Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональная обратная связь

Поиск

 

На индивидуальных и групповых РЭПТ‑сеансах мы часто даем клиентам эмоциональную обратную связь. Если женщина отчаянно нуждается в любви и постоянно осложняет свои любовные отношения, потому что она просто излучает эту потребность, терапевт или один из членов группы может сказать ей: «Послушайте, если бы я пошел к вам на свидание и увидел, как вы себя ведете – что вы абсолютно поглощены моим к вам отношением и из‑за этого практически не видите меня – я бы подумал: "Кому это нужно? Она может быть семи пядей во лбу и раскрасавица, но она не может быть хорошей партнершей. Плюнь на нее! Найди себе кого‑нибудь, кто будет больше интересоваться тобой!”» Или мужчине терапевт либо член группы может сказать: «Если бы я встречалась с тобой и ты бы попросил меня заняться сексом так же, как ты, по твоим рассказам, предложил это своей подруге, я бы почувствовала себя очень обиженной. Мне бы показалось, что тебя волнуют только мои сиськи и попка, что как человек я тебя не интересую. Поэтому, даже если бы ты меня и привлекал, я бы убежала!»

Такого рода эмоциональная обратная связь, используемая в РЭПТ, показывает клиенту, как другие скорее всего отреагируют на его поведение и как он может измениться, чтобы вызывать более благоприятную реакцию. Терапевт и группа используют ее поучительно и корректно, не только экспрессивно.

 

 

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СЕКС‑ТЕРАПИЯ

 

Как указывалось выше, РЭПТ использует значительную долю поведенческих методов. Теория РЭПТ постулирует, что люди, скорее всего, не изменят своих саморазрушительных убеждений, пока не начнут вести себя вопреки им. Как следствие, РЭПТ‑терапевты стали давать страдающим сексуальными дисфункциями клиентам активные, in vivo, домашние задания и стали пионерами в этой области. Поскольку поведенческая РЭПТ значительно пересекается с методами Мастерса и Джонсона (Masters & Johnson, 1970; Masters, Johnson & Kolodny, 1982), а также других поведенческих терапевтов (Leibium & Rosen, 1989), здесь я только кратко упомяну об основных ее методах.

 

Активные домашние задания

 

РЭПТ во многих случаях приветствует метод десенсибилизации in vivo. Так, клиентов с сексуальными дисфункциями побуждают вместо их привычного избегания чаще заниматься сексом или любовной игрой без традиционного коитуса (Мастерс и Джонсон назвали эту технику «фокус на ощущениях» [Masters & Johnson, 1970]), работать над преодолением враждебности и избегания, оставаясь с неудовлетворяющим партнером, вместо того чтобы уходить от секса с этим человеком; практиковать определенный вид деятельности снова и снова, пока мастерски не освоят ее, и практиковать сексуально возбуждающие фантазии (Ellis, 1976f, 1979b, 1985с).

 

Оперантное обусловливание

 

РЭПТ часто прибегает к оперантному обусловливанию или техникам самоуправления. Так, клиентов учат подкреплять секс со своими партнерами и наказывать себя (но не проклинать), когда они его избегают. Или показывают, как подкреплять так называемые «неприличные», но безвредные, действия, и как использовать принципы самоуправления, чтобы минимизировать или прекратить свои сексуальные компульсии. Следуя процедурам поведенчески ориентированных терапевтов, они заключают под супервизорством терапевта сексуальный контракт со своими партнерами, при этом терапевт следит за его исполнением (Heiman & LoPicolo, 1988; Leibium & Rosen, 1989; Wolpe, 1990; Zilbergeld, 1992).

РЭПТ также специализируется в применении оперантного обусловливания для подкрепления когнитивных и эмоциональных изменений. Если, к примеру, клиент соглашается противостоять драматизации или опровергать некоторые свои иррациональные идеи о том, насколько ужасной будет его сексуальная неудача, и в случае если он не выполняет регулярно это свое когнитивное домашнее задание, его учат, как наказывать и награждать себя, так чтобы повысить вероятность выполнения задания. Мы обнаружили, что техники оперантного обусловливания, когда они добровольно принимаются клиентом, служат одним из лучших методов поддержки домашних заданий, первоначально разработанных Херцбергом (Hertzberg, 1945), Сальтером (Salter, 1949) и другими активно‑директивными терапевтами много лет назад и ныне вошедших в РЭГТТ в качестве ее рутинных процедур.

 

Тренинг ассертивности

 

Процедуры тренинга ассертивности, использовавшиеся в основном в случаях с застенчивыми и неуверенными индивидами, теперь составляют одну из наиболее распространенных процедур поведенческой терапии (Alberti & Emmons, 1995; Lange & Jakubowsld, 1976; Lazarus, 1989; Wolpe, 1990). Подобные процедуры были составной частью РЭПТ с самого ее зарождения. Например, в одну из своих ранних работ (The Intelligent Woman's Guide to Dating and Mating, Ellis,1979a) я (А Э.) включил первую в своем роде главу «Как стать ассертивной, но не агрессивной», которая показывала женщинам, как научиться преодолевать свою обычную пассивность и вести себя в отношениях любви и секса так же ассертивно, как и многие мужчины.

Поскольку женщин в нашей культуре воспитывают быть «женственно» пассивными, РЭПТ‑терапевтам приходится часто помогать женщинам, посредством серии домашних заданий возрастающей сложности, выбирать себе привлекательных мужчин в общественных местах (например, на танцах, холостяцких вечеринках или в барах); звонить своим друзьям‑мужчинам вместо пассивного ожидания звонка от них; заниматься любовной прелюдией, если им того хочется; просить своих партнеров делать в постели то, что им особенно нравится, и делать множество других «неженственных» вещей, которые бы им действительно хотелось делать (Ellis, 1974b; Wolfe, 1980,1992; Wolfe & Naimark, 1991). Как показала Патриция Якубовски‑Спектор (Jakubovski‑Spector, 1973) в своей проницательной статье «Содействие личностному росту женщин посредством тренинга ассертивности», РЭПТ‑техники вкупе с обычным поведенческим тренингом ассертивности могут чрезвычайно сильно помочь женщинам в нашем обществе. В то же время, конечно, та же комбинация используется РЭПТ‑терапевтами, чтобы помочь огромному числу излишне пассивных и неассертивных мужчин стать более успешными в своих любовных и сексуальных отношениях.

 

 

РЕЗЮМЕ

 

В этой краткой презентации РЭПТ‑подхода к секс‑терапии мы по необходимости обошли вниманием некоторые из основных деталей этой обширной когнитивно‑эмоционально‑поведенческой практики. Основные моменты, которые нам бы хотелось отметить в резюме, следующие: РЭПТ сознательно и на теоретической основе прибегает ко многим из методов, используемых другими хорошо известными направлениями терапии. РЭПТ полагает, что мысли, эмоции и поведение человека происходят одномоментно и взаимодействуют между собой, и когда мы сталкиваемся с так называемыми эмоциональными и поведенческими расстройствами, мы должны серьезно учитывать мышление, воображение и оценки. Особое внимание РЭПТ обращает на желательность глубоких изменений в философии и когнициях, если клиент хочет основательно и навсегда модифицировать свои сексуальные и несексуальные дисфункции. Но она не пренебрегает возможностью изменить убеждения посредством изменения эмоций и действий (Ellis, 1957,1994с; Ellis & Velten, 1992). Как общая система психотерапии, РЭПТ представляет большинство серьезных сексуальных проблем происходящими в рамках превалирующего эмоционального расстройства и стремится к редукции общего нарушения параллельно с коррекцией специфической сексуальной дисфункции. Однако она признает, что некоторые сексуальные проблемы требуют конкретных просветительских и тренинговых процедур, без необходимости экстенсивной или интенсивной психотерапии, и пытается оставаться практичной, трезвой, действенной, а также философски и глубинно‑центрированной.

 

 

Использование гипноза в РЭПТ  [16]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.006 с.)