудировании.

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА:

v статистический (частотность, распространенность),

v методический (семантическая ценность, тема),

v лингвистический (словообразовательная ценность, сочетаемость с другими словами, стилистическая неограниченность).

v Учитываются лексические закономерности печатного и устного слова (распространенность слов в тексте, их повторяемость, интервалы между повторяющимися словами);

v Закономерности памяти (стремление к установлению логической и ассоциативной связи);

v Способность слова выражать максимум содержания;

v Производная и строевая ценность.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Схема последовательности действий учителя и учащихся по формированию рецептивных лексических навыков в 8-11 классах

I этап. Ознакомление с новыми ЛЕ

1. Предъявление ЛЕ на слух (в речевых образцах, в аудиотексте) или в письменном контексте (на доске, карточке, в учебнике).

2. Сообщение учащимся правила-инструкции (памятки) для распознавания производных (сложных, конвертированных) слов.

3. Определение учащимися значения ЛЕ:

а) на слух: — определите по звучанию слова, с какими выученными ранее ЛЕ оно соотносится по общности значения; — раскройте значение слова по его дефиниции; — объясните на родном языке разницу в значении синонимов, употребленных в двух предложениях, и т.д.;

б) визуально, по формальному признаку: — прочитайте слова и скажите, от каких слов они образованы; — определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова; — разложите сложное слово на компоненты;

в) визуально, по семантическому признаку: — найдите синонимы, антонимы ряду данных слов; — найдите в тексте слова, относящиеся к определенной теме, и т.д.

II этап. Тренировка (автоматизация) лексических навыков (формирование рецептивных лексических навыков)

4. Воспроизведение учащимися ЛЕ изолированно и в связном контексте: — повторите за диктором (учителем) слово, предложение, обращая внимание на его звучание (написание); — запишите слова, заполнив пропущенные буквы; — прочитайте пары слов, обращая внимание на различие в звучании.

5. Выполнение учащимися языковых и условно-речевых подстановочных и трансформационных упражнений с новыми ЛЕ: — составьте из приведенных компонентов сложное слово по образцу и запишите его; — подберите прилагательные к данным существительным, и наоборот; — перефразируйте следующие предложения...; — сократите предложения, опустив определения;  — расширьте следующие предложения... по образцу, употребив новые слова.

6. Овладение учащимися навыком выбора в словаре нужного значения слова:

— прочитайте, определите по словарю подходящее значение подчеркнутых слов;

— прочитайте пары предложений. Опираясь на контекст, догадайтесь о значении подчеркнутых слов. Проверьте свое предположение по словарю и т.д.

III этап. Активизация ЛЕ в чтении и аудировании (совершенствование рецептивных лексических навыков)

4. Чтение учащимися текстов, включающих новые ЛЕ, и контроль понимания прочитанного.

5. Прослушивание учащимися аудиотекста, включающего новые ЛЕ, контроль его понимания учащимися.

 

ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СЛОВАРЯ

Формирование рецептив- ных лексических навыков   Расширение потенциаль- ного словаря   Систематизация изученно- го лексического материала  
1) распознавание ЛЕ: а) по семантическому признаку; б) по формальному при- знаку 2) соотнесение ЛЕ с: а) контекстом; б) темой; в)ситуацией 3) нахождение эквивален- та в родном языке на основе: а) имеющегося речевого опыта; б) использования дву- язычного словаря   1) развитие языковой догадки на основе: а)сходства со словами родного языка; б) словообразовательных элементов; в) контекста 2) непроизвольное запо- минание в процессе уст- ного и письменного об- щения   1)группировка слов по сочетаемости, тематиче- скому признаку и т.д. 2)составление лексико- семантических таблиц, денотатных карт, коллажа  

Памятка для учащихся по расширению их потенциального словаря

1. Если в тексте встречаются незнакомые слова, постарайтесь определить:

а) не напоминает ли вам иностранное слово аналогичное слово в родном языке по звучанию или написанию;

б) не состоит ли незнакомое слово из двух уже известных вам слов;

в) не известен ли вам корень или основа этого слова;

г)....

2. Если незнакомое слово является не простым, а производным: а).... б).... Система упражнений и вопросы контроля при обучении иноязычной лексике в средней школе

Упражнения для формирования пассивной лексики, навыков:1-упражнения на узнавание среди других слов 2- определение слова по его составу/компонентам 3- упражнения на догадку значения слова по контексту 4- упражнение на закрепление значения слова с помощью чтения специальных текстов. Итоговый контроль осуществляется в речевой практике. Типы упражнений 1 –тренировочные – все внимание концентрируется на форме и значении(вне контекста); использование тестов – 1- установление связей между элементами/комбинирование материала 2- употребляем одно и то же слово в разных сферах – узнаем закрепляем знание о нем 3- вниманием теста является только один признак его. Условно – речевые упражнения..цель: учитель ставит коммуникативную задачу так, чтобы ученики употребляли данную лексику. Такие упражнения выполняются с опорой:1- вопросно-ответные упражнения 2- на догадку о значении слова из ситуации 3- микродиалог по ситуации 4- рифмовки, речевые игры 5- монологические высказывания по микроситуациям 6- можно использовать принцип дифференцированного подхода – снизу слова в перемешанном порядке(для слабых), для сильных нет 7 – упражнения по типу КОМ, каждый ученик добавляет свое предложение не меня смысла.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.007 с.)