Методика обучения иноязычной монологической речи в средней школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения иноязычной монологической речи в средней школе.



Монолог – форма речи, которую выстраивает один человек, сам определяет структуру, композицию и языковые средства.

Разновидности монолога: приветственная речь, похвала, порицание, лекция, рассказ, характеристика, описание, обвинительная, оправдательная речь.

ЦЕЛИ: научить строить монологическое высказывание разных видов (рассказ, описание, аргументирование, рассуждение).

ЗАДАЧИ:

· Научить выбирать слова, речевые образцы в соответствии с коммуникативной задачей;

· Конструировать высказывания в соответствии с хранящимися в памяти моделями;

· Предвосхищать то, что будет сказано дальше;

· Комбинировать знакомое в незнакомых ситуациях;

· Воспроизводить клеше;

· Высказывание должно быть дискурсивным (связным, последовательным, структурированным).

Психологические характеристики: мотивированность, активность, целенаправленность, связь с мышлением, связь с личностью, ситуативность (диалог более ситуативен), контекстность, эвристичность, самостоятельность.

Физические характеристики: структурность (слово - текст); логичность; информативность, содержательность, полезность, выразительность, эмоциональная окраска, продуктивность.

Механизмы МР: выбор слов, речевых образцов; конструрирование, построение речевого высказывания; упреждение, предвосхищение последующего высказывания; комбинирование фраз в новых ситуациях; репродукция, воспроизведение заученных клеше; дискурсивность, связность.

Умения: четко определять речевую задачу; уметь планировать ход монолога; уметь адекватно реагировать на встречные вопросы.

ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МР. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Пути обучения МР:

А. на базе текста, включает три этапа

1. присвоение текста (прочитайте текст и ответьте на вопросы, составьте план в виде вопросов или тезисов, упорядочить предлагаемый план, к каждому пункту подбери ключевые слова – подготовительные упражнения).

2. пересказ (выборочный, сжатый, развернутый, от лица) – подготовительные упражнения.

3. изменение ситуативных условий, речевые упражнения.

Б. на базе высказывания.

1. всем предлагается высказаться в рамках одного предложения, вызванного определенной ситуацией. – подготовительные упражнения.

2. задания, направленные на стимулирование более объемных высказываний. – подготовительные упражнения.

3. самостоятельное развернутое высказывание, включает элементы аргументации, оценки – речевые упражнения.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМИ И СМЫСЛОВЫМИ ОПОРАМИ.

Их назначение - подготовить к монологическому высказыванию.

Общеизвестно, что в основе порождения фразы лежит ее модель, хранящаяся в виде стереотипа. Предполагают, что в основе порождения высказывания на ИЯ так же лежит схема.

1. ЛСС – логико-синтаксическая схема.

Я хотел Сходить в кино вчера
 Но к сожалению Не достал билетов
Дело в том, что Была премьера

Главная задача – подсказать начало фраз, что облегчает формулировку целостного высказывания. Способствует эвристичности, так как содержания не подсказывает.

2. ЛСКП – логико-смысловая карта проблемы.

Обучение общению предполагает проблемную основу. ЛСКП ее моделирует. В ней предполагается четыре возможных отношения к проблеме. Обучаемые ищут нужную им позицию. Далее располагаются слова выражения и т.д., которые помогают выразить отношение к проблеме. Замыкает схему логический вывод, хотя не исключено индивидуальное решение проблемы.

ЛСКП и ЛСС используются преимущественно на подготовительном этапе.

Опоры могут быть словесными и изобразительными. Их назначение – управлять либо содержанием высказывания (что? Где? Когда?), либо смыслом (почему? Зачем?).

опоры

  словесные Изобразительные
Содержательные Текст (зрительно, на слух) План ЛСС ЛСКП Кино Картина Рисунки Фото
смысловые Лозунг  Афоризм Поговорка подпись Плакат Схема Таблица Диаграмма Цифры Даты символика

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ КОНТРОЛЯ

Объектом контроля являются навыки и умения монологической речи.

Рекомендации к оцениванию:

1. раскрыта ли тема;

2. связно и логично ли высказывание;

3. разнообразны ли языковые и речевые средства;

4. грамотна ли речь (ошибки, которые нарушают коммуникацию);

5.  соответствует ли объем высказывания требованиям программы;

6. эмоционально ли окрашена речь, имеет ли место непросто передача фактов, а их оценивание, интерпретация.

Способы контроля:

1. традиционный (учитель контролирует); 2. взаимоконтроль (со стороны обучаемых); 3. элементы самоконтроля.

Приемы контроля: 1. ответить на вопросы; 2. аргументируй; 3. согласен ли ты с; 4. как бы ты поступил на месте? Характеристика монологической речи как вида речевой деятельности на иностранном языке.. Обучение монологической речи: изобразительные, вербальные, комбинированные опоры.

Пути обучения монологу:

Выделяют 2 основных пути формирования умений говорения: 1) «сверху вниз»; 2) «снизу вверх». Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.

Путь «сверху вниз»: речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. На дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д. Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д. (вопросы на понимание содержания и смысла текста, определение идеи текста, составление аннотации к тексту, составление другого конца текста и т.д.). грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения. Аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.

Пусть «снизу вверх»: в данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст. Данный путь может быть выбран на начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать; на среднем и старшем этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые монологи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. Как правило, в данном случае предполагается использовать межпредметные связи, общее понимание вопроса, его индивидуальную трактовку и т.д. Если при обучении монологу путем «сверху вниз» мы установили тесную связь с работой над текстами, то в данном случае можно проследить аналогичные параллели с формированием лексических навыков речи, особенно на этапе работы на уровне предложения и сверхфразового единства.

Этапы обучения:

Начальный этап.

1. Ознакомление со словами и их первичная обработка на уровне слова и словосочетаний.

2. Отработка слов на уровне предложения.

3. Работа на уровне сверхфразового единства.

 

  Средний и старший этап.

  1. Повторение изученного материала по данной теме.
  2. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная отработка.
  3. Речевые упражнения.

 

Сначала работа на уровне слова, затем фразы, надфразового единства, наконец, на уровне текста, т.е. составление монологов. Важно научиться создавать монологическое высказывание, выражать свое отношение к фактам и событиям, формировать критическую оценку и доказывать правильность любого из факторов, включать в свою речь элементы размышления, аргументации.

Опоры в развитии навыков монологической речи:

Опоры бывают изобразительные, вербальные и комбинированные. Их количество и выбор определяются в зависимости от конкретных условий обучения. В основе выбора опор лежит:

  1. Возраст и уровень общей образованности обучаемых.
  2. Особенности речевой ситуации.
  3. Характер речевого задания/степень понимания речевой задачи всеми участниками общения.
  4. Индивидуальные особенности личности обучаемых.

Зрительные опоры: органы речи, артикуляция, мимика, жесты.

Изобразительные опоры: слайды, отдельные рисунки, тематические картинки итд. Они помогают создать учебно-речевую ситуацию, варьировать ее и соотносить ответы учеников.

Вербальные опоры: подстановочные таблицы, структурно-речевые схемы, логико-синтаксические схемы высказывания. Комбинированные: таблицы, картинки любого рода, план школы, города, квартиры. Важным видом вербально-зрительной опоры являются:

  • Логическая связь предложений
  • Грамматическая правильность
  • Выбор языковых средств для построения собственного высказывания

Монологическая речь – связное высказывание одним лицом обращенным к другому. Функции – 1- формативная – сообщение новых знаний о различных явлениях, событиях, 2 – воздейственная – убедить слушателя в каких либо мерах 3 - оценочная – оценка содержания, действии людей…Типы: контекстная – ее содержание определяется контекстом, 2 – ситуативная – понимается из ситуации – оба типа взаимосвязаны. Этапы формирования: 1- надъязыковой – зарождение будущего высказывания 2- оформление в речевых структурах во внутренней речи 3 – воплощение во внешней речи. Качества – непрерывность, завершенность, разнообразие языковых средств. Лингвистическая характеристика – поносоставность предложении, развернутость высказывании. Виды монологических высказываний – монолог сообщение,-описание,-объяснение, -повествование, - доклад,-пересказ. Монолог – форма речи выстроенная и оформленная (структура, композиция, языковые средства) одним человеком. Единицы монолога – отдельно выстренные предложения.

Цели, содержание, этапы обучения монологической речи на иностранном языке в средней школе Определение – выражение мысли при говорении при достаточно полной и правильной ее сноровки. Задачи – 1научить высказываться в конкретных условиях(к аудитории)2- выражать законченную мысль3- высказываться логично и связанно 4- высказываться с достаточной скоростью. этапы и требования: Начальный:-1- подстановка 2 –трансформация 3 – репродукция 4 –расширение(КОМ) 5 – комбинирование моно – высказывании с опорой(план) и без. Средний: 1- делать устные сообщения по пройденным темам 2- выражать факты, свое отношение и обоснование 3-овладеть новыми видами моно-высказываний 4- научить спонтанной речи. Старший: ставить высказывания с опорой на не подготовленную речь -дотекстовый(формирование навыков – грамматических, фонетических, лексических – топик, тренировочные упражнения – происходит автоматизация языкового материала), текстовый(работа над текстом, здесь происходит целенаправленная комментирование материала, сталкивание навыков, развитие способностей репродуцирования) здесь выделяют 2 подэтапа –1- подготовленная монологическая речь(доклад), 2- неподготовленная – рассказ по просьбе, высказывание точки зрения. Система упражнений и вопросы контроля при обучении монологической речи на иностранном языке в средней школе.

ТУ цель: целенаправленная активизация языкового материала # упр. в имитации. УРУ направлены на развитие и отработку навыков и умений м.р. они строятся с использованием опор: зрительные(картинки, схемы) вербальные(тексты) слуховые(ситуации, предъявленная на слух) опоры ориентиры-подсказывают содержание-композиционно стр-рное оформление- языковой материал,лексико-грамматически виды 1 упр. подстановки. say what we eat? обр. we eat fish /what can you do in the evening? обр. i can whatch tv. 2 упр. трансформации (видоизменение 2й части)#disagree обр. the hoarse eats meat. the hoarse doesn,t eat meat 3 упр в репродукции закончить пред-я, аргументируя их. опора: слова, союзы, союзные слова.as, because, as a result...

 РУ назначение нерегулируемая, конкретно ненаправленная активизация реч. материала в условиях речевой практики при решении коммун. задач. выполняются уру без опоры.#рассказ по изложенной теме,пословице… .КОНТРОЛЬ методика исправления ошибок. 1 если в м. выс-нии допускается языковая ошибка и она не искажает смысл- исправить в конце выс-ния, если ученик забыл слово - подсказать 2 подсказка мыслей при люб.в. реч. виде исключена. 3 если ученик остановился после 3х предложений, целесообразно обратиться к следующему ученику по ходу урока с заданием подобного рода вернуться к первому ученику. 4 если никто в классе не может сказать 2-3 предложений - нужно брать инициативу на себя. сам рассказывает топик, затем задает волросы ученикам по этой теме. 5  при выполнении РУ, не рекомендуется детям давать установку"следите за его ошибками". задание связано с содержанием. 6 исправлять ошибки в тактичной, мягкой форме

Этапы формирования умений при обучении монологической речи, цели этапов. Требования к ученикам в процессе обучения монологическому говорению. Система упражнений. Этапы формирования монологических умений. В основу каждого из них положено качество высказывания, причем все идет на увеличение объема высказывания.

1 этап: Обучить учеников объединять образцы речи, уровня фразы в надфразовое единство (построение предложения). It’s cold today. It’s snowing now. The sky is blew. На первом этапе учитывается самостоятельные высказывания. Определяются общие направления мысли, но выбор конкретного содержания остается свободным.

2 этап: Ученики учатся самостоятельно строить высказывания надфразового уровня. Обучение монологической речи на этом этапе совершается путем обучения различных опор:

  • изобразительных (Они помогают создать учебно-речевую ситуацию.)
  • вербальных (важным видом явл.: логическая связь предложений, грамматическая правильность предлож-й, надлежащий выбор всех необходимых языковых средств построения собственного высказывания. Разновидность вербальной опоры явл. высказывание-образец: 1) звуковой вариант (фонограмма – речь преподавателя), зрительный вариант (написанный текст);).
  • комбинированных

3 этап: Научить учеников создавать монологическое высказывание текстового уровня, но разных функционально-смысловых типов речи, в объеме, предусматриваемом программой для данной возрастной группы. Характеризуется развитием определенных умений:

- выражать свое особое отношение к фактам, событиям, о которых вы говорите.

- формулировать критическую оценку и доказывать правильность любого из фактов.

- включать в свою речь элементы размышлений, аргументации.

Система упражнений для обучения монологической речи:  Выделяют 3 группы упражнений:

  1. Упражнения на объединение образца речи уровня фразы в надфразовое единство
  2. Упражнения на создание собственного монологического высказывания надфразового уровня
  3. Упражнения на создание собственного высказывания текстового уровня.

Упр. 1 группы: Цель: научить учеников объединять усвоенные ранее образцы речи уровня фразы в высказывания надфразового уровня. При выполнении этих упр. ученики должны овладеть средствами межфразовой связи, которые д.б. характерны для того типа монолога, который является целью обучения в данном типе урока. Упр. 1 группы можно отнести к условно-коммуникативным продуктивным упр: 1) на присоединение (Фраза ученика присоединяется к высказанной фразе) 2) на объединение структурно однотипных и разнотипных образцов речи. Они выполняются в режимах: 1) препод. – ученик. 2) фонограмма – ученик. 3) ученик- класс.

Пример: Давайте опишем кабинет ин.яз. Помогите мне. Препод. ученик 1, ученик 2, ученик 3. К упр 1 гр. относятся также некоторые языковые упр. на понимание средств, способов межфразовой связи, характерной для определенного типа монологов.

Упр на: 1) нахождение необходимых средств связи 2) на выписывание этих средств связи 3) на соединение с помощью связи 2-4 предложения. на начальной ступени обучения эти упр. выполняются тогда,когда ученики переходят к чтению тематических текстов. на средней и старшей ступени обучения целесообразно выполнение упр. на соединение с помощью усвоенных средств межфразовой связи. Упр. 2 группы: Цель: Научить учеников строить высказывание надфразового уровня (микро-монологи) Это продукт коммуникативного высказывания, в котором допускается использование различных опор. Режим работы: Ученик-класс, ученик- группа, ученик-ученик. Речь ученика направляется коммуникативным высказыванием и классным заданием. Должна быть логическая связь в высказывании. Для слабых учеников препод. должен предоставить опоры. Выбор опоры определяется высказыванием в зависимости от монолога и возраста группы. Используется подстановочная таблица. упражнения таблицы используют полную вербальную опору. упр. 3 группы: Цель: Научить учеников создавать монологические высказывания текстового уровня разных функциональных смысловых типов речи. Принадлежат к продуктивно-коммуникатывным упр. 2 уровня. Они состоят из задания препод. и высказывания ученика (монолог описания и повествования). Упр. должны соотв. определенным требованиям:

  1. быть доступными посильными по объему с учетом наращивания определенных трудностей (наращивание или снятие трудностей)
  2. вовлекать в процесс обучения различные виды памяти, развивать восприятие и мышление.
  3. быть целенаправленными, мотивированными
  4. активировать познавательную и умственную деятельность.

включать типичные жизненные примеры ситуации общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.023 с.)