Антидраматизация и антиабсолютизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антидраматизация и антиабсолютизация



 

Рационально‑эмоциональное воображение, как только что было продемонстрировано, обычно составляет технику антидраматизации и антиабсолютизации, поскольку оно позволяет индивиду, страдающему сексуальной дисфункцией, имажинативно, эмоционально и поведенчески практиковать другое мышление и поведение и заметно изменить свою драматизирующую и антиэмпирическую жизненную философию. Основная посылка, которой придерживается РЭПТ, гласит, что люди расстраивают себя и ведут дисфункционально в сексуально‑любовной и других сферах, главным образом тогда, когда они изменяют практически любое желание, хотение или предпочтение на абсолютистские и перфекционистские «должен», «обязан», «надо», на приказы или требования (Ellis, 1962,1972b, 1973,1980d, 1994с; Ellis & Harper, 1961b, 1997; Hauck, 1973,1991; Knaus, 1974; Young, 1974). Необходимо подчеркнуть, что РЭПТ считает мастурбацию в значении «онанизм» безвредной и хорошей привычкой, а вот мастурбацию в значении «долженствование»[15] – вредной и ведущей к расстройствам. Следовательно, она учит людей выискивать свои иррациональные «долги» и постоянно и энергично изменять их обратно на «было бы лучше».

В РЭПТ мы учим большинство людей с сексуальными проблемами формуле эмоционального расстройства и помогаем им овладеть когнитивным (а также эмоциональным и поведенческим) инструментарием для значительного изменения этой формулы. Мы имеем дело (в отличие от Хэлен Каплан (Kaplan, 1974)) не только с конкретной сексуальной проблемой клиента, но и с ею общими тенденциями создавать себе эмоциональные проблемы в сферах жизни, не связанных с сексом.

Теперь я (А. Э.) проиллюстрирую РЭПТ‑процедуру кратким описанием терапии 29‑летнего мужчины с достаточно типичным случаем импотенции. Несмотря на то что у него были нормальные сексуальные отношения с его бывшей женой, на которой он был женат четыре года, с другими женщинами у него не наступала полноценная эрекция, как до, так и после их брака, за исключением проституток и женщин «низкою уровня» и «распутных», которые выглядели для него как путаны. Он обнаружил у себя якобы эдиповы чувства по отношению к своей матери (которая с самого раннего детства критиковала ею в сексуальном плане) и возможную их связь с его импотенцией, когда в течение пяти лет лечился у психоаналитика. Но за это время его импотенция только усилилась.

Я сразу показал клиенту: несмотря на то что ею неспособность к возбуждению частично может быть связана с его страхом перед сексом и боязнью иметь секс с «хорошей женщиной», которая может символизировать для него мать, главная и продолжающаяся причина заключается не в той дисфункциональной идее, что он будет грешником, если займется сексом с суррогатом матери, но имеет другой философский источник. В пункте «С», поведенческие Следствия (или невротический симптом), было то, что он был неспособен к эрекции с «хорошей женщиной». Дополнительным эмоциональным следствием было то, что он чувствовал себя крайне пристыженным из‑за своей неудачи. В пункте «А», активирующее переживание или событие, он получал позволение от «хорошей женщины» заняться с ней сексом, шел в постель и пытался это сделать. Поскольку, в терминах РЭПТ, «С» следует за «А», но не является его прямым следствием (как допускают в психоанализе и некоторых других терапевтических системах), то искать и изменять нужно «В» – систему его взглядов. Что, другими словами, он продолжал иррационально думать или говорить себе в пункте «В»?

Как и во многих подобных случаях, я начинаю со второго «О клиента: его стыда по поводу своей импотенции.^ этом случае в модели РЭПТ «А» (Активирующее событие) представляло его сексуальную неудачу, а «С» (эмоциональное Следствие) – его чувство стыда, депрессии и самоуничижения по поводу «А». «В» (его система Взглядов) состояла из двух частей: Рациональных Взглядов и Иррациональных (РВ и ИВ). Его рациональная идея (с чем он вскоре согласился) была очевидной: «Мне бы очень хотелось быть успешным в сексе со всеми типами женщин, включая "хороших”, и поскольку мне не удалось это с данной женщиной, мне это кажется неприятным и неудобным. Жаль, что у меня не получилось! Мне бы хотелось, чтобы было наоборот. Надо подумать, что я могу сделать в следующий раз, когда я пойду с ней в постель, чтобы возбудиться, получить удовольствие самому и сексуально удовлетворить ее».

Этот набор рациональных убеждений, если бы клиент оставался только с ним, вызывал бы у него (в «С») здоровые чувства грусти, сожаления, разочарования, фрустрации и раздражения по поводу своей импотенции в «А». То есть он бы чувствовал здоровую грусть, сожаление или фрустрацию из‑за своей импотенции Но поскольку мы (он и я) знали, что в «О он испытывал по этому поводу нездоровый стыд и неполноценность, мы серьезно подозревали, что у него имелись в «Б», кроме рациональных, еще и иррациональные убеждения. Начав искать эти иррациональные убеждения, мы вскоре обнаружили, что он постоянно говорил себе: «Как ужасно, что я импотент! Я не переживу подобных симптомов! Я не должен быть таким! Если я импотент, то я червяк, полный слюнтяй!» Эти глубокие убеждения и вызывали у него затем стыд и самоуничижение в «О.

Поскольку этот клиент хотел минимизировать или элиминировать свои нездоровые чувства в «С», я помог ему пойти дальше, к «Д» – дискутированию, оспариванию своих иррациональных взглядов. Для этого я научил его задавать себе четыре главных вопроса: (1) «Что ужасного (кошмарного, жуткого) в том, что я импотент?» (2) «Почему я не могу пережить подобных симптомов?» (3) «Предоставьте мне доказательства в пользу того, что я не должен их иметь» (4) «Если я импотент, как такое поведение делает меня червем и полным слюнтяем?»

После этого, в пункте «Э» (Эффективная новая философия) он начал себе отвечать:

1. «Нет ничего ужасного (кошмарного, жуткого) в том, что я импотент. Это неприятно и неудобно. Но это не ужасно и не кошмарно! “Ужасно” означает 100 % неприятность. А такая вряд ли существует. Кошмар исходит из моего убеждения в том, что ничего не должно быть неправильно. Ничего себе! Не важно, насколько неправильно или неудобно быть импотентом, это никогда не может быть чем‑то большим».

2. «Я могу пережить импотенцию, хотя мне это никогда не понравится… Я также могу вынести любой симптом, который у меня есть. И мне лучше не стыдить себя за свою импотенцию, а только сожалеть о ней».

3. «Я не могу найти ни одного доказательства в поддержку того, что я не должен быть импотентом. Было бы очень желательно, чтобы у меня с потенцией все было в порядке, но это не значит, что так должно быть. Вряд ли я умру, если останусь импотентом. Более важно то, что я могу испытывать сексуальное удовольствие, удовлетворять свою партнершу и радоваться еще многому в жизни, не связанному с сексом, даже если я навсегда останусь импотентом».

4. «Моя импотенция определенно не превращает меня в червя или полного слюнтяя, но в худшем случае в человека с проблемой. Обладание плохой чертой еще не делает меня плохим человеком. Я полностью могу принять себя и оставаться исполненным решимости вести как можно более счастливую жизнь, даже несмотря на такой серьезный недостаток, как импотенция».

Помогая клиенту пройти через свои А – В–С‑Д‑Э таким образом, я сначала помог ему принять себя вместе со своей импотенцией и не чувствовать стыда по этому поводу. Когда он стал лучше чувствовать себя в этом отношении, он смог более адекватно работать с самой импотенцией. Здесь его А – В–С были следующими: Активирующее событие («А»): «Эта "хорошая женщина” хочет, чтобы я занялся с ней сексом». Рациональный Взгляд («РВ»): «Было бы неприятно, если бы у меня ничего не получилось с ней, особенно учитывая тот факт, что подобное случалось со мной в таких обстоятельствах и раньше». Иррациональный Взгляд («ИВ»): «Если у меня не получится – это будет ужасно! У меня должно получиться, иначе это только докажет, что я абсолютный слабак, а не мужчина!» Поведенческое Следствие («С»): неполноценная эрекция. Диспут по поводу иррациональной идеи («Д»): «Почему будет ужасно, если у меня не получится? Где доказательства в пользу того, что у меня должно получиться? Если ничего не получится, как это доказывает, что я абсолютный слабак, а не мужчина?» Эффект диспута («Э»): «Нет ничего действительно ужасного в том, что у меня не получится. Да, это все‑таки будет неприятно, неудобно и проблематично. Но не больше! Нет никаких доказательств тому, что у меня все должно получиться, хотя это было бы крайне желательно. У меня не должно что‑ либо получаться. Я ничего не должен делать! Если у меня не получится, то я однозначно не Неудачник, не Слабак, не Слюнтяй. Я остаюсь человеком, мужчиной, у которого сейчас не получается, но в будущем может прекрасно получиться. Даже если у меня никогда больше не будет полноценной потенции, я из‑за этого не стану плохим человеком. Слабым или плохим может быть только мое поведение, но не моя сущность».

Продолжая работать со своей формулой А – В–С, клиент все больше и больше обретал потенцию. После третьего сеанса он занимался любовью с «хорошей женщиной» и вполне преуспел в этом. Сразу после этого он, уверенный в себе, познакомился в автобусе с другой «хорошей женщиной» и провел с ней в постели «замечательный уик‑энд». После этого у нею практически не было сексуальных проблем, какую бы партнершу он ни выбирал. Он также, сначала спонтанно, затем с моей помощью, начал бороться со своим чувством неполноценности в работе – он был бухгалтером – и еще через несколько месяцев добился успехов и в этом отношении. Как это обычно бывает, его сексуальные проблемы преодолеть было быстрее и легче, чем его общее чувство неполноценности. Но успешное преодоление первых помогло ему перейти к последней.

С этим клиентом я использовал и некоторые другие техники, упомянутые в данной главе, особенно полезными оказались такие, где он мог вообразить «хорошую женщину» «сексуальной» и оспорить свое чувство вины в отношении секса. Однако наиболее продуктивной оказалась для него работа с формулой А – В–С в отношении стыда по поводу импотенции и в отношении импотенции как таковой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.007 с.)