Цели семейного терапевтического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели семейного терапевтического процесса



 

Основными целями рационально‑эмоциональной поведенческой семейной терапии являются следующие:

1. Помочь всем членам семьи, или, по крайней мере, как можно большему их числу, понять, что они сами расстраивают себя, воспринимая действия своих близких слишком серьезно, и что у них обычно есть выбор, независимо от поведения родных, не волноваться из‑за этого так сильно.

2. Помочь членам семьи сохранить и даже приумножить свои желания и предпочтения (включая их желание любви, ответственности и дружелюбия в семье), но ясно осознавать и отказываться от своих «должен», а также требований, приказов, чтобы другие члены семьи вели себя так, как им бы того хотелось.

3. Побуждать родителей и детей испытывать сильную печаль, сожаление, разочарование, неудовольствие или озабоченность и решительно изменять положение вещей, когда они не получают того, чего хотят, и семейную ситуацию, и четко продемонстрировать, как дифференцировать эти здоровые негативные эмоции от чувств сильной тревоги, депрессии, гнева, жалости к себе и низкой толерантности к фрустрации и минимизировать последние, в то же время осознавая, ощущая и даже иногда усиливая первые.

4. Определить и всегда обращаться к иррациональным Взглядам членов семьи – их абсолютистским «должен», «обязан», «надо», – которые обычно лежат в основе их нездоровых чувств и дисфункционального поведения, и продолжать оспаривать и опровергать эти идеи, заменяя их более разумной философией предпочтения.

5. Научить многим когнитивным, эмоциональным и поведенческим техникам, которые помогут им бороться со своими дисфункциональными идеями, и побудить их думать, чувствовать и вести себя более здоровым и позитивным для себя образом.

6. По мере изменения своих вызывающих деструктивные эффекты взглядов и мировоззрения исследовать более результативные и здоровые способы решения практических вопросов – реальных неприятностей и фрустраций, – которые мешают им самим и другим членам семьи быть настолько счастливыми и продуктивными, насколько они того хотят. В терминах РЭПТ, когда они работают именно над изменением своих Иррациональных Взглядов, должна также одновременно вестись работа и над изменением их «А» (Активизирующих событий или Активизирующего опыта), которые сопровождают «В» и играют некоторую роль не только в них, но и в «0> (нездоровых и дисфункциональных последствиях).

7. Научить клиентов не только эффективно справляться с имеющимся в семье кризисом и не делать себя несчастными по поводу этого кризиса, но также (что даже более важно) осознавать, что, независимо от того, что произойдет с ними и их близкими родственниками в будущем, они смогут разумно принимать эту неизбежность, также не расстраиваясь излишне по поводу происходящего и стремясь прийти как к практическому, так и к эмоциональному разрешению семейных (и других) проблем.

 

ОБЯЗАННОСТИ КЛИЕНТОВ

 

РЭПТ учит клиентов тому, что как в курсе терапии, так и в течение всей своей жизни, их основная обязанность лежит только перед самими собой – ни перед терапевтом, ни перед терапевтической ситуацией, ни даже перед другими членами семьи. Им показывают, что терапия может быть очень полезной, но нет причин, обязывающих их подчиняться ей, следовать ее правилам или урокам. Как и во всем, это очень желательно, но не обязательно.

В то же время всем членам семьи (или тем, кто уже достаточно взрослый, чтобы понять) показывается, что если они хотят отвечать в первую очередь только перед самими собой и уже потом перед другими членами семьи, они должны твердо решить это для себя, и это решение будет действительным только тогда, когда они будут вести себя в соответствии с ним, будут много работать над изменением себя и помогать меняться другим. Им постоянно напоминают, что ничего не дается даром и что наиболее предпочтительное поведение, как с их стороны, так и со стороны других членов семьи, не осуществляется автоматически, а практически всегда является результатом сильной решимости измениться и упорной работы над этим.

В семейной РЭПТ, таким образом, каждого члена семьи дела ответственным за его собственные внутренние изменения и за попытки модифицировать практические аспекты своих семейных проблем. Вслед за методами семейного консультирования Дрейкурса (Dreikurs, 1974), семье рекомендуют приобщать детей к принятию семейных правил наравне со всеми и нести ответственность за свои действия, не обвиняя при этом других за то, что они делают. Взрослых членов семьи также учат осознавать свои действия и нести за них ответственность, даже если другие ведут себя неподобающе и добавляют проблем. Постоянно подчёркивается, что один член семьи не в состоянии изменить других (хотя он может способствовать этому изменению) и что собственное изменение в большей степени зависит от личных установок и усилий, а не от отношения других.

Клиенты несут ответственность за посещение сеансов семейной терапии и выполнение домашних заданий. Если им не нравится то, что происходит на терапии, их побуждают высказывать свои чувства и протест по отношению к происходящему. Также приветствуется выражение своих чувств по отношению к другим членам семьи и формулирование того, чего бы им хотелось или не хотелось осуществить внутри семейной системы.

Клиенты несут ответственность за свое собственное изменение, потому что ни один терапевт не может это сделать за них. Только они могут модифицировать свое собственное поведение (или отказаться делать это), и их никогда не обвинят за принятие решения не меняться. Им постоянно напоминают, что они контролируют собственную эмоциональную судьбу и что у них действительно есть сила изменить свое мышление, эмоции и поведение. Но если они упорно продолжают вести себя саморазрушающе, им только показывают, что этот путь они выбрали сами и вправе продолжать им идти, хотя у них всегда есть возможность измениться.

 

РОЛЬ И ФУНКЦИЯ ТЕРАПЕВТА

 

РЭПТ является одной из наиболее активно‑директивных форм терапии, и это приложимо к семейной РЭПТ. Предположительно, терапевт является высокообразованным человеком, который понимает, каким образом люди зря сами делают себя несчастными в своей семье и вне ее. Таким образом, ожидается, что РЭПТ‑терапевт будет авторитетным, но не авторитарным; при обсуждении ценностей не будет навязывать свои личные ценности клиенту; будет чувствительным и уважительным к мультикультурным влияниям в семьях с неоднородным этническим, религиозным и культурным происхождением; будет побуждать, призывать, убеждать клиентов чувствовать и действовать вопреки своим саморазрушительным тенденциям (Ellis, 1978b, 1994с).

Для ведения семейной РЭПТ предпочтителен терапевт со следующими специальными умениями:

1. Умение проявлять эмпатию к мышлению и чувствам клиента, а также к его мировоззрению, провоцирующему у него проблемы.

2. Способность улавливать реакцию членов семьи на терапевта и показывать им, как активно участвовать в терапии, не увлекаясь, однако, ею и при этом не впадая в зависимость от других (включая терапевта).

3. Умение показать клиентам достоинства и недостатки их взаимоотношений и научить их коммуникации, которой они могут придерживаться как на терапевтических сеансах, так и за их рамками.

4. Умение обучить основным принципам самопомощи при расстройстве и тому, как конкретно применять эти принципы, помогая другим членам семьи.

5. Умение противостоять клиентам с избегающим, защищающимся и сопротивляющимся поведением, показать им, какие иррациональные идеи скрываются за таким поведением и убедить изменить эти идеи и ослабить свои защиты.

6. Умение иногда быть настойчивым, требовательным, задавать вопросы и назначать задания; таким бывает хороший учитель по отношению к своим маленьким и взрослым ученикам.

7. Способность открывать свои чувства и мысли и показывать клиентам, что он не боится выражать себя и идти на риск в процессе терапии.

8. Умение без смущения обучать сексуальным, любовным, супружеским аспектам отношений и другим навыкам, которые кажутся им необходимыми для тех или иных клиентов, но в то же время, как указывалось выше, не увлекаться тренингом практических навыков в ущерб обучению конкретным РЭПТ‑навыкам оспаривания.

9. Способность сфокусироваться на обучении себя и клиента РЭПТ‑ориентированным умениям: (1) активного слушания, изучения и выявления того, что клиенты говорят сами себе, их рациональных и иррациональных убеждений; (2) определения связи между мышлением и чувствованием – между «В» (системой Взглядов) и «С» (эмоциональных и поведенческих Следствий) и (3) Диспута («Д»), или оспаривания иррациональных убеждений и назначение домашнего задания, закрепления исправленных представлений (Ellis, 1978b, 1991d, 1993е; Wessler & Ellis, 1980; Woods & Ellis, 1996).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.04 с.)