Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровень активности терапевта и членов группыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В когнитивно‑поведенческой терапии вообще и в групповой РЭПТ в частности уровень активности терапевта обычно высок. Я (А. Э.) являюсь учителем, который показывает своим клиентам, как они сами делают себя несчастными и что они могут сделать для того, чтобы измениться, я также побуждаю и подталкиваю их к этому. Романтический взгляд на терапию – это считать, что если клиентов обеспечить атмосферой доверия и принятия, у них появится выраженная способность измениться, которую они используют для собственного роста и развития. Я более реалистичен – клиенты могут выбрать модифицировать свои чувства, мысли, поведение, но часто не делают этого, пока я своей активностью и директивностью не подтолкну их к этому. Вследствие этого, как отмечалось в предыдущем разделе, я говорю во время сеанса больше, чем любой участник группы, целенаправленно и намеренно веду группу в «здоровом» направлении и провожу каждое занятие организованным, осмысленным и предположительно эффективным образом. Я стараюсь, чтобы никто не был обделен вниманием во время занятий, чтобы никто не монополизировал группу и не отвлекал ее на постороннюю болтовню, пустые споры, высокопарное бесконечное философствование, а также минимизирую другие виды ухода от проблем. Как ведущий я стараюсь максимизировать искренность в раскрытии чувств, прорываясь через защиту, дойти до центральной дисфункциональной философии клиентов, опровергнуть эту философию, научить их принимать возникший дискомфорт и назначить сложное внутри‑ и внегрупповое экспериментальное или поведенческое задание. Например, я (или другой член группы) могу предложить Сэму, крайне застенчивому человеку, пройтись по комнате и поговорить по очереди с каждым присутствующим. Я настою на том, чтобы Сэм сделал это, буду поддерживать ею, пока он будет выполнять задание, и затем спрошу ею о том, какие чувства он испытывал при этом, какие мысли могли спровоцировать эти чувства, затем попрошу выразить других членов группы свою реакцию на ею увертюры и проведу общую дискуссию о том, что только что происходило и какой вывод могут сделать из этою упражнения все участники группы и сам Сэм. После того как мы проделали это упражнение с таким исключительно стеснительным человеком, он не только стал более активным в группе, начиная с этого сеанса, но также впервые в жизни он начал подходить к людям в местном баре, в то время как раньше он все время ждал, когда они подойдут к нему сами. Он отметил, что активная настойчивость моя и всей группы в том, чтобы он выполнил это упражнение, была действительно поворотной точкой в его жизни.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ
Основная техника, задействуемая в обычной РЭПТ‑группе, заключается в том, что каждый участник представляет текущую проблему, например, чувство тревоги, депрессии, малоценности, озлобленности, жалости к себе или дисфункциональное поведение, например, проблему аддикции, ухода или взрывы жестокости. Затем терапевт и несколько других членов группы говорят с рассказчиком и прежде всего пытаются определить Активирующий опыт («А») и саморазрушительные эмоциональные и поведенческие Следствия («С»). Как только это было определено, терапевт и группа помогают рассказчику сосредоточиться на его «В», его определяющих Взглядах, особенно на абсолютистских иррациональных убеждениях, которые, главным образом, и «вызывают» дисфункциональные Следствия («С»). Эти дисфункциональные взгляды затем подвергаются прямому и энергичному Диспуту («Д») со стороны терапевта и членов группы, которые пытаются помочь рассказчику научиться эффективному оспариванию и перенести это умение на свою повседневную жизнь. Члены группы также обычно предлагают рассказчику когнитивные и поведенческие домашние задания, помогающие опровергнуть свои иррациональные идеи, и проверяют на последующих занятиях‑, как эти задания были выполнены и как их можно продолжить или видоизменить в будущем. Множество других когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник РЭПТ регулярно или от случая к случаю используются с теми членами группы, которые выносят на обсуждение свои проблемы (Ellis, 1992с, 1995а; Ellis & Abrahms, 1978; Ellis & Grieger, 1977; Ellis & Harper, 1997; Ellis & Whiteley, 1979). Мало найдется методов РЭПТ, которые не столь эффективны в группе, некоторые методы даже более эффективны. Так, домашние задания, назначенные группой, выполняются чаще и более тщательно, чем те же задания, назначенные на индивидуальной терапии; ролевые игры в группе часто вызывают больше воспоминаний и сильнее провоцируют тревогу, а также более результативно критикуются, чем в процессе индивидуального терапевтического сеанса. В групповой РЭПТ используются следующие специальные методы. 1. Структурированные упражнения, например, выполнение заданий, связанных с некоторым риском; самораскрытие, упражнения на преодоление стыда предлагаются группе постоянно, чтобы вызвать, обнаружить и справиться с чувствами, которые кое‑какие члены группы могут не испытывать в обычных условиях или могут отказаться говорить о них, когда все же их испытывают. 2. Всех членов группы просят ознакомиться с основной литературой по РЭПТ (How to Stubbornly Refuse to Make Yourself Miserable about Anything – Yes, Anything! Ellis, 1988; How to Keep People from Pushing Your Buttons, Ellis & Lange, 1994; A Guide To Rational Living, Ellis & Harper, 1997; Overcoming Procrastination, Ellis & Knaus, 1977; A Guide to Personal Happiness, Ellis & Becker, 1982). Всем членам группы в начале терапии выдают брошюры по РЭПТ и настоятельно рекомендуют прочитать их и другие материалы по самопомощи, которые включают в себя теорию и практику РЭПТ. Когда члены группы замечают, что кто‑то не понимает некоторые положения РЭПТ, они могут предложить ему прочитать что‑либо в качестве домашнего задания. 3. В Институте рационально‑эмоциональной Поведенческой терапии в Нью‑Йорке проходят семинары, дискуссии и специальные тренинги умений, которые доступны всем членам группы. Так, застенчивый клиент может быть не только членом своей основной РЭПТ‑группы, но может также на определенный срок (на 6–8 занятий) стать членом группы тренинга социальных умений, где получит специальные навыки общения и взаимодействия с людьми. Члены группы могут использовать некоторые другие события, происходящие в Институте – особенно известные пятничные семинары по проблемам повседневной жизни – чтобы знакомиться и заводить друзей среди людей, исповедующих философию РЭПТ.
РОЛЬ ТЕРАПЕВТА
В РЭПТ‑группе терапевт выполняет активно‑директивную роль, ведя ее, сохраняя определенный порядок, предоставляя возможность высказаться молчаливым людям и контролируя, чтобы другие не увлекались разговорами, чтобы люди по очереди выносили на обсуждение свои самые серьезные проблемы и открыто о них говорили. В процессе обсуждения иррациональных идей членов группы и практических способов решения их проблем терапевт выступает как один из самых активных членов группы, зачастую как самый активный. Терапевт РЭПТ‑группы задает вопросы, исследует, обучает, вдохновляет, дает домашние задания, проводит структурированные упражнения и исполняет все другие директивные функции, которые представлены в индивидуальной РЭПТ. Теория РЭПТ постулирует, что люди не только сами себя расстраивают, но и часто цепляются, упрямо и сильно, за свои абсолютистские убеждения, с помощью которых они делают себя несчастными; следовательно, самое лучшее для них – чтобы РЭПТ‑терапевт и другие члены группы постепенно помогли им открыть и искоренить их основные иррациональности. Чтобы это произошло, ведущие групп следят за тем, чтобы процесс РЭПТ постоянно был активно‑директивным и не сводился к скуке, апатии, дезорганизации, несдерживаемому проявлению чувств, анархии и другим формам поведения, которые иные виды терапии вполне допускают. Таким образом, РЭПТ‑ведущий занимает четкую позицию лидера, в противном случае терапевтический процесс хотя и сможет продолжаться, но может быть назван, в лучшем случае, РЭПТ низкого уровня (Ellis, 1978b).
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ГРУППЫ
В группах, которые проходят в Институте рационально‑эмоциональной поведенческой терапии в Нью‑Йорке, выдаются отпечатанные правила, которые объясняют, как будут проводиться занятия, каковы правила посещения, в какой степени участникам следует общаться с другими членами группы и так далее. Ниже приведены некоторые из основных правил. 1. Все, что происходит в группе и вне группы с ее членами, является строго конфиденциальной информацией и не может быть раскрыто посторонним. 2. Члены группы могут свободно общаться друг с другом вне занятий до тех пор, пока они могут делиться информацией, которую они таким образом узнали, с остальной группой и пока они не превратили свою жизнь полностью в групповой процесс. Они могут даже устанавливать друг с другом серьезные отношения, если это не будет им мешать полностью раскрываться в группе. 3. Приветствуется помощь членов группы друг другу в течение занятий и вне них, критическое отношение к их поступкам, но не к их личности, а также доброжелательность и кооперация в отношении новых членов группы. 4. Членам группы настоятельно рекомендуется во время занятий в своей основной группе и во время марафонов рационального взаимодействия стремиться как можно более явно демонстрировать свои самые неприятные чувства и рассказать о своих серьёзных проблемах. Поощряется, если они будут помогать раскрыться другим и вежливо не позволят скрытным и неразговорчивым членам группы продолжать вести себя таким образом.
ИССЛЕДОВАНИЯ
Необычно большое количество исследований, проведенных по РЭПТ, показали, что она является более эффективной формой психологической помощи людям с эмоциональными расстройствами, чем плацебо‑терапия, другие виды терапии или отсутствие терапии как таковой. На настоящий момент есть результаты более 500 контролируемых экспериментов по РЭПТ и родственным когнитивно‑поведенческим формам терапии, которые практически единогласно свидетельствуют в пользу РЭПТ (DiGiuseppe, Miller, & Trexler, 1979; Ellis & Whiteley, 1979; Haaga & Davison, 1989; Hajzler & Bernard, 1991; Holon & Beck, 1994; Lyons & Woods, 1991; McGovern & Silverman, 1984; Miller & Berman, 1983; Silverman et al., 1992). Множество исследований показывают, что РЭПТ и родственные формы когнитивно‑поведенческой терапии эффективнее в группе, чем в индивидуальной психотерапии (Ellis, 1992с; McClellan & Stieper, 1973; Meichenbaum, Gilmore & Fedoravicius, 1971). Кроме этих исследований проводилось еще множество контролируемых экспериментов, результаты которых указывают на то, что РЭПТ и смежные формы когнитивно‑поведенческой терапии эффективнее для взрослых и для детей тогда, когда проводятся в качестве психолого‑образовательного мероприятия, на котором их обучают рационально‑эмоционально‑поведенческим методам и таким образом дают возможность использовать их и изменить свои саморазрушительные чувства и поведение (DiGiuseppe, Miller, & Trexler, 1979; Ellis & Whiteley, 1979; Hajzler & Bernard, 1991; Lyons & Woods, 1991; Lange, 1979; Rose, 1980; Upper & Ross, 1979,1980).
ОГРАНИЧЕНИЯ ГРУППОВОЙ РЭПТ
Рационально‑эмоциональная поведенческая терапия, как и психотерапия в целом, имеет явные ограничения, о чем упоминалось в первой основной работе в данной области (Reason and Emotion in Psychotherapy, Ellis, 1962). Это в основном обусловлено тем, что люди по своей сути склонны к биологическим и социальным расстройствам и самобичеванию, и излечить их от этою пока невозможно, несмотря на то что был найден почти идеальный метод. РЭПТ, более того, имеет свои собственные ограничения, как и любая терапевтическая система, работает с определенными людьми только в определенное время. Мы все еще полагаем, как и в первом докладе по РЭПТ на съезде Американской психологической ассоциации в Чикаю в сентябре 1956 года (Ellis, 1958а), что РЭПТ в большинстве случаев приносит более быстрые результаты в работе с более проблемными клиентами. Однако она оставляет желать лучшею как психотерапевтическая система, и требуется провести еще множество исследований, чтобы улучшить ее и восполнить некоторые пробелы. Групповая РЭПТ и консультирование имеют явные недостатки и ограничения, особенно по сравнению с более индивидуализированными процессами РЭПТ. Например, члены группы, от излишнего усердия или по невежеству, могут легко сбить друг друга с толку и иногда выступают с деструктивными предложениями и взглядами. Они могут давать неудовлетворительные или низкого уровня решения, например, предлагая людям «практические» методы совладения со своим расстройством и достижения успеха в жизни, вместо того чтобы помочь им разобраться со своим дисфункциональным мировоззрением. Групповая терапия, проводимая так же организованно и эффективно, как РЭПТ, тоже не всегда достаточно эффективна. Члены группы из самых лучших намерений могут тратить время на не относящиеся к делу вопросы, могут запутать того участника, который выступал со своей проблемой, и повести по ложному пути, уйти в сторону или спорить с некоторыми основными взглядами терапевта; воздерживаются от участия, потому что чрезмерно хотят получить одобрение терапевта или других членов; выносят на обсуждение несущественные свои проблемы, вместо того чтобы работать над главными, и так или иначе отвлекаются на различные нетерапевтические детали. Члены группы могут также забросать выступающего с проблемой таким количеством и такими сильными предложениями, что его от их избытка может «парализовать». Они могут предлагать неудовлетворительные задания на дом или выступать с таким количеством новых проблем, что не остается времени на тщательную проверку предыдущих заданий. Они могут позволить, если не вмешается терапевт, какому‑либо члену группы уйти от участия и таким образом не изменить свое дисфункциональное поведение. Они могут расстроиться или разозлиться слишком сильно и иррационально ругать участников за проявляющиеся у тех симптомы и за упорное сопротивление последних избавлению от этих симптомов. Таким образом, групповая РЭПТ вряд ли может считаться панацеей от всех болезней, она подходит не всем, кто приходит за помощью. Некоторые клиенты просто не готовы к ней и должны предварительно пройти курс индивидуальной терапии. Другие – например, люди с навязчивой болтливостью и гипоманией – могут получить пользу от группы, но сами мешают групповому процессу (и требуют слишком много внимания). Следовательно, им лучше работать над своими проблемами в другой терапевтической модальности. Мы твердо верим в то, что большинство клиентов с эмоциональными проблемами могут получить много пользы от групповой терапии (и возможно, даже больше, чем только от индивидуальных сеансов), но «большинство» совсем не значит «все».
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В РЭПТ возникает этическая проблема, когда терапевт или члены группы путают представления о виновности человека в неэтичном или аморальном поведении и его чувстве вины или самобичевании за такие поступки. РЭПТ учит своих клиентов, что многие человеческие действия – например, те, которые приносят вред другим людям – определенно неэтичны, аморальны, неправильны, но людей, совершивших эти действия, нельзя назвать отвратительными или падшими. РЭПТ в этом отношении во многом согласуется с христианской позицией принимать грешника, но не грех: она показывает клиентам, как можно полностью, или безусловно, принять себя со всем своим антисоциальным и саморазрушительным поведением, при этом не принимать само такое поведение и стараться изо всех сил изменить его. Если люди ошибочно считают, что РЭПТ сквозь пальцы смотрит на аморальные поступки, и не понимают, что она полностью принимает только человеческое несовершенство тех, кто проявляет такое поведение, они могут неправильно интерпретировать один из главных принципов РЭПТ и запутать других. Этика является исключительно важной частью групповой терапии, поскольку когда в группу приходит новый член, предполагается, что он сможет полностью открыться другим членам группы, рассказывая о том, что может скрывать от кого‑либо еще, и получить при этом не только внимание, но и содействие группы. Групповая терапия во многом зависит от конфиденциальности и доверия членов друг к другу. Если это отсутствует, терапия будет малопродуктивной, кроме того, участникам может быть причинен большой вред. Групповая терапия также предполагает, что присоединившийся к группе человек принимает на себя вполне определенную ответственность по отношению к другим членам не только не причинять им вреда, но и делать все, что возможно, чтобы помочь им. Если люди приходят в группу только для того, чтобы больше узнать о себе и решить свои проблемы и практически не проявляют интереса к другим членам группы, не стараются ни помогать им рассказать о своей проблеме, ни помогать им ее решить, то такая установка по отношению к группе будет односторонней и безответственной. Ведущий и другие члены группы обращают на это внимание (неагрессивно и без порицания) и просят их «подняться на борт или отчалить»: действительно стараться помогать другим так же, как и себе или в противном случае вернуться к индивидуальной терапии, где они будут, как им того хочется, в центре внимания и в то же время оставаться в рамках этики*
ПРОТОКОЛ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
Ниже следует отрывок из протокола одного достаточно типичного сеанса групповой РЭПТ. Основной выступающий – Дэвид, школьный социальный работник 28 лет; он не только тревожен со своими клиентами, но и с большим трудом участвует в групповых обсуждениях случаев на супервизорских занятиях, потому что боится критики и порицания со стороны главного супервизора и других членов супервизорской группы. Первые 10 минут данного сеанса он рассказывает группе о своих проблемах, и несколько членов группы, а также терапевт начинают задавать ему вопросы, чтобы разобраться, что же его тревожит больше всего и в каких условиях тревога возрастает до предела. Сеанс продолжается: [12] 1. ДЭВИД: Когда я слышу критику со стороны своего супервизора или со стороны супервизорской группы, я воспринимаю ее в ее нелогической крайности – то есть я не слушаю ее. Я ухожу. Эмоционально отворачиваюсь. 2. ТЕРАПЕВТ: Не потому ли, что «Я не знаю всего, что должен знать о том, о чем они меня спрашивают. Я не смогу им достойно ответить»? 3. ДЭВИД Да. 4. МЭРИ: [33‑летняя домохозяйка] А не из‑за того, что это может касаться твоей ценности как личности? 5. ДЭВИД Может быть. 6. ДЖОН: [45‑летний психиатр] Давайте вернемся к более конкретным примерам, когда ты чувствовал себя обиженным и маленьким. В своем описании ты упомянул чувство некомпетентности. Допустим, ты действительно ведешь себя некомпетентно. Допустим, что это действительно непроходимое, дремучее невежество. Как возникает чувство некомпетентности? 7. ДЭВИД Полагаю, вы хотите мне сказать, что для того, чтобы быть компетентным, нужно быть компетентным 100 % времени. 8. МЭРИ: Полагаю, ты хочешь, чтобы я сказала: «У меня такое чувство, что ты думаешь, что мы все хотим тебя запрограммировать». 9. ДЭВИД Наверное… Из книги я знаю, каким должен быть рациональный ответ, и я могу дать вам рациональный ответ. Но это явно не то, как я себя веду, когда отключаюсь. 10. ТЕРАПЕВТ: Хорошо, позвольте мне спросить, когда ты даешь рациональный ответ, веришь ли ты, что это правда? Или ты считаешь, что даешь его только потому, что прочитал его в одной из моих книг? 11. ДЭВИД Я считаю, что это, возможно, то, что я знаю. Я думаю, что я знаю, что происходит. Но мне не совсем удается работать над этим, над тем, чтобы считать критику в мой адрес со стороны супервизорской группы не настолько важной. 12. ДЖОАН: [28‑летняя художница] Если ты понимаешь, что происходит, когда ты чувствуешь себя подавленным критикой, как ты работаешь над этим? И работаешь ли ты над этим? 13. ДЭВИД Я говорю себе: «Я защищаюсь. Я закрываю себя». Я чувствую себя приниженным ситуацией или людьми. 14. ТЕРАПЕВТ: Хорошо. Таким образом, ты понимаешь, что у тебя есть симптом, неудовлетворительная реакция на ситуацию или людей. И она может быть негативной. Потому что ты говоришь себе: «Черт! Я защищаюсь. Ну и осел же я тогда!» Что еще ты говоришь? У меня было такое чувство, когда ты рассказывал о критике супервизорской группы в твой адрес, что ты (а) опускаешь себя за то, что тебя критикуют, и (б) снова опускаешь себя, но уже за то, что защищаешься, когда слышишь критику в свой адрес. Скажи, что ты делаешь, чтобы прекратить опускать себя в обоих случаях, а и б? 15. ДЭВИД: Ну, я обычно говорю: «Я здесь для того, чтобы получить обратную связь по случаям, которые я веду, и по тому, как я это делаю» и «Неразумно с моей стороны защищаться от обратной связи, которую я получаю». 16. ТЕРАПЕВТ: Я все же слышу в твоих описаниях, что «Я делаю что‑то просто по‑идиотски». Но я не слышу, как ты борешься со своими мыслями, которые приходят тебе в голову, когда ты защищаешься от критики. 17. ДЖОН: Когда ты говорил, что можешь дать рациональный ответ и что, вероятно, это и происходит, мне показалось, что ты на самом деле не понимаешь, что происходит. Ты как в тумане. Как ты можешь точнее определить, что действительно происходит? 18. ДЭВИД Я не знаю. Как я могу знать? Я бы мог вести себя так, как будто именно это и происходит и бросить этому вызов. Но как, когда я расстроен, я могу понять, что происходит? Я не знаю. 19. ДЖОАН: Почему бы тебе не спросить себя: «Почему я расстроен?» 20. ТЕРАПЕВТ: Или лучше: «Что я делаю, чтобы себя расстроить?» 21. МЭРИ: Может быть… Это очень трудно, когда все, что ты хочешь – это прекратить чувство. Можно предложить, чтобы ты продлил чувство стыда, связанное с критикой, и проанализировал свои мысли и чувства на этот счет, вместо того чтобы сосредотачиваться на том, чтобы избавиться от чувства стыда. 22. ТЕРАПЕВТ: И вместо того чтобы сосредотачиваться на мысли: «О, черт! У меня это ужасное, идиотское чувство!» 23. МЭРИ: Точно! 24. ДЭВИД И ненавидеть себя за это чувство. 25. ДЖОН: Правильно! 26. ДЭВИД Ну, я скорее буду ненавидеть себя за чувство, что я не в состоянии воспринимать критику и отключаюсь. 27. ТЕРАПЕВТ: Правильно. Но это еще не решение. Это похоже на психоаналитический инсайт: «Черт, я делаю это!» Но это не рационально‑эмоциональная поведенческая терапия. 28. РОЗА: [37‑летняя учительница] Возвращаясь к тому, что сказала Мэри, мне кажется, что ты мог бы, например, включить на запись магнитофон и, лежа в своей кровати, представить эту «опускающую» ситуацию и позволить свободно течь потоку сознания. Возможно, произнеся все то, что приходит тебе в голову (о том, какие чувства возникают у тебя в ситуации, когда тебя критикует супервизорская группа), ты сможешь лучше понять, что именно возбуждает в тебе чувство приниженности и другие чувства. 29. ДЭВИД: Роза, позволь мне задать тебе один вопрос. Тебе показалось из моего описания ситуации, что я не совсем понимаю свои чувства? 30. ЮЗА: Да, мне так показалось. У меня возникло такое чувство, что тебе на самом деле хочется заплакать в такой ситуации, но ты подавляешь в себе это желание. Но если бы тебе захотелось плакать и ты заплакал, что бы это тебе дало? 31. ДЭВИД: Ну, думаю, что если бы я и вправду заплакал, и люди бы это услышали, то они бы очень пожалели, что так поступили со мной – то есть что критиковали меня. 32. ТЕРАПЕВТ: И изменили бы свое поведение, услышав, что я плачу и рыдаю! 33. ДЭВИД: Да – и изменили бы свое поведение. 34. ДЖОАН: Дэвид, ты сказал, что тебе нужна обратная связь от супервизорской группы. Но ты также сказал, что у тебя создалось ощущение, что это не настоящая обратная связь, а какое‑то унижение. Но я хочу спросить, если то, что ты называешь унижением и есть та обратная связь, которую ты не можешь принять – то, может быть, ты на самом деле хочешь не обратной связи, а одобрения тому, что ты делаешь. И когда ты не получаешь его, ты называешь это унижением. 35. ДЭВИД Да, я думаю, ты попала здесь в точку. Так получилось, что в моей голове негативная обратная связь и конструктивная критика – то, что я, вероятно, и получаю – каким‑то образом связаны с потерей любви или потерей одобрения. 36. ТЕРАПЕВТ: И со страхом перед этой потерей. Предположим, что Джоан права и ты всегда идешь за позитивной обратной связью, за одобрением и говоришь себе: «Как это ужасно не получить ее!» И каким будет твой следующий шаг? Мне показалось, ты не делаешь этот шаг! 37. ДЭВИД Спросить себя: «Почему это ужасно?» 38. ТЕРАПЕВТ: Ты делаешь это? Я не увидел, по крайней мере сегодня, что ты делаешь этот шаг. Ты думаешь: «Да, неправильно чувствовать, что критика – это ужасно». Или: «Да, я не прав, что защищаюсь». Я увидел именно это. Но ты когда‑нибудь спрашивал у себя: «Почему так ужасно не получить одобрения?» 39. ДЭВИД Если и делал, то очень поверхностно. 40. ДЖОАН: И, наверное, редко! 41. ДЖОН: Я думаю, что прежде чем задаваться этим вопросом, нужно выяснить, действительно ли он так думает. 42. ТЕРАПЕВТ: Но мы вроде бы согласились с Джоан, что у него есть такие мысли. 43. ДЖОН: Да, такие мысли у него есть, но что точно происходит у него внутри? Думает ли он именно так или в каких‑то других терминах? 44. ДЭВИД: Стратегия моего поведения – сделать так, чтобы люди реагировали на меня позитивно, отвечали мне любовью, что ли. 45. ДЖОАН: Вместо того, чтобы смело взглянуть в лицо тому факту, что: «Я действительно считаю ужасным то, что люди могут не ответить мне одобрением. Черт – мне лучше отказаться от этого убеждения!», – ты тут же перескакиваешь в пункт «А», Активирующее событие, и говоришь: «Как я могу изменить «А», чтобы получить одобрение людей?». Ты перескакиваешь через «В», свою систему Взглядов, которые и приводят тебя к бегству от чувств в пункте «О. 46. ДЖОН: Я все еще считаю, что нам не вполне понятна суть его Взглядов в точке «В». Нам нужно более конкретно и подробно разобраться с его убеждениями. 47. ДЭВИД: Я не знаю, как это сделать. Что ты предлагаешь? 48. ДЖОН: Например, когда ты обижен и тебе хочется плакать, пробовал ли ты сесть и разобраться, что происходит в твоей голове – какие проносятся переживания? 49. МЭРИ: Дэвид, у меня такое ощущение, что ты сейчас говоришь одно, а на самом деле чувствуешь совсем другое. Ты выглядишь раздраженным. 50. ДЭВИД: Я расстроен, что ли. Я – я действительно понял то, что сказала Джоан. 51. ТЕРАПЕВТ: Но не понял, что сказал Джон. Джон четко сказал, что бы ты мог сделать, а ты после этого говоришь: «Я не знаю, что вы хотите, чтобы я сделал». 52. ДЭВИД Я не могу понять, что именно я должен делать. 53. ТЕРАПЕВТ: Но он же сказал достаточно конкретно. Но, Дкон, ты сбил Дэвида с толку словом «чувство». Забудьте про это слово! Позвольте мне повторить то, что сказал Джон. Предположим, ты очень обижен. Теперь, я думаю, нам понятно, что ты часто делаешь для того, чтобы избежать этого чувства. Ты сказал об этом пару минут назад: «Я тут же стараюсь изменить свое поведение и меняю его так, чтобы не чувствовать себя обиженным». 54. ДЭВИД: Да, именно так я обычно и поступаю. Я отключаюсь и не чувствую практически ничего. 55. ТЕРАПЕВТ: Теперь, вместо того чтобы позволять себе защищаться от обиды и так и не понять ее источников и того, как можно с ней справиться, ты можешь, как предлагает тебе Джон, (1) «остаться со своим чувством», (2) «Проанализировать, что конкретно ты делаешь, что ты себе говоришь, чтобы чувствовать себя обиженным. Взять на себя ответственность за чувство обиды. И внимательно присмотреться к своим Взглядам, к «В», которые заставляют тебя создавать эту обиду. Не просто вывести, что это за Взгляды. Это как раз то, что ты делаешь – ты прочитал об этом в книжке. «Что ж, я, должно быть, говорю себе то‑то и то‑то, когда обижен и отстраняюсь». Джон говорит тебе: «Не гадай. Прислушайся к тому, о чем ты думаешь на самом деле, что ты на самом деле себе говоришь. Ты должен быть здесь точен, и это может быть совсем не то, о чем говорим мы или о чем написано в книге». 56. ДЖО: [50‑летний бухгалтер] Есть две причины, по которым надо продлить чувство обиды, которого ты пытаешься избежать: (1) так ты сможешь более точно понять, что ты говоришь себе, чтобы вызвать у себя это чувство, и (2) так ты сможешь бросить вызов своей идее о том, что ты не можешь переносить этого чувства. Поэтому основное предложение касательно твоего первого шага – это продлить свое чувство и использовать его таким образом для того, чтобы проанализировать его само и проверить свою идею о том, что ты не можешь его перенести. 57. ТЕРАПЕВТ: Да, останься с ним. И затем сделай то, что предлагает Джон – то есть спроси себя, во‑первых: «Что я делаю для того, чтобы вызвать у себя это чувство?» – а затем: «Почему я не могу его переносить?» Потому что это, наверное, то, о чем еще ты думаешь: «Я не могу выносить это чувство обиды. Я должен немедленно от него избавиться!». Но мы хотим убедиться, действительно ли ты говоришь это себе. Ты просто делаешь вывод об этом. И ты не совсем ясно видишь, что происходит в твоей голове как раз перед тем, как ты вызываешь у себя это чувство и пытаешься заглушить его. Большинство людей, после того как они первый раз выяснят для себя, о чем они думают, видят это потом так же ясно, как днем, – как я говорю в одной из моих книг. Но тебе каким‑то образом не удалось это четко понять. И ты думаешь: «Полагаю, я говорю себе то‑то». И тогда ты не можешь сделать следующий шаг: «Что ж, если я говорю себе это, то какого черта я должен в это верить?» Ты не противостоишь своим убеждениям, поскольку ты точно не знаешь, о чем ты думаешь. Теперь понятно? 58. ДЭВИД: Да. 59. ТЕРАПЕВТ: Но почему это не было ясно раньше? Джон выразил это очень хорошо. Почему это было не понятно, когда он говорил об этом? 60. ДЭВИД: Я не считаю, что он выразился достаточно понятно. Для меня было бы понятнее, если бы он не так это объяснил. Когда вы говорили со мной, вы делали это очень ясно, очень конкретно. Я понял. Это было очень доступно. 61. ДЖОАН: Он также говорил более энергично. Может быть, это на тебя подействовало? 62. ДЭВИД: Нет, не думаю. 63. ДЖОН: Он говорил более прямо. Может быть, это? 63. ДЭВИД: Да, я думаю, все дело в прямоте. Именно на это я реагирую. [Джону] Я чувствовал, что ты хочешь, чтобы я что‑то сказал, но я не знал точно, что. 64. ДЖОАН: Поэтому ты начал спорить сам с собой: «Что я скажу? Что я скажу?» Так? 65. ДЭВИД: Да. Я не мог настроиться на волну Джона, потому что не знал, к чему он клонит. 66. ДЖОН: Тебе трудно представить, что я просто спрашиваю, просто интересуюсь, и у меня нет никакой заранее придуманной идеи, к которой я хотел бы тебя подвести? 67. ТЕРАПЕВТ: Но у тебя же была предварительная идея. Странно притворяться, что у тебя ее не было! 68. ДЖОН: Ну да, но… 69. ТЕРАПЕВТ: Да! И вот он думает: «Он спрашивает, когда сам прекрасно знает ответ! Почему тогда он так спрашивает?» Так что ты создаешь ему дополнительную проблему! 70. ДЖОН: В какой‑то степени. Но если сказать точнее, я подозревал, что он думает еще о чем‑то, параллельно тому, что мы выяснили. 71. ДЭВИД Но, Джон… 72. ДЖОН: О чем‑то, что и есть суть проблемы; я не знаю, о чем. 73. ДЭВИД Я понимаю, что было бы здорово, если бы тебе удалось вытянуть это из меня. Но если я тебя не понял, возможно, лучшее, что бы ты тогда мог сделать, – это говорить более прямо и сказать свое мнение о том, что я делаю. 74. ТЕРАПЕВТ: Тебе надо было рискнуть и спросить: «Это не х? Это не у? Это не z?» 75. ДЭВИД Да. 76. ТЕРАПЕВТ: Ты же был не прямолинеен. «Что это?» Иногда это может сработать. Но если человек и так запутался, то такой вопрос принесет больше вреда, чем пользы. 77. ДЭВИД Да, я думаю, это был как раз мой случай. 78. МЭРИ: Кажется, скоро наше занятие подойдет к концу. Давайте дадим Дэвиду домашнее задание. 79. ТЕРАПЕВТ: Да. Что бы ты сам мог предложить, Дэвид? 80. ДЭВИД Ну, вы уже предлагали, и я думаю, это было бы полезно – продлевать свои чувства, когда я обижен, а не защищаться более удобным отстранением. 81. МЭРИ: Оставаться со своим чувством и…? 82. ДЭВИД Попытаться действительно пережить или понять, что я на самом деле говорю себе, чтобы вызвать у себя такие чувства. И бросить вызов этим мыслям. А также мысли о том, что я не могу пережить это чувство. 83. МЭРИ: Хорошо сказано! 84. ДЖОН: Да, позвольте мне подчеркнуть, что прежде чем ты поймешь, что это, и начнешь подвергать свои идеи вопросам, ты прежде всего должен несколько раз исследовать и проанализировать свои мысли и чувства. Возможно, тебе понадобится это сделать два или три раза, прежде чем ты докопаешься до всей чепухи, которая происходит в твоей голове, прежде чем ты по‑настоящему разнюхаешь все, во что ты веришь, когда испытываешь эти чувства. 85. ДЖО: С другой стороны, он может начать с какого‑либо чувства, осознать, что оно может значить, и расправиться с этим значением, прежде чем переходить к другим. Даже если он откопает не всю свою чепуху, если он доберется хотя бы до одной своей иррациональной идеи и разберется с ней, это может помочь ему потом обнаружить и другие. 86. ТЕРАПЕВТ: Правильно! Давайте не будем перфекционистами. Кроме того, я хочу обратить внимание на то, что ты сказал раньше, Дэвид. Один раз ты смог добраться до своих чувств – ты плакал, рыдал и так далее – но ты обнаружил, что это не привело к пониманию мыслей, которые стоят за этими чувствами; однако это высвобождение чувств привело тебя к другим, неприятным чувствам – тебе стало очень жаль себя, ты почувствовал себя подавленным и не в состоянии что‑либо делать. Есть одна проблема в заданиях типа того, что ты порекомендовал, Джон, что когда некоторые люди слишком усердствуют, чтобы разобраться в своих чувствах, они тонут в своих негативных чувствах! Поскольку переживания взаимодействуют друг с другом, то самый лучший способ выполнения задания такой: позволить себе ощутить чувство, а затем достаточно быстро отыскать саморазрушительные и иррациональные идеи, которые стоят за этими чувствами, и после этого, как особо подчеркивается в РЭПТ, бросить вызов, оспорить, опровергнуть и изменить эти деструктивные чувства. 87. ДЖОН: Я только предлагаю, чтобы Дэйв выяснил, что происходит у него внутри, потому что это первый шаг к тому, чтобы изменить чувства. 88. МЭРИ: Но чувства взаимодействуют, они идут рядом. Я согласна с тем, что Дэйв не должен быть здесь перфекционистом, то есть сначала выяснить все, что происходит внутри него, затем найти все мысли, которые стоят у него за этими чувствами, и оспорить все эти негативные идеи. Это слегка утопично! 89. ТЕРАПЕВТ: Да, я не думаю, что Дэвиду здесь нужно стремиться к совершенству. Не думаю, чтобы многие делали именно так. 90. ДЖО: Кроме того, это может быть и не нужно Дэвиду, чтобы измениться. 91. МЭРИ: Правильно! 92. ДЖОН: Хотя, может быть, с другой стороны, он мог бы разобраться… О, когда случается так, Дэвид, что ты отстраняешься, ты мог бы проанализировать свои мысли больше, чем только один раз, и не полагать, что ты нашел их все с первого раза. 93. ТЕРАПЕВТ: Да, конечно. Начав работать над этим, ты можешь сначала изменить один аспект своих мыслей, потом – как сказали несколько членов группы – другой, потом – еще какой‑нибудь аспект. Тебе ненужно делать все сразу. Понятно, Дэвид? 94. ДЭВИД: Да, я попробую.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОТОКОЛА
В этом отрывке записи одного сеанса проиллюстрированы многие из основных аспектов групповой работы в РЭПТ. В этой связи мне бы хотелось сделать следующие замечания. Реплика 4: Мэри поднимает вопрос о том, что, возможно, реальная проблема Дэвида состоит в его оценке своей ценности как индивида; то есть в том, что он принижает себя, свою целостную сущность, если он неуспешен в одном из основных аспектов своей жизни, например, как он считает, в супервизорской группе. Она делает это не только потому, что Дэвиду уже указывали на предыдущем занятии или на этом, но немного раньше, что он излишне озабочен своей ценностью как личности, но и потому, что, с теоретической точки зрения, РЭПТ полагает, что это базовая проблема большинства л<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.015 с.) |