Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые последующие процедурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В течение РЭПТ‑марафона проводится множество общих и специальных упражнений. Например, ведущий группы может сказать: «Подумайте, что бы вы могли сейчас сделать рискованного. Сделайте это». Здесь также могут выступать желающие или все члены группы. Если кто‑то молчит, его можно спросить: «Почему вам трудно придумать что‑либо рискованное, когда все другие члены группы уже сделали это?» (Ведущий объясняет, в данный момент или в начале марафона, что членам группы разрешается делать все, что им хочется, если это не наносит физического ущерба ни им самим, ни другим членам группы. Не разрешается, например, бросаться из окна или ломать мебель, но можно, например, раздеться или обозвать кого‑нибудь.) Ведущий может сказать: «К какому члену группы вы бы хотели испытать любовь или привязанность? Спросите этого человека, согласится ли он скооперироваться с вами для такого рода опыта. Если он согласен, войдите в это состояние как можно глубже, прямо сейчас Если вам обоим хочется продолжить свой любовный эксперимент вне комнаты, вы можете покинуть группу максимум на пять минут и воспользоваться другим помещением в этом здании. Однако не задерживайтесь более чем на пять минут». Ведущий затем следит за тем, чтобы (1) те, кто выполнял упражнение в комнате, рассказали, что они во время него чувствовали; (2) те, кто не выбрал никого для выполнения этого упражнения, объяснили, почему они никого не выбрали, и (3) те, кто выходил из комнаты на пять минут для выполнения упражнения, по возвращении описали точно и в деталях, что они делали и какие чувства при этом испытывали. Так или иначе, все члены группы имеют возможность либо испытать теплые чувства по отношению по крайней мере к одному из участников, либо сообщить, почему они не пожелали этого пережить.
РЭПТ‑ПРОЦЕДУРЫ
Ведущий говорит: «Выберите одною человека в группе, который, на ваш взгляд, смог бы воспользоваться помощью, предлагаемой ему для решения своей одной или нескольких базовых проблем. Сядьте с ним в центре группы и попробуйте помочь ему с его проблемой». Всех или почти всех членов группы побуждают поработать по крайней мере с одним участником, чтобы помочь ему разобраться со своей проблемой. Затем остальные члены группы, после тою как они некоторое время понаблюдают и послушают, могут присоединиться к обсуждению проблемы того индивида, которому выбирающий пытается помочь. К тому времени, как процедура установится – обычно это период в 5–6 часов – практически у каждою члена группы будет достаточно возможности высказаться, показать свои некоторые проблемные области и завязать невербальное общение (особенно это касается проявления нежности). Таким образом, они, как предполагается, подготавливаются для более детального рассмотрения своих основных проблем; кроме того, в данной технике по крайней мере два человека в каждый момент близко общаются в процессе решения проблемы; она побуждает участников, хотят они этого или нет, глубже проанализировать свои прежние мысли, чувства и поведение и активно подойти к РЭПТ‑аспектам марафона, когда терапевт контролирует действительные попытки участников оказать друг другу помощь. Эта часть марафона – решение проблем и когнитивное реструктурирование – обычно повторяется несколько раз. Так, Джим и Джейн сидят в центре группы, Джейн пытается помочь Джиму с его проблемой, допустим, с тем, что он вгоняет себя в депрессию, когда его социально отвергают. Джейн пробует показать Джиму, какие его Иррациональные Взгляды (ИВ) приводят к депрессии, и старается помочь ему их оспорить. Ведущий марафона, хорошо обученный РЭПТ, следит за Джейн и помогает ей работать с Джимом. Ведущий призывает и других членов группы помогать Джейн и облегчать для Джима переход к более рациональному мышлению. Эта часть марафона похожа на проведение обычной групповой РЭПТ и в основном представляет собой когнитивное реструктурирование. Всех членов марафонской группы обучают главным принципам РЭПТ и всем или большинству из них предоставляется шанс применить их в решении эмоциональных и/или поведенческих проблем других членов группы и своих собственных. По мере продолжения марафона, его участники постепенно все лучше овладевают азбукой РЭПТ под бдительным супервизорским оком ведущего, который, в свою очередь, совершенствуется как РЭПТ‑учитель.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
После того как прошло две трети марафона, дается модифицированная версия упражнения Фрица Перлза «горячий стул»; обычная версия, когда всех заставляют пройти через «горячий стул» и прокомментировать каждого, кто оказался на этом месте, занимает много времени и малоэффективна. В варианте РЭПТ всех участников побуждают (но не заставляют) сесть на горячий стул в центр комнаты, а других участников просят (но не заставляют) сказать – кратко! – тем, кто оказался на горячем стуле, о своих негативных и позитивных мыслях и чувствах в их адрес, особенно относительно их поведения на марафоне. Человек на стуле не может ответить или опровергнуть эти комментарии. Но в конце упражнения все, кто хочет высказаться, получают возможность очень кратко это сделать. В завершающие часы рационально‑эмоционально‑поведенческо‑ го марафона взаимодействия ведущий и члены группы стараются выяснить, кто еще не прошел детального обсуждения своей проблемы. Таких людей прямо спрашивают, почему они все это время молчали о себе, и призывают определить их основные проблемы и открыто их обсудить. В заключительные часы марафона всем по кругу задаются следующие вопросы. (1) «Что было самым важным для вас на этом марафоне и что нового вы узнали о себе?» (2) «Думая о марафоне, что вы не сказали группе или отдельным членам группы, когда у вас был шанс это сделать? Выскажите это сейчас». В последние полчаса марафона или около того ведущий выбирает по одному члену группы, сажает его в центр и спрашивает у остальной группы: «Если кто‑нибудь может предложить подходящее домашнее задание для X, которое поможет ему в решении проблемы, представленной им сегодня здесь, или поможет ему жить более счастливо и творчески в будущем, сделайте это прямо сейчас. X может записать себе эти задания, чтобы не забыть». После окончания РЭПТ‑марафона можно назначить дату через 6–10 недель, когда все члены группы приглашаются на приблизительно четырехчасовое обсуждение того, что они вынесли из марафона, какие изменения в их жизни произошли благодаря ему, как они справились (или не справились) с домашним заданием, которое им было задано, и других вопросов подобного рода.
ИНТЕНСИВНАЯ РЭПТ
Терапевтические лекции, занятия и проповеди проводились веками многими учителями и проповедниками, такими как Конфуций, Эпиктет, Мэри Бэйкер Эдди, Эмиль Куэ, Дэйл Карнеги и другими. В 1970‑х, после начала практического движения в 60‑х годах, Вернер Эрхард и его многочисленные подражатели начали комбинировать пылкие лекции с эмоциональными упражнениями и проводить по выходным интенсивную терапию. Сюда входили лекции, практические упражнения и обмен эмоциональными впечатлениями. Занятия обычно проводились с группами в 50–200 человек. Я (А. Э.) в 1983 году провел в Институте рационально‑эмоциональной поведенческой терапии в Нью‑Йорке серию планерок с несколькими нашими терапевтами, и мы разработали 9‑часовой сеанс интенсивной терапии. Многие сотрудники института (Ray DiGiuseppe, Diana Richman, Janet Wolfe и другие) проводят такие интенсивные сеансы каждый год в Нью‑Йорке и других крупных городах и находят их очень эффективными. Действительно, исследование самооценки у участников, которое проводилось до прохождения ими интенсивной терапии и через два месяца после него, показало значительный прогресс в здоровых убеждениях (Ellis, Siechel, Leaf, et al., 1989). Личные отзывы участников, которые впервые познакомились с РЭПТ, и тех, кто имел опыт нескольких сеансов РЭПТ до интенсивной терапии, подтверждают эти результаты. Интенсивная РЭПТ, которая обычно проводится институтом, состоит из шести основных частей, каждая из которых занимает час с четвертью: (1) «Азбука РЭПТ и опровержение Иррациональных Взглядов»; (2) «Перфекционизм и безусловное самопринятие»; (3) «Как справиться с гневом и яростью»; (4) «Как справиться с острой потребностью в любви и одобрении»; (5) «Как справиться с низкой толерантностью к фрустрации» и (6) «Постановка целей и домашнее задание». Каждая часть начинается с интенсивной напоминающей лекции о том, как в РЭПТ подходят к пониманию и работе с основными аспектами эмоционального расстройства, за которой следует практическое упражнение, в котором просят участвовать всех присутствующих. Затем идет 15‑минутный обмен чувствами и мыслями по поводу лекции и участия в упражнении. К концу 9‑часового интенсивного занятия практически каждого участника удается привлечь к выполнению упражнений и обмену чувствами. Многие из них рассказывают о драматическом личном опыте, который они получили во время сеанса интенсивной терапии, а также о переменах в их жизни, которые за ним последовали. Сеанс интенсивной терапии имеет множество когнитивных преимуществ для своих участников, включая обучение основным принципам РЭПТ; обучение принятию ответственности за многие свои эмоциональные и личностные проблемы; моделирование своею поведения по образцу других участников, которые начали открывать себя; понимание собственных проблем, которые до этого не осознавались; а также обнаружение тою, как много людей страдает от схожих проблем. Во время каждой части сеанса интенсивной терапии проводится значительное когнитивное реструктурирование. Каждая лекция показывает, что иррациональные убеждения очень сильно отличаются от рациональных и ведут к нездоровым чувствам и поведению. Несколько частей демонстрируют участникам» как оспаривать и изменять свои ИВ и как прийти к новой эффективной философии («Э»). Объясняются и демонстрируются методы переориентации и РЭПТ‑анализа затрат и прибыли. Если участники дают нереалистические или нелогичные ответы во время выполнения некоторых упражнений, ведущий сеанса интенсивной терапии кратко и иногда с юмором отвечает на них и показывает им и остальным участникам, каким будет более практичное решение. Участников призывают, кратко описывая свои проблемы, задавать вопросы, на которые ведущий ответит в терминах РЭПТ‑философии. Проводится иллюстративное оспаривание дисфункциональных убеждений нескольких участников. Нескольким участникам показывают, как задавать конкретные вопросы на предмет своих собственных ИВ, как приходить к альтернативным РВ и в качестве домашнею задания постоянно и энергично повторять свою новую эффективную философию. Б эмоциональном плане участники получают сильнейшую презентацию РЭПТ и привлекаются к некоторым драматичным упражнениям, это, например, известные упражнения на атаку стыда. Их побуждают к тому, чтобы вербально или в действии совершать рисковые поступки, петь рациональные юмористические песни, идти навстречу приключениям и получать удовольствие. В поведенческом плане участникам дают активно‑директивные инструкции, побуждают быть целеустремленными и работать над домашними заданиями, они могут попрактиковаться в РЭПТ‑мышлении, общении и некоторых умениях. Институт рационально‑эмоциональной поведенческой терапии в Нью‑Йорке также предлагает серию последующих дискуссий и семинаров по различным аспектам РЭПТ, на которые может прийти любой участник сеанса интенсивной терапии, если захочет принять в них участие. Если в ходе интенсивной терапии участник осознал, что у него есть актуальные личностные проблемы, он может пройти курс обычной индивидуальной или групповой терапии, которые также предлагаются в Институте. Институт также распространяет множество брошюр, книг, аудио‑ и видеокассет и других материалов по самопомощи, которые участники сеансов интенсивной терапии могут использовать для продолжения работы дома. Как те, кто прошел эффективный РЭПТ‑марафон, так и те, кто был успешен на сеансе интенсивной терапии, могут испытывать когнитивный и эмоциональный подъем в течение последующих нескольких недель, но могут легко опуститься на прежний низкий уровень функционирования. Это оказалось справедливым для участников всех видов марафонов и интенсивных занятий. Поэтому для тех, кто хочет использовать важные аспекты РЭПТ на долговременной основе, должны быть доступны последующие процедуры и разного рода материал
Обучение принципам безусловного самопринятия в условиях структурированной группы*
В данной главе мы опишем проведение 8‑недельной психообразовательной группы, на которой я (У. Д.) учу членов группы РЭПТ‑ принципам безусловного самопринятия. В настоящей главе мы проделаем следующее: 1. Кратко повторим понятие РЭПТ о расстройстве Эго. 2. Представим РЭПТ‑принципы безусловного самопринятия. 3. Обозначим шаги проведения группы по самопринятию, кратко опишем упражнения, которые могут проводиться на каждом из этапов, и кратко оговорим контекст, в котором я провожу подобные группы.
РЭПТ И РАССТРОЙСТВА ЭГО
РЭПТ‑терапевта можно, на наш взгляд, рассматривать как психолога‑учителя, поскольку он учит своих клиентов, (а) как в РЭПТ понимается расстройство и (б) как идентифицировать, бросить вызов, оспорить и изменить Иррациональные Взгляды, которые лежат в основе их психологических проблем. Поскольку в данной главе рассматривается подход структурированной группы к обучению клиентов безусловному самопринятию, перед тем как перейти к понятию РЭПТ о безусловном самопринятии, мы вкратце повторим понятие расстройства Эго.
Расстройство Эго
Теория РЭПТ проводит различия между двумя основными типами психологических расстройств: расстройство Эго и расстройство по поводу дискомфорта (Dryden, 1994а). Расстройство Эго исходит от иррациональных идей, связанных с «Я», в то время как расстройство по поводу дискомфорта – от иррациональных идей, относящихся к той области, которая не связана с его «Я», но в основном касается чувства дискомфорта. Расстройство Эго возникает, когда человек придумывает требования к себе, другим людям и миру; и когда эти требования не реализуются, человек так или иначе делается несчастным. В расстройство Эго обычно бывают включены следующие темы: • Неудачи на пути к достижению какой‑либо важной цели • Некомпетентное поведение (на публике или приватно) • Несоответствие жизни придуманным человеком стандартам • Нарушение своего морального кодекса • Критика • Насмешки • Непринятие, неодобрение, неблагодарность, отсутствие любви со стороны значимых других Несмотря на то что иррациональные убеждения по поводу Эго обнаруживаются во многих эмоциональных расстройствах, мы не утверждаем, что подобные убеждения полностью объясняют эмоции, перечисленные ниже. Мы скорее хотим сказать, что эти убеждения часто обнаруживаются, когда клиенты сообщают об эмоциональных переживаниях. В следующих примерах расстройства Эго вы можете заметить, что каждое из этих иррациональных убеждений содержит в себе два элемента. Во‑первых, требование, которое часто принимает форму «должен», «абсолютно необходимо», «просто обязан» и так далее; во‑вторых, самоуничижение, которое принимает форму общей негативной оценки своего тотального «Я». Теория РЭПТ постулирует, что самоуничижительные идеи обычно являются производными от идей долженствования. Депрессия «Так как я провалил тест, хотя просто обязан был не провалить его, я – неудачник». «Поскольку мой партнер отверг меня, чего он совершенно не должен был делать, его поведение доказывает, что я никудышный человек». Тревога «Если я провалю грядущий тест, хотя я просто обязан его не провалить, я – неудачник». «Если он отвернется от меня, что, я думаю, он скоро и сделает, хотя и не должен так поступать, я после этого буду поганкой». Вина «Я обидел своих родителей, а так как я просто не должен так себя вести, я низкий человек». «Я не помог своему хорошему другу. То, что я не выполнил свой абсолютный долг, доказывает, что я отвратительный человек». Стыд «Я глупо себя повел перед своими товарищами. Я абсолютно никогда не должен так себя вести, такое поведение превращает меня в недоумка». «Я испытывал сексуальное влечение по отношению к своей сестре, которого абсолютно не должно у меня быть. Этот факт доказывает, что я бессовестный человек». Обида «Мой бывший бойфренд встречается с моей лучшей подругой, это просто невозможно. Если они так поступают со мной, значит, я не достойна любви». Гнев «Ты просто не должен критиковать меня подобным образом. Твоя критика напоминает мне о том, что я неудачник». Ревность «Если моя жена смотрит на другого мужчину – чего она не должна делать – это значит, что она находит его более привлекательным – чего не должно случаться – все это доказывает, что я ничтожество». Зависть «Моему другу лучше удается сделать карьеру, чем мне. Я должен быть не менее успешен, чем он, а так как это не так, то я неудачник».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.014 с.) |