Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энергичный диалог с самой собой

Поиск

 

Еще одна эмоциональная РЭПТ‑техника, которую использовала Джейн, заключалась в том, что ей следовало провести энергичный диалог с самой собой и записать его на кассету (Ellis & Becker, 1982). Ей полагалось начать с иррациональной идеи, например о том, что она должна говорить легко, спонтанно и непринужденна, и затем рационально и с силой оспаривать эту идею до тех пор, пока рациональный голос не победит дисфункциональный и пока ее чувства не изменятся соответствующим образом. Затем она прослушивала эти записи сама или вместе с друзьями или участниками терапевтических групп, чтобы определить, насколько хороши рациональные аргументы и насколько сильно она себя ими убедила

Иногда, меняясь ролями, я или член ее группы представляли, что искренне верим в ее самоуничижающие идеи Она при этом играла роль своих разумных Взглядов и пыталась с чувством оспорить наше дисфункциональное мышление. <

 

Безусловное самопринятие

 

Я всегда безусловно принимал Джейн – так как это является неотъемлемой частью РЭПТ – независимо от ее поведения в ходе терапии и за ее рамками. Даже когда она опаздывала на сеансы или несвоевременно оплачивала счета Институту, я уверенно показывал ей* что плохим было ее поведение и что я никогда не считал ее саму плохим человеком Позднее я научил ее, как можно полностью принимать себя в любых условиях и оценивать только свои отдельные черты или поступки и никогда – свою тотальность, свою сущность, свое Я (Ellis, 1962,1972b, 1973,1976d, 1994с, 1996а, 1996b; Ellis & Btecker, 1982; Ellis & Harper, 1975; Hauck, 1991; Miller, 1983; Mills, 1993). Из всего того, чему Джейн научилась в РЭПТ, наиболее полезным ей показалось безусловное самопринятие.

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЭПТ

 

Как и практически со всеми своими клиентами, с Джейн я использовал несколько поведенческих методов РЭПТ, при этом особо отметить хотелось бы следующие. '

 

Активные домашние задания

 

С самого начала терапии Джейн дала согласие на выполнение активных домашних заданий: поговорить с привлекательным мужчиной, пойти на собеседование, поговорить на публике, сказать своему любовнику, что она больше не желает его видеть, если уверена, что он действительно ей не подходит (Ellis, 1962,1979d, 1994с, 1995а, 1996а). Она проделала множество таких упражнений несмотря на дискомфорт, который испытывала при этом – и таким образом выучила максиму РЭПТ: «Тяжело в учении – легко в бою». Когда бы она их ни выполняла, вскоре она преодолевала свой дискомфорт и даже начинала получать удовольствие от некоторых из них, например, от разговора и флирта с подходящими мужчинами. Проделывая эти упражнения, Джейн также могла четко пронаблюдать, насколько тревожной и стыдливой она была сначала и как ей удалось свести к нулю дисфункциональные идеи, стоящие за ее волнением.

 

Поощрения и наказания

 

Джейн показали, как поощрять себя – обычно чтением или посещением концерта – после того, как она сделала домашнее задание, или отказываться от этих развлечений, если задание не сделано. Поощрение ей показалось особенно полезным: оно помогало ей выполнять домашнее задание РЭПТ, потому что она иногда могла делать его по несколько дней подряд, а затем расслабиться и забыть про него, если у нее не было никакого подкрепления.

РЭПТ наряду с поощрением использует систему штрафов для тех клиентов, которые не выполняют домашние задания (Ellis & Abrahms, 1978; Ellis & Becker, 1982; Ellis & Crieger, 1977; Ellis & Velten, 1992; Ellis & Whiteley, 1979). Джейн сжигала двадцатидолларовую купюру, когда не справлялась с домашним заданием, что быстро научило ее относиться к нему серьезно.

 

Тренинг умений

 

На индивидуальных консультациях, групповых занятиях и нескольких открытых семинарах, которые регулярно проходят в нью‑йоркском Институте рационально‑эмоциональной поведенческой терапии, Джейн получила указания на прохождение тренинга ассертивности, социального взаимодействия, коммуникативных умений и составления резюме. Тренинг умений помог ей в самых разных сферах, которые она никогда напрямую не называла серьезными психологическими проблемами, например, в общении с матерью. И, может быть, частично из‑за этою незадолго до окончания терапии она сказала; «Я очень счастлива, что пошла на РЭПТ по поводу своей социальной тревожности и других эмоциональных затруднений. Но самое большое вознаграждение за все эти занятия заключается в том, что я смогла реализовать себя и научилась получать удовольствие в тех областях, в которых мне даже трудно было представить, что терапия может что‑либо изменить. И я с радостью говорю, что она действительно изменила!»

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Джейн приходила ко мне в течение 9 месяцев, сначала раз в неделю на индивидуальные РЭПТ‑консультации, а затем, главным образом, на групповые занятия. Ко времени окончания терапии она была в состоянии свободно разговаривать с мужчинами, которых она находила привлекательными; готовилась к учительской работе, которую она до тех пор избегала; спокойно могла возражать продавцам, когда ходила по магазинам; могла сменить неподходящего партнера через несколько месяцев и даже недель и участвовала в группе публичных выступлений, называемой «Мастера тостов», и так хорошо себя там зарекомендовала, что ее сделали ассистентом.

Джейн больше не приходит на терапию, но она часто посещает мои семинары по пятницам по проблемам повседневной жизни и нередко активно в них участвует, задавая вопросы и предлагая рациональные решения волонтерам, с которыми я провожу открытый демонстрационный сеанс РЭПТ. Она остается на чаепитие, которое мы организуем для участников семинаров, и свободно общается с людьми. Она с благодарностью отзывается о своем опыте РЭПТ и направляет своих друзей и коллег ко мне и другим нашим терапевтам в Институте рационально‑эмоциональной поведенческой терапии.

Случай Джейн не совсем типичный для клиентов, страдающих социальной тревожностью, потому что она работала в РЭПТ больше и усерднее, чем многие другие клиенты, и поэтому ее успехи были более скорыми и прочными, чем обычно бывает в подобных случаях всеохватывающей тревоги. Но эти успехи действительно показывают, что даже самые тревожные люди могут существенно помочь себе за относительно короткий период времени, если они примут и будут постоянно использовать некоторые положения и техники РЭПТ.

 

 

Индивидуальная терапия  [3]

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Прохаска и Норкросс (Prochaska &; Norcross, 1983) провели исследование деятельности 410 психологов, принадлежащих 29‑му подразделению Американской психологической ассоциации (психотерапия), и сообщили о схожем исследовании (Prochaska & Norcross, 1982) репрезентативной выборки психологов, являющихся членами 12‑го подразделения АП А (клиническая психология). Результаты этих исследований указывают на то, что члены обоих подразделений большую часть своего рабочего времени посвящают индивидуальной терапии (63,3 % – члены 29‑го подразделения и 63,5 % – 12‑го). Несмотря на отсутствие данных о распределении рабочего времени терапевтов различных ориентаций, вряд ли можно предполагать, что у РЭПТ‑терапевтов будет иное соотношение.

Драйден (Dryden, 1984d) утверждает, что выбор терапевтом и клиентом модальности их совместной работы зависит от ряда факторов. Во‑первых, на терапевта влияют условия, в которых он работает. Иногда условия и нормы деятельности терапевта благоприятствуют проведению терапии в определенной (например, индивидуальной) модальности, налагая практические ограничения на другие формы работы. Терапевты, занимающиеся частной практикой, обычно считают, что крайности такого стиля работы означают, что индивидуальная терапия составляет основную часть их рабочей нагрузки. Второе, что влияет на терапевтов, – это их

способ объяснения причин нарушений клиента. Поскольку РЭПТ‑ модель психологических расстройств подчеркивает роль индивидуальной системы взглядов в возникновении психологических проблем, это может побудить практикующих терапевтов чаще работать в модальности индивидуальной терапии, нежели в других модальностях. В‑третьих, большое значение здесь имеют предпочтения клиента, что* часто существенно влияет на выбор терапевтической модальности. '

С учетом этого, мною (А. Э.) было замечено: «Я обычно учитываю желания всех своих клиентов относительно проведения индивидуальной, супружеской, семейной или групповой психотерапии. И лишь в относительно редких случаях я настаиваю на той форме терапии, которая им сначала не по душе» (Dryden, 1984а, р. 15). Необходимо исследовать то, как влияют на работу терапевта предпочтения клиента относительно модальности до терапии. У нас до сих пор нет никаких данных относительно (1) распределения терапевтами рабочего времени по различным терапевтическим модальностям, (2) факторов, которые определяют подобные решения, и (3) принципов делегирования ответственности за принятие таких решений, поэтому наши рассуждения по поводу того, когда нужно (а когда – нет) работать в режиме индивидуальной терапии, в большей мере определены собственным клиническим опытом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.012 с.)