Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
программы четвертого года обучения
№
| Тематическое планирование
| Часы
| Деятельность учащихся
| Формирование УУД
| 1.
| Вводное занятие.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
| 2 ч.
| Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников.
Понимать и пересказывать и тексты о природе.
| Познавательные Общеучебные действия
· Знаково-символические;
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Выбор критериев для сравнения
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
| 2.
| Тайны за горизонтом Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский). Практические работы с картой.
| 4 ч.
| Понимать тексты об исторических событиях.
Выбирать вид деятельности.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения).
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации
| Познавательные Общеучебные действия
· Знаково-символические;
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Выбор критериев для сравнения
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
Личностные
· самоопределение
| 3.
| Жили-были динозавры... и не только они Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. Практическая работа: рассматривание окаменелостей. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
| 5 ч.
| Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных в Древнем мире.
Рассказывать о жизни в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. Сравнивать и различать современный и Древний мир.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.
Различать растения и животных современного мира и Древнего мира,
используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности древних растений и животных.
Уметь составлять рассказ о пошлом.
| Познавательные Общеучебные действия
· Знаково-символические;
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Выбор критериев для сравнения;
· Синтез как составление частей целого;
· доказательство
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера(оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
· Смыслополагание.
· самоопределение
| 4.
| Тайны камней. Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль. Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
| 4ч.
| Характеризовать камни.
Анализировать свойства камней и их внешний вид.
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения
| Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера(оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
| 5.
| Загадки растений История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.). Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
| 5 ч.
| Понимать тексты о исторических открытиях.
Описывать внешний вид, характерные особенности экзотических фруктов, распространенных дикорастущих растений.
Группировать объекты живой природы по отличительным признакам.
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения.
| Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера(оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
| 6.
| Утконос и компания История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
| 3 ч.
| Понимать тексты о исторических открытиях.
Описывать внешний вид, характерные особенности удивительных животных..
Группировать объекты живой природы по отличительным признакам.
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения.
| Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
| 7.
| Планета насекомых Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Охрана насекомых. Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
| 4 ч.
| Понимать тексты в стиле научных статей.
Описывать внешний вид, характерные особенности насекомых..
Группировать насекомых по отличительным признакам.
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения.
| У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· Установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
| 8.
| Загадки под водой и под землей. Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
| 5 ч.
|
Понимать тексты в стиле научных статей.
Описывать внешний вид, характерные особенности подводного животного и растительного мира.
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения.
Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)
| Личностные УУД
· Смыслополагание.
· Самоопределение
Регулятивные УУД
· Оценка;
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
· Управление действиями партнера (оценка, коррекция)
|
| Что такое НЛО?
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
| 1ч.
| Понимать тексты в стиле научных статей.
Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Обсуждать в группах полученные сведения. Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)
| Личностные УУД
· Смыслополагание.
· Самоопределение
Регулятивные УУД
· Оценка;
Коммуникативные УУД
· Постановка вопросов;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Разрешение конфликтов.
Управление действиями партнера (оценка, коррекция)
|
| Заключение
Что мы узнали и чему научились за год.
|
1ч.
| Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае.
Уметь выполнять правила поведения в природе
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Анализироватьвлияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу)
Оцениватьконкретные примеры поведения в природе
| Регулятивные УУД
· Целеполагание;
· Волевая саморегуляция
· Прогнозирование уровня усвоения
· Оценка;
· Коррекция
Личностные УУД
Смыслополагание.
Познавательные Общеучебные действия
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
· Выбор наиболее эффективного способа решения;
· Смысловое чтение;
У П логические Д
· Анализ объектов
· Синтез как составление частей целого;
· Доказательство;
· построение логической цепи рассуждений
|
Наименование разделов и тем
| Количество часов
| общее
| на экскурсии
| на практические работы
| Вводное занятие.
|
|
|
| Тайны за горизонтом
|
|
|
| Жили-были динозавры... и не только они
|
|
|
| Тайны камней
|
|
|
| Загадки растений
|
|
|
| Утконос и компания
|
|
|
| Планета насекомых
|
|
|
| Загадки под водой и под землей
|
|
|
| Что такое НЛО?
|
|
|
| Заключение
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
Список литературы для учителя
1. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз, 1955
2. Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 1998
3. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007
4. Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, 2007
5. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005
6. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006
7. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев – М.: Просвещение, 2007
8. Тихомирова Е.М. Мир вокруг нас: Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс– М.: Экзамен, 2007
9. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317с. – (Стандарты второго поколения).
Список литературы для обучающихся
1. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007
2. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2007
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 1 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2008
5. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2007
|