Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы проектной деятельности.

Поиск

 

I. Проблемно-целевой этап

Прежде чем начнется работа над проектом, разработчики должны ответить на ряд вопросов:

· для чего создается данный проект? чем вызвана необходимость его создания? существует ли на самом деле потребность в этом проекте? как в дальнейшем будет использоваться данный проект? кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? найдет ли он своих потребителей?

· каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

· кто будет создавать проект, в какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения требуемого вида работы?

· как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

То есть, на первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной бригады и распределение обязанностей. Этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.

 

II. Этап разработки сценария и технического задания

На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы.

III. Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля над ходом и сроками производимых работ.

 

IV. Этап предварительной защиты

На данном этапе осуществляется предварительный просмотр проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится корректировка.

 

V. Этап презентации – публичной защиты проекта

На этом этапе производится представление проделанной работы, дается оценка проекту членами аттестационной комиссии.

 

Этапы проектной деятельности можно определить по другому принципу:

 

I. Подготовительный. Выбор и обоснование темы и цели проекта, отбор источников информации, разработка последовательности технологических процессов, мотивация и методическое обеспечения будущего проекта. Самоопределение будущих участников проектирования. Выявление социальных и индивидуальных потребностей в данной деятельности.

II. Технологический: проблематизация, концептуализация, программирование, планирование, организация. Выполняются операции, предусмотренные проектом. Определение проблем на основе анализа несоответствия данного предмета желаемому образу, выявление точек несоответствия и причин выявленных затруднений. Определение целей, согласование их. Разработка концептуального проекта. Разработка необходимых мероприятий для достижения целей проекта. Разработка плана достижения поставленных целей. Организация деятельности в соответствии с планом, программой, проектом.

III. Завершающий. Проводится защита проекта с представлением его результатов. Возможна экспертиза проекта независимой комиссией или экспертной группой.

 

Основная часть работы над проектом может быть оформлена в виде таблицы (табл. 2):

 

Таблица 2. Логическая рамка проектирования.

 

Решаемая проблема:….
Цели, средства реализации Показатели достижений Процедуры контроля Риски
1. Общая цель проектировщика 1. 2. З. 4. 1. 2.. З.    
2. Конкретная цель (задачи) 1. З. 1. 2. З.    
З. Ожидаемые результаты. 1. 2. З. 1. 2. З.  
Планирование работы
4. Необходимые действия 1. 2. 3.и т.д. Срок.  

 

Или даже в виде плана (но! планирование – часть проектирования) (табл. 3):

 

Таблица 3. Планирование действий в рамках проекта.

 

Цель проекта
Система действий Сроки Ресурсы Контроль (не обязательно)
1. 2. и т.д.      


Как педагогически грамотно заканчивать проект? Последний шаг – рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось, т.е. сопоставление цели и результата. Именно поэтому алгоритм проектной деятельности и называют «дизайн-петля»: соединяя, посредством рефлексивного анализа, ко­нечный результат с началом работы, мы как бы замыкаем круг нашей деятельности, придаем процессу целостность, сопоставляя цель и результат.

На какие вопросы нужно ответить в процессе рефлексии?

 

1. насколько успешно решена проблема?
2. насколько полно собрана информация?
3. насколько представленное проектное решение может быть улучшено?
4. насколько я был успешен в процессе проектирования?

 

Ответ на 4-ый вопрос должен отражать ряд критических моментов:
- значимость и четкость формулировки проблемы;
- аргументация положений гипотезы;
- планирование и проведение исследования;
- успешность применения творческих методов;
- широта спектра первоначальных идей;

- достаточность проработки выбранной идеи.

 

Оформление и структура отчета по проектной теме

Титульный лист:
Формат А4;
Наверху, по центру, полное название образовательного учреждения;
Ниже – название проекта (код предмета);
Ниже – тема;
Ниже – выполнил (а) фамилия и имя автора (авторов), № и буква класса, тип класса; если количество авторов проекта более трех, то на титульном листе указывается: «группа учащихся», а состав группы оформляется на отдельном листе, располагаемым за титульным листом.

Ниже – руководитель: ФИО (полностью) руководителя, его должность и телефон;
Ниже – проект выполнен в сроки (с __по__).

Нижняя строка: г. Железногорск, год.


Структура отчета
1. введение (актуальность темы, причина выбора);
2. формулировка ПРОБЛЕМЫ;
3. определение ОБЪЕКТА и ПРЕДМЕТА исследования;
4. перечисление методик исследования;
5. формулировка цели;
6. формулировка задач.
7. формулировка выводов.
8. библиография
9. понятийный аппарат;
10. оформление таблиц, схем, презентация;

Защита проекта. Рекомендуется составлять сценарий защиты. Примерная схема защиты может выглядеть так:

1. Постановка проблемы, ее актуальность.
2. Высказывание гипотезы, аргументация ее положений.
3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.
4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки.

5.Ответы на вопросы других участников защиты (дискуссия).

Как оценивать проект? Каковы критерии успешности педагогических усилий по реализации проектной деятельности?

Это не самый простой вопрос, хотя понятно, что основной критерий успеха — это высокие ре­зультаты, показанные учащимися. Оценка проекта должна быть интегрированной. Она складывается из оценок этапов выполнения проекта (от формулировки про­блемы до полученного результата), результатов контрольного тестирования (если это учебный проект и часть тем программы профиля изучалась самостоятельно в ходе проектирова­ния) и результатов защиты проекта.

Критерии оценки воспитательно-образовательного процесса предлагает П. С. Лернер. (Табл.4). Данные критерии обобщенные, но хорошо подготов­ленный преподаватель впол­не сможет ими воспользоваться. Условно в ходе работы по каждому критерию можно выделить 3 уровня: высокий, средний и низкий и, основываясь на динамике изменения уровней данных показателей, делать вывод об успешности воспитательно-образовательного процесса профильного обуче­ния в целом и проектной деятельности в частности.


Таблица 4. Примерная схема оценивания процесса реализации проекта

Критерий Показатели Уровни
Низкий Средний Высокий
Информационная обеспеченность знакомства, представления, тезаурус, понимание.      
Функциональная грамотность — восприятие установок и объяснений учите­ля, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, умение об­ращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и пр.      
Технологическая умелость - способность выполнять трудовые операции, стан­дартизованные программами предыдущих курсов, манипулирование объектами и средствами труда, способность достижения заданного уровня качества, осво­енность ручных и машинных операций, понимание свойств материалов, пра­вильное применение инструментов, обеспечение личной безопасности, рацио­нальная организация рабочего места и др.      
Интеллектуальная подготовленность — способность вербализовать трудовые операции, рефлексия трудовой деятельности, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, способ­ность сравнивания предметов по размеру; форме, цвету, материалу и назначе­нию, аддитивное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и другие для рационального планирования деятельности, в том числе, совместной с другими людьми.      
Волевая подготовленность - стремление выполнять поставленные учебные задачи, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества, выбор темпа выпол­нения задания, поддержание культуры труда; - внимательное отношение к речи учителя и к педагогической ситуации, дружелюбное взаимодействие с другими учащи­мися, толе­рантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, способность запрашивать и получать помощь; - успешное преодоление психологических и познавательных барьеров и др.      

При защите проекта оценивается собственно проект и презентация. При оценке проекта, кроме предложенных ниже критериев (табл. 5), можно использовать и другие, например, объем проработанного материала, оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений, активное использование современных источников информации; уровень самостоятельности учащихся при работе над проектом, самооценку (результаты рефлексии) работы проектной группы.

К числу критериев оценки презентации проекта можно отнести: четкость и доступность выступления, глубину и широту знаний по проблеме, продемонстрированные в ходе презентации, качество ответов на вопросы, артистизм, умение заинтересовать аудиторию, использование наглядности и технических средств.

 

Таблица 5. Критерии оценки защиты учебного проекта

 

№ п\п Критерий   Низкая оценка 1-5 баллов (2) Средняя оценка 6-8 баллов (3-4) Высокая оценка 9-10 баллов (5)
  Формулировка темы Недостаточно грамотна Отвечает требованиям проектной работы Отвечает требованиям проектной работы + исследовательской работы
  Актуальность проблемы Низкая Средняя Проблема очень актуальна в современных условиях
  Цель и задачи Неадекватны теме Адекватны теме, но представлены не полностью Адекватны теме, представлены полностью
  Глубина и качество изучения специальной литературы Низкая Средняя Высокая
  Теоретические выводы Отсутствуют или не обоснованы Сделаны не все возможные выводы или недостаточно обоснованы Обоснованы, сделаны все выводы, которые позволяет сделать теоретический материал
  Качество экспериментальной части проекта Низкое Среднее Высокое
  Приложения Требуются, но отсутствуют Присутствуют или не требуются Присутствуют, ярко иллюстрируют содержание проекта
  Язык Не соответствует нормам научной прозы Соответствует нормам научной прозы Соответствует нормам научной прозы, заслуживает высокой оценки
  Качество оформления Низкое Среднее Высокое

Что дает реализация образовательных проектов?

Метод проектирования формирует ключевые компетенции учащегося:
- Трудовые;
- Коммуникативные;
- Социальные.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие умения старшеклассника:

  • анализировать проблемное поле, выделять подпроблемы, формулировать ведущие проблемы, ставить задачи;
  • умение целеполагания и планирования деятельности;
  • умение самоанализа и рефлексии (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).

 

Ответы на вопросы, возникающие при использовании метода проектов в рамках классно-урочной системы обучения

1. Как может быть организовано «обучение через проектную деятельность»? Учитель определяет ряд тем, которые выносятся на са­мостоятельное изучение в ходе выполнения проектов. Учащиеся осуществляют поиск информации по своей проблеме и в ходе выработки решения самостоя­тельно осваивают ряд тем учебной программы. Это происходит как бы испод­воль, в ходе практической деятельности. Учитель — лишь консультант. Однако опыт применения такого подхода показывает, что данный подход может нести в себе опас­ность теоретических пробелов в знаниях учеников, если не предусматривается время на обобщение и контроль самостоятельно пройденных тем.

2. Сколько времени должно отводиться на проект? Проекты по продолжительности бывают разные. Поэтому они могут, в среднем, занимать от 2-х до 6-ти недель (по 2 часа в неделю). На проект может целиком отводиться пос­ледняя, четвертая, четверть учебного года. Профильное обучение в старших клас­сах ориентировано на долгосрочные проекты. Проект может не занимать все уроки полностью. Все определяет Учитель: он структурирует каждый свой урок в соответствии с логикой познавательной деятельности и тематикой, предусмот­ренной программой обучения. Поэтому определенные этапы работы над проек­том могут занимать лишь часть урока. Если задуман большой, рассчитанный на длительный промежуток времени проект, то, скорее всего, надо говорить о про­екте во внеурочной деятельности. Разумеется, часть проекта, тематически и по содержанию привязанная к программному материалу, может выполняться на уроках. Более того, обсуждение методов исследования, а также результатов, вклю­чая промежуточные, рекомендуется проводить именно на уроках.

3. Письменное оформление проекта — зло или благо? Кто-то считает, что это не нужно в технологическом проекте, глав­ное, научиться сделать вещь своими руками, а кто-то, наоборот, без солидной пояснительной записки не засчитывает проект. Безусловно, очень вредно загру­жать учащихся излишней писаниной и подменять этим другие важнейшие эта­пы проектной деятельности, получая в итоге «псевдопроекты». Поэтому пояс­нительная записка должна быть лаконичной, но внятной. Краткое письменное оформление учит грамотно формулировать технологическое решение задачи и является для учащегося жизненно важным навыком.

Очевидно, что необходимо соблюдение минимальных правил дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, единый стиль). Работа должна быть написана хорошим ясным языком. Использование справочно-вспомогательного аппарата (примечания, сноски) д. б. выполнено в соответствии с принятыми стандартами.

Должно быть оформление: титульного листа, оглавления, краткой аннотации (проблема, гипотеза, цели, задачи и т.д.); основной части (высказывание основных положений и основной мысли), последовательности работы (например, в виде таблицы). Высшим пилотажем будет приложение в виде графика работы над проектом с указанием этапов работы, фамилии, имени участников и ответственных за ведение работы, заключения (краткого обобщения всей информации, подведения итогов), библиографии (списка используемой литературы).

А вот проектная папка должна содержать в себе все подробности и особен­ности выполнения этапов проекта: черновики, первоначальные эскизы, изуче­ние рекламы, приложения к проекту (фотографии, рисунки, иллюстрации, а также карты, таблицы, графики) и др. На основании ее содержимого может оцениваться отдельно каждый этап выполнения задания (проекта).

ПРИЛОЖЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 20149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.159 (0.014 с.)