Возникновение и упрочение нарушений в супружеских отношениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и упрочение нарушений в супружеских отношениях



 

Теория РЭПСТ утверждает, что патологические супружеские отношения могут сформироваться и закрепиться самыми разными способами. Конфликт может возникнуть вскоре после создания союза, если один или оба партнера имеют психологические расстройства. Точно так же конфликт может возникнуть на любой стадии отношений, когда происходят изменения в супружеской системе. Эти изменения становятся стимулом для одного или обоих партнеров к привлечению своей философии долженствования в новую ситуацию. Так, неудовлетворенность может быстро перерасти в патологические отношения, если, например, муж настаивает на том, что его жена не должна просить его показать, сколько он получает денег, а жена – на том, что муж должен звонить ей и предупреждать, если задерживается на работе. В данном случае партнеры создают себе эмоциональные проблемы из‑за проблемы неудовлетворенности. Кроме того, партнеры могут создать себе еще и вторичные эмоциональные проблемы из‑за только что возникших первичных эмоциональных проблем (Ellis, 1994с, 1995а, 1996с). Так, муж может разозлиться на свою жену, потому что считает, что она не должна вести себя определенным образом; он может заметить свой гнев и начать ругать себя за то, что отреагировал таким ужасным образом. Поэтому он может начать испытывать вину за свой гнев. Пока он испытывает злость, конструктивное общение или решение проблем маловероятно, и это становится еще менее вероятным, если он добавит в свое эмоциональное «меню» еще и вину.

Нездоровая злость, которая происходит из абсолютистского требования, что ты, мой партнер не должен вести себя так, потому что это «неправильно» или потому что это угрожает моей самооценке, вероятно, является наиболее явной причиной закрепления патологических отношений (Ellis, 1976g, 1977а). Действительно, когда оба партнера осуждают друг друга, нарушения в их взаимоотношениях могут закрепляться до бесконечности, оставляя все меньше шансов на нахождение конструктивного решения. Другая причина закрепления патологических отношений заключается в тревоге по поводу противоречий в основных* вопросах. Один или оба партнера могут бояться того, что если они поделятся своим чувством неудовлетворенности друг с другом, последует что‑то «ужасное». Поэтому они отстраняются друг от друга и чувствуют одиночество, вину и депрессию из‑за растущей дистанции между ними.

Партнеры с эмоциональными расстройствами склонны демонстрировать дисфункциональное поведение (поведенческие С). Это может служить стимулом для умозаключений второго партнера (УЗ). Круг патологической интеракции в паре замыкается, когда дисфункциональное поведение (С) со стороны одного партнера становится пусковым механизмом (У32) для иррационального убеждения (В2) другого партнера, что, в свою очередь, ведет у него к нездоровым чувствам и поступкам (С2). Это служит новым стимулом (УЗЗ) для первого партнера., и так далее. Пример такого заколдованного круга приводится на рис 5.1. Как видно из данной схемы интерак‑

 

 

Рис. 5.1. Азбука дисфункционального взаимодействия в паре

 

 

ции, партнеры часто делают выводы на основе поведения друг друга (это обозначено буквами УЗ). Эти умозаключения могут быть правильными, но скорее всего – и особенно в стадии конфликтных супружеских отношений – они будут неверными, окрашенными собственным дисфункциональным оценочным мышлением. Терапевтам будет полезно ознакомиться с работой Бека по «когнитивным искажениям» (Beck, 1976) и заметить, что партнеры часто делают ошибки в обработке межличностной информации и что эти ошибки часто служат закреплению нарушений в их взаимоотношениях (см. главу 1). Эти ошибки также часто оказываются в центре внимания терапевтической работы, но обычно после того, как у партнеров было изменено оценочное мышление долженствования.

 

 

ПРАКТИКА

 

Предварительные замечания

 

РЭПТ‑терапевты в течение всего терапевтического процесса руководствуются в своей работе с парами принципом гибкости. Так, не существует абсолютных правил, на которые могли бы опираться практикующие РЭПСТ терапевты, касающихся того, работать ли с партнерами совместно или последовательно на индивидуальных сеансах. Терапевтические решения относительно режима работы диктуются терапевтической необходимостью. Эллис (см. Dryden, 1984d) и Бард (Bard, 1980), например, считают, что решение о том, встречаться ли с партнерами вместе или раздельно, должно приниматься в начале терапии предпочтительно самими клиентами. Однако есть три причины, по которым может быть показана индивидуальная терапия: [6] [7]

3. Когда цели партнеров настолько не соответствуют друг другу, что становится невозможным образование продуктивного терапевтического альянса в совместной терапии, например, когда один человек желает порвать отношения, а другой – сохранить их.

Когда оба партнера желают проходить терапию совместно, разделяют в целом конгруэнтные цели, не мешают своим присутствием друг другу и могут сдерживать свой гнев, тогда совместная супружеская терапия будет наиболее продуктивным способом работы.

Некоторые практикующие РЭПСТ терапевты предпочитают на фазе «преодоления нарушений в супружеских отношениях» работать с клиентами поочередно на индивидуальных сеансах. Они предполагают, что партнеры скорее раскроют свои «тайные» чувства (т. е. обиду, ревность, злость или страх), если будут приходить к терапевту поодиночке. Партнеры смогут, таким образом, полностью сосредоточиться на терапевтическом процессе, пока терапевт помогает им увидеть связи между их дисфункциональными эмоциями/поведенческими паттернами и иррациональными убеждениями и опровергнуть эти идеи. Поскольку РЭПСТ по своей природе – образовательный процесс, терапевт внимательно выбирает обстановку, в которой обучение будет происходить быстрее всего. Нужно отметить, что партнеры могут выучить основы РЭПСТ в условиях совместной терапии на фазе «конфликта». Здесь, однако, опыт показал, что пока терапевт работает с одним партнером, помогая ему идентифицировать, опровергнуть и изменить центральные иррациональные идеи, «слушающий» партнер оказывается часто в состоянии быстрее выучить формулу А – В–С эмоциональных/поведенческих расстройств, чем «работающий» партнер.

Хотя мнения РЭПСТ‑терапевтов по поводу того, какая форма терапии предпочтительна на фазе «преодоления нарушения отношений» – совместная или поочередная, расходятся, они в целом согласны в том, что присутствие обоих партнеров чрезвычайно желательно на фазе «повышения супружеской удовлетворенности». [8]

В этой фазе в идеале оба партнера достигают определенных успехов в преодолении своих эмоциональных проблем, возникших по поводу разногласий, и готовы к поиску возможных путей улучшения взаимоотношений, если они решили остаться вместе. РЭПТ‑терапевты используют множество методов, чтобы ускорить этот поиск. Коммуникационный тренинг, тренинг ведения переговоров и решения проблем, сексуальное просвещение применяются на данной фазе, при этом крайне желательно присутствие обоих партнеров, чтобы терапевт мог научить их обоих общаться более эффективно, разрешать проблемы, более конструктивно договариваться, так чтобы они могли улучшить качество своих взаимоотношений.

Совместная РЭПСТ обычно проводится одним терапевтом, хотя бывают случаи, когда желательна работа с ко‑терапевтом, особенно если, скажем, женщина испытывает неприятные эмоции от присутствия терапевта‑мужчины. В данном случае присутствие женщины‑ко‑терапевта может способствовать упрочению терапевтического альянса, и такое количество человек может быть особенно желательно при организации секс‑терапии.

В заключение отметим, что проведение РЭПСТ не ограничено строгими процедурными рамками, гибкость приветствуется, поскольку изменения содержания могут произойти в любой момент терапевтического процесса Такие изменения производятся в соответствии с терапевтическими целями, которые обсуждаются и согласовываются с клиентами. Придерживаясь философии РЭПТ, РЭПСТ‑терапевты выступают против догматическою настаивания на том, что терапия должна проводиться в предустановленном порядке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.007 с.)