Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с трудными членами группы

Поиск

 

Один тип трудного члена группы – это тот, кто мешает групповому процессу, например, Мэл, который перебивал других и говорил, что они мало чего стоят, если не могут измениться, и часто монополизировал внимание группы. Другие члены группы и я указывали ему на это несколько раз, но он продолжал вести себя вызывающе. Поэтому мы настоятельно попросили его остановиться и подумать, что он говорит себе, когда, к примеру, перебивает других.

Его основными долженствующими Взглядами были следующие: (1) «Я должен сразу же вставить то, что мне хочется сказать, иначе я могу забыть это и не сказать никогда, а это будет ужасно!» и (2) «Если я не выскажусь умнее, чем все остальные в группе, то я неполноценный человек и мне лучше заткнуться и не говорить ничего вообще!» Мы показали Мэлу, как можно опровергнуть такие убеждения и изменить необходимость того, чтобы он говорил, был услышан, внес свой ценный вклад в группу, и дали ему домашнее задание наблюдать за своей склонностью перебивать и заставлять себя говорить в группе только после того, как он дал шанс высказаться сначала другому члену группы. Через несколько сеансов он в значительной мере мог справляться со своей склонностью перебивать и сообщил о том, что и вне занятий он ведет себя также и в личных разговорах, и в компаниях.

Другой тип трудного члена группы – тот, кто редко выполняет домашние задания, которые он согласился сделать, или выполняет их от случая к случаю и небрежно. Я (или другой член группы) прошу тогда его найти те саморазрушительные идеи, которых он явно или неявно придерживается и которые блокируют выполнение им домашних заданий, например: «Как трудно сделать это проклятое задание, честно говоря, слишком трудно, а оно не должно быть таким трудным! Я могу справиться со своими проблемами и без него, даже если другие делают свои задания, чтобы измениться. Мне плевать, не буду я его делать!» Мы продолжаем вместе с этим участником выискивать те Взгляды, которые блокируют выполнение им домашней работы, составляем список негативных последствий невыполнения домашнего задания, который он должен будет просматривать как минимум пять раз каждый день, с энергией и энтузиазмом оспариваем и опровергаем его иррациональные убеждения и предлагаем ему проговаривать вместо них функциональные самоутверждения, использовать рационально‑эмоциональное воображение, чтобы чувствовать сожаление и неудовлетворенность от невыполненного задания, а не восставать против него и не страшиться его невыполнения, поощрять себя каждый раз, когда он делает домашнее задание и, возможно, наказывать, когда не делает, а также использовать другие подходящие методы РЭПТ для преодоления своих дисфункциональных мыслей, чувств и поведения, связанных с выполнением домашних заданий.

Еще один тип трудною члена группы – излишне пассивный, вежливый и невовлеченный. Обычно я ничего не делаю с такими членами, пока они не проведут в группе несколько недель и не привыкнут к ее процедурам и некоторым принципам РЭПТ. Потомя прямо спрашиваю их об их пассивности и вялом участии, и если они осознают такое свое поведение, я прошу их прислушаться к блокирующим мыслям и активно оспорить их. Так, например, одна участница, Жозефина, постоянно твердила себе перед тем, как у нее возникало желание высказаться перед группой: «А если я скажу что‑нибудь глупое! Они будут смеяться надо мной! Я буду круглой дурой! Они все умнее меня и лучше знают, как работать с РЭПТ. Я никогда не смогу сказать что‑нибудь достойное и помочь как‑то другим членам группы. Мне лучше уйти из группы и ходить только на индивидуальную терапию, где мне намного легче говорить, потому что я могу говорить только о себе и не должна помогать другим с их проблемами».

В этом случае я и группа сделали то, что мы делаем обычно: мы оспорили эмпирически неверные и нереалистические атрибуции и выводы Жозефины и показали ей, что она не обязательно может сказать что‑нибудь глупое, что группа может не засмеяться, даже если она скажет, не факт, что все члены группы умнее ее и что если она будет пытаться, у нее, возможно, получится сказать что‑нибудь достойное и помочь другим членам группы. Однако, как обычно, мы пошли дальше – как почти всегда это делается в РЭПТ – мы более элегантным способом показали Жозефине, что даже если случится самое худшее и она скажет что‑нибудь глупое и вся группа будет смеяться над ней, что даже если все члены группы окажутся умнее нее, даже если она не сможет сказать что‑нибудь стоящее и помочь другим, она все равно не будет отвратительным, неполноценным человеком, а будет только той, кто ведет себя не вполне удовлетворительно, кроме этого, даже тогда, когда ей не нравятся некоторые свои черты и поступки, она сможет принимать и уважать себя.

Это то, к чему мы пытаемся прийти с трудными клиентами, которые постоянно принижают и ругают себя и которые поэтому постоянно чувствуют себя подавленными, напуганными или ничтожными: члены группы и я убедили ее в том, что мы принимаем ее как человека, который может совершать ошибки, и что она может научиться последовательно делать то же самое сама. Групповая РЭПТ (как и индивидуальная) ориентирована в большей мере на то, чтобы помочь клиентам прийти к безусловному самопринятию, что значит отвергать и пытаться изменить свое дисфункциональное поведение, но всегда – да, всегда! – принимать себя как личность. Да, независимо от того, насколько удачно их поведение и принимают ли их или любят значимые другие.

Это одно из центральных положений РЭПТ и одно из тех, которые работают – хотя, конечно, не всегда – с трудными клиентами. Этот аспект РЭПТ, вероятно, более эффективен в группе, чем в индивидуальной терапии, потому что все члены группы учатся принимать и себя, и других безусловно, так что если в группу приходит отчаянный любитель себя поругать, он безусловно принимается не только терапевтом, который специально этому обучен, но и почти всегда другими членами группы, что способствует его собственному безусловному принятию себя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.238.204 (0.006 с.)