РЭПТ и экзистенциальная семейная терапия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЭПТ и экзистенциальная семейная терапия



 

Феноменологически‑гуманистическая критика Роберта Леванта (Levant, 1978) конвенциональной семейной терапии, включая психодинамический и системный подходы, содержит несколько замечательных моментов, которые опускались в литературе, но которые могут служить в будущем руководством к усовершенствованию. Как давнишние скептики в отношении этих обоих подходов, которые он критикует, мы склонны принимать многие из его взглядов и с энтузиазмом присоединяемся к нему в его требовании радикально отличного метода семейной терапии, метода «третьей силы», который бы восполнил недостатки и явную неэффективность двух этих крайне популярных систем и учел некоторые из ценных предложений Леванта. Однако, поддерживая феноменологически‑гуманистический подход к брачному и семейному консультированию, Левант, к сожалению, считает его несовместимым с активно‑директивным, предоставляющим информацию, стилем, в то время как мы считаем его очень уместным в обоих случаях.

Мы начнем с некоторых предложений Леванта, с которыми склонны соглашаться терапевты экзистенциального, гуманистического и клиент‑центрированного направлений:

1. Нездоровые супружеские и семейные отношения возникают не столько из‑за тою, что происходит между членами семьи, сколько из‑за их восприятия и взглядов на эти события.

2. Следовательно, что бы члены семьи ни делали – с терапевтической помощью или без нее – для того, чтобы привнести в семейную ситуацию более благоприятные отношения и события, эти отношения и события вряд ли будут оставаться таковыми, если один или более членов семьи воспринимают себя и/или партнеров крайне искаженным негативным образом.

3. Почти все индивиды, живущие в условиях семьи, имеют сильную врожденную склонность к самокоррекции и самоактуализации, поэтому даже если их восприятие и поступки искажены и деструктивны для них и их семьи, у них все же имеется значительная способность, посредством собственных ресурсов или при помощи терапевта, измениться и создавать в системе семьи более благоприятные события и отношения.

4. Терапевт может оказать существенную помощь членам семьи, которые считают, что у них есть определенные трудности, выразив им свое эмпатическое понимание их неверною восприятия себя и других; приняв их полностью, вместе с их, возможно, глупым и саморазрушительным поведением; научив их безусловно принимать себя, насколько плохим ни было бы их поведение, и показав хорошую модель открытой, искренней, гармоничной индивидуальности, которая может принимать себя независимо от своих личных недостатков, а также трудностей и неопределенности, которые жизнь предоставляет каждому из нас (Ellis, 1991с, 1993е, 1994с, 1996а).

Такого рода феноменологический подход к человеческим проблемам (внутри и вне семейной системы) и к терапевтической помощи клиентам при появлении подобных проблем, как указывает Левант, более свойственен для клиент‑центрированной терапии, но не для большинства направлений психодинамической и системной терапии. Однако он забывает отметить то, что это также неотъемлемая часть нескольких видов активно‑директивной терапии – например, гештальт‑терапии Перлза, экзистенциальной терапии Франкла и РЭПТ, которые радикально отличаются от кли‑ ент‑центрированных процедур. И мы утверждаем, что подход, сочетающий в себе феноменологический взгляд на человеческие проблемы с выраженной активно‑директивной методологией, не только обладает всеми преимуществами, которые Левант приписывает клиент‑центрированной семейной терапии, но является и более эффективным, чем она и другие формы пассивно‑недирективной помощи.

Основные причины, по которым мы так верим в эффективность феноменологического и активно‑директивного подхода, идут из нескольких предположений относительно природы человеческих расстройств и личностных изменений, которые опускает Левант (и другие защитники клиент‑центрированной терапии). Вот некоторые из этих предположений: (1) людям свойственна не только врожденная и приобретенная склонность к самокоррекции и самоактуализации, но и исключительно сильные склонности к искаженному восприятию, сверхобобщению, самобичеванию, превознесению и осуждению других, иллюзии всемогущества, магическому мышлению, низкой толерантности к фрустрации и другим формам иррациональности (Beck, 1976; Ellis, 1962,1976а, 1976b, 1979е, 1980b); (2) как только люди начинают иррационально думать и вести себя, они быстро привыкают к этому и сопротивляются изменению не из‑за бессознательной мотивации, которой психодинамические терапевты приписывают это сопротивление, а потому что практически для любою человека неимоверно тяжело изменять свои привычные дисфункциональные чувства, поведение и мышление (Ainslie, 1974; Ellis, 1962,1979а, 1979е); (3) несмотря на то что наиболее серьезные виды индивидуальных и групповых нарушений, по всей вервятности, происходят из‑за неправильного восприятия и ложных личностных конструктов (Kelly, 1955), значительная масса сексуальных, любовных, индивидуальных и супружеских дисфункций возникает благодаря неверной информированности людей и недостатку тренингов супружеской и семейной жизни (Ellis, 1957; Ellis & Harper, 1961b; Raimy, 1975); (4) людям, испытывающим эмоциональные проблемы, в рамках семьи или вне этих рамок, практически всегда необходимо давать конкретные, контролируемые домашние задания, которые они могли бы делать сами в течение сеансов или между ними (Ellis, 1994с, 1996; Ellis & Grieger, 1977; Masters & Johnson, 1970); (5) некоторые индивиды и семьи имеют особого рода сложности типа низкого образования и/или социально‑экономического статуса, которые будут мешать им изменить себя и улучшить отношения в семье, если оказываемая помощь будет проводиться в относительно пассивном, клиент‑центрированном стиле (Ellis, 1994с, 1995b). По всей вероятности, даже если для высоко образованных клиентов среднего класса феноменологическая и недирективная терапия может оказаться эффективной, многим другим клиентам требуется более активно‑директивный подход.

По этим причинам, вполне исчерпывающим, мы утверждаем, что даже несмотря на то что активно‑директивный подход, используемый многими психодинамическими и системными семейными терапевтами при решении индивидуальных и семейных проблем клиентов, оставляет желать много лучшего, другие виды активно‑директивных подходов более уместны и обычно более результативны, чем пассивно ориентированная клиент‑центрированная терапия. Какие конкретные виды директивной семейной терапии можно было бы рекомендовать? Естественно, РЭПТ, как наиболее исчерпывающий метод лечения, в котором сознательно задействуется множество различных когнитивных, аффективных и поведенческих методов в рамках выраженно феноменологическою и гуманистического подхода (Ellis, 1973,1976g, 1988,1991с, 1993с, 1993d; Ellis & Harper, 1997).

 

 

Семейная РЭПТ

 

Наиболее популярные на сегодняшний день формы семейной терапии, психодинамическая и системная, оставляют желать много лучшею, поскольку они, как правило, игнорируют индивидуальность членов семьи, не рассматривают их как отдельных людей. Они обычно не показывают людям, что те сами создают и укрепляют свои внутри межличностные проблемы, что они не просто являются жертвами воспитания в раннем детстве и внешних трудностей в настоящее время, феноменологически‑гуманистический взгляд на семьи, которые приходят на терапию, предложенный Левантом (Levant, 1978), должен служить неким образцом для односторонних методов семейной терапии, предлагаемых большинством современных практиков и теоретиков. Однако сам по себе такой взгляд упускает из виду некоторые факты относительно человеческих индивидуальных и групповых нарушений и, как следствие, является неоправданно оптимистичным и неэффективным.

Поэтому семейную терапию «третьей силы» мы предлагаем рассматривать как комбинацию феноменологически‑гуманистическо‑ го подхода и выраженно активно‑директивного стремления помочь членам семьи отказаться от своего ложного восприятия себя и других и прийти к глубоким философским изменениям в своих внутри‑ и межличностных установках и поведении. Примером подобного рода феноменологически‑гуманистического и активно‑директивного подхода к семейной терапии может служить РЭПТ, которая помогает людям изменяться самим и содействовать изменению друг друга внутри семейного союза. В семейной РЭПТ клиентов учат осознавать, понимать и минимизировать свои собственные эмоциональные проблемы, а также помогать другим членам семьи стать более рациональными, испытывать более приятные и уместные эмоции и вести себя так, чтобы приносить меньше вреда себе и семье.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.006 с.)