Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Программы первого года обучения
Планета загадок
Автор – составитель:
Гусева В.А.,
учитель начальных классов
МОУ «Лицей №17»
Березовский, 2011
Содержание
1. Пояснительная записка…. ……………………………………………….3
2. Содержание программы первого года обучения………………………..7
3. Учебно-тематический план программы первого года обучения……...10
4. Содержание программы второго года обучения……………………….27
5. Учебно-тематический план программы второго года обучения.……...28
6. Содержание программы третьего года обучения………………………43
7. Учебно-тематический план программы третьего года обучения …….47
8. Содержание программы четвертого года обучения …………………..62
9. Учебно-тематический план программы четвертого года обучения..…64
10. Список литературы для учителя ………………………………………..75
11. Список литературы для обучающихся …………………………………76
Пояснительная записка
Программа курса «Планета загадок» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
2. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
К числу основных задач данного курса относятся обогащение экологических предоставлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами. Программа курса, охватывающая различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ экологической ответственности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом, — важнейшая задача этого курса. Тем самым предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологической образованности и воспитанности учащихся. К числу задач курса относятся также: - расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы; - укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла; - последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней. В целом преподавание курса «Планета загадок» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах. В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении. Привлечение доступных палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать также и своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых. Как уже отмечалось, организация работы с различного рода детской познавательной литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе. Это рассматривание окаменелостей — остатков ископаемых организмов, работа с готовыми гербариями и коллекциями насекомых, рассматривание образцов минералов и горных пород, овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав. Предусмотрена также работа с географическими картами. Это следует делать не только при знакомстве с историей географических открытий, но и при изучении других вопросов курса (история открытия удивительных растений и животных, родина комнатных растений и экзотических фруктов, области распространения интересных насекомых, животный мир океанов и т. д.). Помимо имеющихся в школе настенных карт, целесообразно использовать географические атласы для младших школьников. Занятия в классе следует по возможности дополнить экскурсиями. Это могут быть экскурсии в природу, в ботанический сад и зоопарк, в морской аквариум и дельфинарий, в музеи — краеведческий, геологический, палеонтологический, зоологический. Поскольку условия для проведения таких экскурсий имеются далеко не везде, они не включены в основную сетку часов. Рекомендуется их проведение во внеурочное время по усмотрению учителя.
Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
В результате освоения содержания курса «Планета загадок» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю. Общее количество часов - 135, из них 22ч – экскурсии, 40ч – практические работы.
Содержание
Содержание
Содержание
Третьего года обучения
№
разд
| Тематическое планирование
| Часы
| Деятельность учащихся
| Формирование УУД
| 1.
| Что такое экология?
Организм и окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан. (С помощью ядохимиката ДДТ уничтожили малярийных комаров. Однако яд, передаваясь по пищевой цепочке «тараканы — ящерицы — кошки», вызвал гибель кошек, что привело к появлению множества крыс. Для восстановления равновесия пришлось завозить на остров кошек.)
| 1 ч.
| Знать понятие об экологии, простейшую классификацию экологических связей.
Уметь разъяснять сущность и значение экологии.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
| Познавательные
Общеучебные действия
· Знаково-символические;
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Выбор критериев для сравнения
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
| 2.
| Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения?. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Использование с этой целью атласа-определителя «От земли до неба». Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
| 3 ч.
| Понимать тексты о природе.
Описывать встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных).
Характеризовать признаки схожих видов.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания..
Проводить групповые наблюдения.
Работать в группе.
Выбирать вид деятельности.
| Познавательные Общеучебные действия
· Знаково-символические;
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Выбор критериев для сравнения
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
Личностные
· самоопределение
| 3.
| Кому угрожает исчезновение? Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)
| 1 ч.
| Группировать (классифицировать)
объекты живой природы по отличительным признакам.
Характеризовать виды изученных представителей редких организмов.
Описывать их внешний вид.
Характеризовать условия, необходимые для жизни организмов.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.
Уметь объяснять причины сокращения численности этих живых существ.
| Познавательные Общеучебные действия
· Знаково-символические;
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Выбор критериев для сравнения;
· Синтез как составление частей целого;
· доказательство
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера(оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
· Смыслополагание.
· самоопределение
| 4.
| Как охранять природу? Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 3—4 конкретными заповедниками по выбору учителя и учащихся).
| 2 ч.
| Знать охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения
| Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера(оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
| 5.
| Какова роль неживой природы в жизни живого? Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.
| 3 ч.
| Классифицировать теплолюбивые и холодостойкие растения.
Приводить примеры Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.
Выполнять групповые задания
| Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера(оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
| 6.
| Есть лижизнь в почве? Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты — типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
| 1 ч.
| Познакомиться с живыми обитателями почвы.
Характеризовать особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
| Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
| 7.
| Как разнообразен мир природы? Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы). (Перечень групп и объектов может быть изменен учителем.).
| 4 ч.
| Проводить групповые наблюдения.
Раскрывать возможности массовой информации.
Понимать и пересказывать и тексты о природе.
Характеризовать условия, необходимые для жизни различных животных.
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
| 8.
| Что такое экологическая пирамида? Экологические связи в живой природе на примере дубового леса («дуб и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере дубового леса и других примерах по усмотрению учителя). Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни дубового леса: желуди дуба — лесные мыши — сова). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, сходство мух-осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи и другие примеры по выбору учителя).
| 4 ч.
|
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.
Анализировать связи в живой природе.
Знать о экологической пирамиде, пищевой сети и их значении для охраны природы.
Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)
| Личностные УУД
· Смыслополагание.
· Самоопределение
Регулятивные УУД
· Оценка;
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера (оценка, коррекция)
| 9.
| Кого и что надо охранять? Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.) История спасения бобра, соболя, стерха — примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (знакомство с 3—4 конкретными ботаническими садами и зоопарками нашей страны и мира по выбору учителя и учащихся).
| 5ч.
| Знать условия, необходимые для жизни животных
Понимать и пересказывать и тексты о природе.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Работать с текстом и иллюстрациями учебника
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.
Анализировать причины сокращения численности этих животных и меры их охраны
Уметь приводить примеры активных действий человека по охране животного мира.
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
|
| Мастерим домики для птиц Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
| 1ч.
| Моделировать в ходе практической работы условия жизни птиц
|
|
| Учимся передавать свои знания другим ребятам. Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых. Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам. Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
| 3ч.
| Моделировать в ходе практической работы условные обозначения правил поведения в природе и экологических памяток.
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворе-ния познаватель-ных интересов
Уметь выполнять правила поведения в природе.
Анализироватьвлияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу)
Оцениватьконкретные примеры поведения в природе
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
|
| Влияет ли состояние природы на здоровье человека? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.). Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ, и т. д.).
1.
| 2ч.
| Анализироватьвлияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
|
| Как уберечь человечество от экологической катастрофы? Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязненного района из использования как места отдыха людей. Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна. Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.
| 2ч.
| Уметь использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворе-ния познаватель-ных интересов
Анализироватьвлияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
|
| Подводим итоги нашей работы за год Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по факультативному курсу.
|
| Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае.
Уметь выполнять правила поведения в природе
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Анализироватьвлияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу)
Оцениватьконкретные примеры поведения в природе
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня
·
|
Наименование разделов и тем
| Количество часов
| общее
| на экскурсии
| на практические работы
| Что такое экология?
|
|
|
| Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения?
|
|
|
| Кому угрожает исчезновение?
|
|
|
| Как охранять природу?
|
|
|
| Какова роль неживой природы в жизни живого?
|
|
|
| Есть лижизнь в почве?
|
|
|
| Как разнообразен мир природы?
|
|
|
| Что такое экологическая пирамида?
|
|
|
| Кого и что надо охранять?
|
|
|
| Мастерим домики для птиц.
|
|
|
| Учимся передавать свои знания другим ребятам.
|
|
|
| Влияет ли состояние природы на здоровье человека?
|
|
|
| Как уберечь человечество от экологической катастрофы?
|
|
|
| Подводим итоги нашей работы за год
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
Содержание
Список литературы для учителя
1. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз, 1955
2. Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 1998
3. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007
4. Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, 2007
5. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005
6. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006
7. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев – М.: Просвещение, 2007
8. Тихомирова Е.М. Мир вокруг нас: Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс– М.: Экзамен, 2007
9. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317с. – (Стандарты второго поколения).
Список литературы для обучающихся
1. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007
2. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2007
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 1 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2008
5. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2007
Планета загадок
Автор – составитель:
Гусева В.А.,
учитель начальных классов
МОУ «Лицей №17»
Березовский, 2011
Содержание
1. Пояснительная записка…. ……………………………………………….3
2. Содержание программы первого года обучения………………………..7
3. Учебно-тематический план программы первого года обучения……...10
4. Содержание программы второго года обучения……………………….27
5. Учебно-тематический план программы второго года обучения.……...28
6. Содержание программы третьего года обучения………………………43
7. Учебно-тематический план программы третьего года обучения …….47
8. Содержание программы четвертого года обучения …………………..62
9. Учебно-тематический план программы четвертого года обучения..…64
10. Список литературы для учителя ………………………………………..75
11. Список литературы для обучающихся …………………………………76
Пояснительная записка
Программа курса «Планета загадок» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
2. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
К числу основных задач данного курса относятся обогащение экологических предоставлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами. Программа курса, охватывающая различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ экологической ответственности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом, — важнейшая задача этого курса. Тем самым предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологической образованности и воспитанности учащихся. К числу задач курса относятся также: - расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы; - укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла; - последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней. В целом преподавание курса «Планета загадок» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах. В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении. Привлечение доступных палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать также и своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых. Как уже отмечалось, организация работы с различного рода детской познавательной литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе. Это рассматривание окаменелостей — остатков ископаемых организмов, работа с готовыми гербариями и коллекциями насекомых, рассматривание образцов минералов и горных пород, овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав. Предусмотрена также работа с географическими картами. Это следует делать не только при знакомстве с историей географических открытий, но и при изучении других вопросов курса (история открытия удивительных растений и животных, родина комнатных растений и экзотических фруктов, области распространения интересных насекомых, животный мир океанов и т. д.). Помимо имеющихся в школе настенных карт, целесообразно использовать географические атласы для младших школьников. Занятия в классе следует по возможности дополнить экскурсиями. Это могут быть экскурсии в природу, в ботанический сад и зоопарк, в морской аквариум и дельфинарий, в музеи — краеведческий, геологический, палеонтологический, зоологический. Поскольку условия для проведения таких экскурсий имеются далеко не везде, они не включены в основную сетку часов. Рекомендуется их проведение во внеурочное время по усмотрению учителя.
Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения пробл<
|