Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посеансовый обзор группы самопринятия

Поиск

 

Сеанс 1

1. Представления. Члены группы и я представляемся друг другу.

2. Уточнение условий посещения группы. Здесь я подчеркиваю, что группа проводится для людей, чьи проблемы так или иначе связаны с негативной установкой по отношению к себе и что от всех ожидается еженедельное ее посещение. Я также объясняю обычное правило конфиденциальности для членов группы и выявляю готовность участников следовать этому правилу.

3. Кто хочет добиться высокой самооценки? Обычно я начинаю группу самопринятия с того, что спрашиваю у членов группы, кто из них хотел бы иметь высокую самооценку (или относиться к себе лучше). Практически все поднимают руки. Затем я спрашиваю каждого члена группы, что могло бы поднять его самооценку. Обычно я получаю такие ответы:

• Хорошие успехи на работе

• Если бы я была лучшей матерью

• Любовь ко мне со стороны других

• Жизнь в соответствии с моими принципами

• Добровольческая работа

4. Обучение принципам безусловного самопринятия. Перед тем как разобраться с ответами на вопрос: «Что могло бы повысить вашу самооценку?», большую часть времени первого сеанса я посвящаю обучению десяти принципам безусловного самопринятия, которые были описаны в первой половине данной главы. После раскрытия каждого пункта я делаю паузу для вопросов и комментариев членов группы.

5. Иной взгляд на самооценку. После окончания обучения десяти принципам безусловного самопринятия, я прошу членов группы пересмотреть свои ответы на мой предыдущий вопрос «Что могло бы повысить вашу самооценку?» Я помогаю им понять, что их ответы не служат повышению самооценки, это просто желаемые вещи, которые они могут иметь или добиваться по своему усмотрению. Я показываю им, что самооценка зависит от успехов на работе, любви других и так далее, и если, например, у них не будет успеха на работе или их разлюбит значимый человек, их самооценка резко упадет. Также я помогаю участникам разобраться в том, что понятие самооценки является причиной их проблем, а не их решением – что для многих является неким освобождением от привычного понимания вопроса.

6. Домашнее задание. Практически все члены моих групп самопринятия знакомы с РЭПТ или когнитивно‑поведенческой терапией и, следовательно, знают о важной роли домашних заданий, которую те играют в терапевтическом процессе. В задачи данной главы не входит обсуждение работы с клиентами, не выполняющими домашние задания, заинтересованного читателя я отсылаю к другой моей работе (Dryden, 1995b).

Первое домашнее задание, которое я предлагаю выполнить между первым и вторым сеансами, – прочитать первую и третью главы из книги по безусловному самопринятию Пола Хокка (Hold Your Head Up High, в американском издании – Overcoming the Rating Game, Hauck, 1991). В первой главе рассматриваются проблемы, которые возникают, когда люди не принимают себя, а в третьей представлены принципы безусловного самопринятия. Эти главы служат напоминанием о том материале, который был пройден на первом занятии. Я предлагаю членам группы в процессе чтения помечать те пункты, с которыми они не согласны или в которых они не уверены, чтобы обсудить на следующей неделе.

Сеанс 2

1. Проверка домашнего задания. Один из важных принципов РЭПТ – проверять домашнее задание, если оно было дано на предыдущем сеансе. Поэтому в начале этого сеанса (и последующих) валено повторить, что было задано в прошлый раз. Обсуждая домашнее задание, я исправляю любое неверное понимание материала, прочитанного в книге Пола Хокка.

2. Постановка целей, К этому моменту члены группы готовы рассмотреть, что они могут получить от группы, а чего – нет. Я замечаю, что моя роль заключается в том, чтобы обучить их принципам безусловного самопринятия и некоторым техникам, которые помогут им начать усвоение этой философии. Все, что я могу сделать, – это помочь им начать путешествие к самопринятию. Я не могу помочь им за восемь недель завершить это путешествие. Дав это ограничение, я прошу их ставить соответствующие ему цели. Я спрашиваю: «Чего бы вы могли достичь к концу восьмого сеанса, что бы указывало вам на то, что ваше долгое и трудоемкое путешествие к самопринятию началось?». Я прошу членов группы разделиться на подгруппы и выдвинуть как молено более реалистичные и конкретные цели. Затем я прошу одного члена группы записать цели каждого присутствующего и в конце сеанса выдаю копию этой записи каждому, так что у всех есть представление о целях друг друга.

3. Работа с конкретным примером целевой проблемы. Затем я прошу членов группы вспомнить конкретный пример ситуации, в которой они считают себя жалкими, никчемными, неполноценными, плохими и так далее. После этого я прошу калсдого кратко рассказать группе об этой ситуации. Как только человек заканчивает свой рассказ, я использую схему А – В–С, чтобы помочь ему оценить ее («А» означает реальное или выведенное путем умозаключений активирующее событие, «В» – самоуничижительные взгляды и убеждения долженствования, а «С» – основные нездоровые негативные эмоции и/или саморазрушительное поведение);

4. Домашнее задание. В качестве домашнего задания я прошу каждого члена группы проанализировать с использованием формулы А– В – С другой пример «низкой самооценки».

Сеанс 3

1. Проверка домашнего задания. В начале сеанса я проверяю у каждого оценку ситуации в терминах А – В–С и там, где это необходимо, даю корректирующую обратную связь.

2. Обучение оспариванию иррациональных Эго‑убеждений. Центральная задача каждого члена группы самопринятия – научиться опровергать свои иррациональные идеи долженствования и самоуничижения. Поэтому я посвящаю весь сеанс обучению этому центральному умению. Оспаривание заключается в том, что каждый член группы задает себе по поводу своих иррациональных Эго‑убеждений три разных вопроса (DiGiuseppe, 1991):

• Соответствуют ли они реальности?

• Логичны ли они?

• Ведут ли^они к здоровым результатам?

Как было показано в первой части данной главы, ответом на все эти вопросы будет «нет», если они относятся к самоуничижительным идеям (полное обсуждение того, почему идеи долженствования также не соответствуют реальности, нелогичны и не ведут к здоровым для личности последствиям, вы найдете в другой моей работе (Dryden, 1994а)).

При опровержении члены группы помогают друг другу придумать здоровую альтернативу своим иррациональным Эго‑убеждениям – идеи предпочтения и самопринятия. Таким образом, значительную долю третьего сеанса я посвящаю тому, чтобы помочь членам группы создать рациональные Эго‑убеждения.

3. Домашнее задание: определение и опровержение иррациональных Эго‑убеждений в конкретных ситуациях. Члены группы, вооруженные новым умением оспаривать иррациональные Эго‑убеждения и конструировать альтернативные рациональные, теперь готовы к следующему сеансу – опробовать это умение на практике в своей повседневной жизни. Это составляет основу домашнего задания на следующую неделю.

Сеанс 4

1. Проверка домашнего задания. Четвертое занятие в группе я начинаю с проверки прошлого домашнего задания и; как и раньше, даю корректирующую обратную связь.

2. Обучение методу портфеля. Как указывалось выше, оспаривание иррациональных убеждений является основным умением клиента в РЭПТ вообще и в группах самопринятия в частности. Как я уже упоминал (Dryden, 1995а), цель диспута в данном контексте – помочь членам группы понять, почему их иррациональные Эго‑убеждения иррациональны и почему альтернативные рациональные Эго‑убеждения являются рациональными. Как только клиенты разберутся в этом, им понадобится дополнительная помощь, чтобы интегрировать это понимание в свою систему взглядов так, чтобы она могла лучшим образом отражаться на их мыслях и чувствах в отношении себя и на поведении во внешнем мире. Для инициации этого процесса интеграции я использую когнитивную технику, которая состоит в составлении портфеля доводов в пользу рациональных Эго‑убеждений и доводов против иррациональных.

Представив идею портфеля, я предлагаю членам группы потратить 20 минут занятия, чтобы составить свой собственный портфель аргументов. Затем я прошу их поработать в двух небольших группах, проверить аргументы друг у друга и предложить дополнительные. В это время я выступаю в роли консультанта, слушая обсуждение в подгруппах, давая обратную связь на составленные аргументы и помогая разрешить затруднения, которые могут возникнуть в той или другой группе.

3. Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю членам группы просмотреть и дополнить список аргументов в созданном ими портфеле. Я также предлагаю отметить среди аргументов такие, которые кажутся им неубедительными или вызывают сомнения.

Сеанс 5

1. Проверка домашнего задания. Пятое занятие я начинаю с проверки прошлого домашнего задания, особое внимание обращая на те аргументы, которые кажутся членам группы неубедительными или вызывают сомнения. Я инициирую групповую дискуссию по поводу этих аргументов, в процессе которой вмешиваюсь для того, чтобы исправить неверное толкование или внести дополнительные пояснения для рассеивания сомнений и придания большей убедительности рациональным аргументам.

2. Обучение технике зигзага» Как отмечалось выше, людям свойственно реагировать на собственные аргументы, выдвинутые в пользу философии самопринятия так называемыми иррациональными контраргументами, которые бросают тень сомнения на понятие безусловного самопринятия и фактически способствуют возвращению к философии самоуничижения. Техника зигзага формализует эти дебаты между иррациональной и рациональной «частями» личности и дает человеку возможность попрактиковаться в защите своих рациональных Эго‑убеждений от собственной иррациональной атаки. Эта техника помогает членам группы интегрировать свои рациональные Эго‑убеждения в свою систему взглядов.

В данной технике члены группы записывают какое‑либо рациональное Эго‑представление и оценивают степень своей в нем убежденности по шкале от 0 до 100, потом дают на это представление иррациональный аргумент, который затем опровергается. Члены группы продолжают в том же духе до тех пор, пока не ответят на все иррациональные атаки и не смогут придумать больше ничего. Затем они переоценивают степень своей убежденности в своих рациональных Эго‑представлениях, которая обычно увеличивается, если техника выполнялась правильно.

Обучив группу основам данной техники, я прошу ее дальше выполнять работу самостоятельно. Я обращаю внимание на то, что здесь очень важно не отклониться в сторону, как это часто происходит при использовании данной техники. Пока группа выполняет упражнение, я по очереди подхожу к ее членам, проверяя, правильно ли они выполняют технику и – особенно – не ушли ли они в своих дебатах в сторону от своего целевого Эго‑убеждения (более подробное описание техники зигзага вы найдете в другой моей работе (Dryden, 1995а)).

3. Обучение аудиодиспуту. Аудиодиспут напоминает метод зигзага, поскольку на аудиокассету записывается диалог между иррациональными и рациональными Эго‑убеждениями. Кроме напоминания о том, что при использовании метода важно не отходить от темы, нужно обратить внимание на то, что отвечать на свою иррациональную атаку нужно с силой и энергией. Необходимо объяснить, что, поскольку люди держатся за свои иррациональные убеждения очень сильно, вялые рациональные ответы будут иметь небольшой и непродолжительный эффект на иррациональную атаку. Будет полезно привести группе несколько примеров, чтобы они поняли различие между слабым и сильным оспариванием (более подробное описание техники аудиодиспута вы найдете в другой моей работе (Dryden, 1995а)).

4. Домашнее гадание. Аудиодиспут – хорошее домашнее задание на данном этапе, однако важно установить, у всех ли членов группы есть возможность воспользоваться магнитофоном. Если нет, необходимо организовать для них такую возможность. Кроме тою, обычно я предлагаю членам группы прочитать и отметить свои возражения к главе 4 книги Пола Хокка (Hauck, 1991), которая затрагивает вопрос значения поведенческих методов в развитии безусловною самопринятия. Этому будут посвящены следующие два занятия.

Сеанс 6

1. Проверка домашнего задания. Проверяя аудиозаписи, важно обращать особое внимание на то, чтобы не было отвлечения от целевою убеждения, и на то, каким тоном проводилось оспаривание. В соответствии с этими двумя пунктами необходимо дать участникам обратную связь. Проверяя домашнее чтение, как и всегда в таком случае, нужно обратить особое внимание на сомнения, которые у членов группы остались в отношении роли поведенческих методов в развитии безусловною самопринятия.

2. Национальное обоснование совместного использования когнитивных и поведенческих методов в условиях реальной жизни. Теория РЭПТ постулирует, что поведенческие методы играют центральную роль в терапевтическом процессе изменения. До тех пор пока члены группы не будут вести себя в соответствии со своими рациональными Эго‑убеждениями, польза, которую они извлекут из занятий, будет минимальной. Однако сила поведенческих методов увеличивается, если они используются совместно с когнитивными методами, разработанными для тою, чтобы предоставить людям возможность попрактиковаться в своих рациональных Эго‑убеждениях в условиях реальной жизни.

3. Оговаривание поведенческо‑когнитивных гад он. После тою как вы привели рациональное обоснование совместному использованию поведенческих и когнитивных техник, важно получить от членов группы согласие поставить перед собой одну или две поведенческо‑ когнитивные задачи, которые они могут выполнить в качестве домашнего задания к следующему занятию. Эти задачи по возможности должны соотноситься с целями клиентов.

4. Обучение рационально‑эмоциональному воображению. Рационально‑эмоциональное воображение (РЭВ) является техникой, основанной на пробуждении воспоминаний и созданной для работы над усилением рациональных Эго‑убеждений при воспроизведении негативных активирующих событий («А»). В группах самопринятия я предлагаю использовать РЭВ в качестве подготовки к выполнению поведенческо‑когнитивных техник, о которых шла речь выше. Когда группа выбрала поведенческо‑когнитивную технику, я прошу их представить наихудший сценарий для «А» в эпизоде А – В–С, а также определить и прочувствовать свои связанные с Эго нездоровые негативные эмоции (например, обиду). Затем, когда они продолжают представлять все то же негативное «А», я прошу их изменить свои эмоции на здоровые, принимающие себя негативные эмоции. Как я уже отмечал (Dryden, 1995а), этого можно достичь, сменив свои иррациональные Эго‑убеждения на рациональные (более полное описание РЭВ вы найдете в этой же работе (Dryden, 1995а)).

5. Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю членам группы в течение нескольких дней перед тем, как они приступят к выполнению своих поведенческо‑когнитивных задач, попрактиковаться в РЭВ по три раза в день.

Сеанс 7

1. Проверка домашнего задания. Проверяя применение клиентами РЭВ, вы должны убедиться, что они изменили свои иррациональные Эго‑убеждения на их рациональную альтернативу, а не пытались изменить негативное активирующее событие чем‑то более позитивным. Проверяя их поведенческо‑когнитивные задания, вы должны удостовериться, (а) что клиенты действительно находились в той ситуации, которой они хотели противодействовать, и что они вели себя так, как планировали, и (6) тренировались вести себя и одновременно думать рационально.

2. Согласие на следующие поведенческо‑когнитивные задачи. Если членам группы удалось успешно выполнить свои поведенческо‑когнитивные задания, этот успех необходимо приумножить, получив от них согласие на два дополнительных поведенческих задания. Попросите членов группы подобрать себе такие задания, которые будут для них сложными, но не слишком. Однако если кто‑то из членов группы с трудом выполнял свои предыдущие поведенческо‑когнитивные задачи, то тогда следующее задание, о котором вы договоритесь, должно быть менее провокационным.

3. Объяснение упражнений на преодоление стыда и получение соглашения на их выполнение. В упражнениях на преодоление стыда участники ведут себя, так сказать, неприлично, и при этом стараются себя принимать. Они должны привлечь к себе внимание, не тревожа при этом людей, не нарушая закон и не создавая себе проблем на работе. Вот примеры хороших упражнений на преодоление стыда:

• Надеть туфли разного цвета

• Попросить посмотреть костюм‑тройку в кондитерской

• Громко спеть в общественном месте

• Спросить, как попасть на улицу, на которой в это время находишься

Я предлагаю членам группы перед последним занятием сделать хотя бы одно из упражнений на преодоление стыда.

4. Домашнее задание. Последнее домашнее задание частично описано выше. Кроме того, я прошу членов группы прийти на последнее занятие готовыми поговорить о том, чего они достигли благодаря группе, и дать обратную связь по поводу своего участия в группе.

Сеанс 8

1. Проверка домашнего задания, В последний раз я проверяю домашнее задание членов группы и, как обычно, даю им корректирующую обратную связь. Членам группы обычно очень интересно узнать о том, как другие выполняли упражнение на атаку стыда, и это пробуждает чувство юмора, которое, на мой взгляд, очень кстати для завершения образовательной по характеру группы.

2. Тест на самопринятие. Чтобы оценить, чему научились члены группы, я прошу их письменно заполнить небольшой тест (Приложение 5).

Почему бы вам тоже не пройти этот тест, чтобы узнать, чему вы научились из этой главы?

3. Оценка прогресса и обратная связь от группы. Затем я прошу членов группы оценить свои успехи на пути к безусловному самопринятию, а также то, насколько они достигли своих целей. Я прошу их также дать обратную связь по поводу их группового опыта, моего способа ведения группы и того, как ее можно улучшить. Так как многие члены группы участвуют и в других группах, проводимых в этой больнице, или посещают индивидуальную психотерапию, у меня не было возможности провести формальное исследование эффективности групп самопринятия.

4. Сохранение и увеличение полученных успехов членами группы. Последнее задание, которое я прошу выполнить членов группы, – составить список способов, которыми они могут сохранить и умножить успехи, достигнутые благодаря участию в группе (более полное описание этих двух пунктов вы найдете в другой моей книге (Dryden, 1995а)). Я обращаю внимание клиентов на то, что они предприняли лишь первые шаги на пути к самопринятию, и то, как далеко они продвинутся по этому пути, будет зависеть от того объема работы, который они готовы проделать, используя инструменты, которым я научил их в течение группы. Здесь я желаю им всего наилучшего, и мы прощаемся.

Возможно, что такие короткие психообразовательные программы будут становиться все более популярными в устанавливающейся в системах обеспечения психического здоровья атмосфере заботы. Как видно из данной главы, РЭПТ, с ее акцентом на обучение клиентов приемам психического здоровья и способам его достижения, может сделать большой вклад в разработку подобных программ.

 

Рационально‑эмоционально‑поведенческий подход к секс‑терапии  

 

Крайне сложно представить рационально‑эмоционально‑поведенческий подход к консультированию по сексуальным вопросам в пределах небольшой главы. Этот подход настолько емок, что выходит за рамки техник, обычно используемых секс‑терапевтами, приверженными другим школам, например, психоанализу, биоэнергетике и школе Райха или школе Мастерса и Джонсона. Данный подход не только включает в себя многие методы других школ, но и подводит под них теоретическую основу, используя их как часть интегрированной теории психотерапии. Он избегает некоторых популярных в секс‑ консультировании методов, например, психоаналитических и райховских процедур, считая их нетерапевтичными или вредными.

Поэтому в данной главе мы не будем пытаться рассказать обо всем, что происходит – или не происходит – в РЭПТ по сексуальным проблемам. Этой теме посвящен ряд других книг и статей (Ellis, 1958b, 1960,1976f, 1979b). Мы постараемся кратко упомянуть различные аспекты рационально‑эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ), которые значительно пересекаются с другими видами секс‑терапии, и выделим те аспекты, которые представляются достаточно уникальными для РЭПТ и родственных когнитивно‑поведенческих практик.

С самого своего зарождения РЭПТ усиленно применялась в области сексуальных проблем, особенно в случаях импотенции и фригидности[14]. Фактически, если бы я (А. Э.) не практиковал широко по первому времени секс‑терапию, я, возможно, никогда бы не разработал рационально‑эмоциональные поведенческие методы, потому что сексуальные дисфункции больше, чем какие бы то ни было другие психологические проблемы у людей, практически требуют (как позднее выяснили Мастерс и Джонсон (Masters & Johnson, 1970)) использования эффективным терапевтом методов прямого обучения, тренинга и домашних заданий. Экспериментируя в этих вопросах, особенно после того как я обнаружил, что «глубинно‑центрированные» техники психоанализа чаще вредили, чем помогали людям с сексуальными дисфункциями, я пришел к отказу от традиционной психотерапии и разработке РЭПТ‑подхода.

Так или иначе, РЭПТ сексуальных проблем использует всеобъемлющий, объединенный когнитивно‑эмоционально‑поведенческий подход. Давайте обозначим некоторые из его основных элементов.

 

КОГНИТИВНАЯ СЕКС‑ТЕРАПИЯ

 

Так же, как Мастерс и Джонсон (Masters & Johnson, 1970), а также Каплан (Kaplan, 1974) и другие терапевты, РЭПТ‑терапевты преподносят клиентам с сексуальной тревожностью, агрессивностью или навязчивыми идеями большой объем коррективной информации, которой те в начале терапии в большинстве своем не располагают. В соответствии с теорией РЭПТ, эта информация служит главным образом для тою, чтобы разуверить их в некоторых дисфункциональных идеях – например, что они должны совершать традиционный коитус для того, чтобы иметь успешный и удовлетворяющий секс; что все нормальные мужчины и женщины непрерывно желают секса и могут легко прийти к возбуждению и удовлетворению; что во время хорошего секса у обоих партнеров происходит спонтанное возбуждение; что любящие партнеры автоматически и легко возбуждаются своей парой; что желание адюльтера противозаконно и аморально; что любовная игра, если она правильная, должна заканчиваться введением члена во влагалище и копуляцией; что любой сведущий человек может легко возбудить своего партнера и привести его к многократному оргазму (Ellis, 1979b, 1980).

РЭПТ‑терапевты дают столько же приземляющей информации, как и другие секс‑терапевты, а может быть, и больше. Делают они это не только для того, чтобы просветить сексуально необразованных индивидов, но и для тою, чтобы помочь им приобрести в целом открытую, экспериментирующую, индивидуалистическую и рациональную установку по отношению к любви, сексу и браку и помочь им оставить свои саморазрушительные и саботирующие пару мифы, предрассудки и догмы (Ellis, 1960,1979). Наконец, РЭПТ‑терапевт также снабжает клиента новейшей информацией о безопасном сексе и о том, как взять от секса все без риска заразиться ВИЧ/СПИДом.

 

Имажинативные методы

 

Вкупе с когнициями, на которые ставится акцент, РЭПТ часто обращается к воображению, поэтому и в секс‑терапии используется множество имажинативных методов. В частности, мужчин и женщин, испытывающих трудности с возбуждением и оргазмом, обучают использованию любою рода фантазий, которые помогут в их индивидуальном случае, не приводя к возникновению стыда или вины, даже если эти фантазии кажутся «странными» и социально неодобряемыми. Терапевт может помочь им использовать обычные сексуальные фантазии, разною рода «порнографические» образы, романтические видения, концентрацию на своих собственных ощущениях и реакциях партнера или фантазии, взаимно озвученные ими и их партнером. Если необходимо, в качестве вспомогательного средства можно рекомендовать письменный или иллюстративный материал.

Особая форма воображения, которая включает в себя действенные когнитивные, эмоциональные и поведенческие элементы и стоит в РЭПТ особняком, – это рационально‑эмоциональное воображение (РЭВ), которое первоначально было разработано Молтсби младшим (Maultsby, Jr., 1971) и включено в РЭПТ в качестве одной из основных ее техник (Ellis, 1993а). Я эффективно использовал метод РЭВ в случае с Салли, который я представил в статье «Лечение сексуальных и любовных проблем у женщин» (Ellis, 1974b). Салли пришла ко мне на прием, потому что очень редко могла достичь оргазма, даже когда ее любовники массировали ей область клитора в течение 15 или 20 минут, и ко времени начала терапии она чувствовала такое безразличие к сексу, что ее практически ничто не возбуждало. На втором сеансе я рассказал ей о процедуре РЭВ:

«Закройте глаза, прямо сейчас, и представьте как можно более ярко, что вы занимаетесь сексом со своим любовником. Вы можете это сделать?»

«Да».

«Хорошо. Продолжайте представлять секс со своим любовником. Но представьте себе, что практически ничего не происходит. Вы не можете возбудиться, и вся ваша затея провалилась – он начинает раздражаться и выражать разочарованность вами, потому что у вас так ничего и не получается. Вернее, он открыто удивляется, что вам никогда не удается возбудиться, и говорит, что начинает подозревать, что вы сексуально несостоятельная женщина и вряд ли сможете когда‑либо удовлетворить мркчину. Вообразите себе эту сцену как можно более драматично. Увидьте, что это реально происходит!»

«Я вижу это. Сейчас я ясно это вижу».

«Отлично. Что вы чувствуете? Положа руку на сердце, что вы действительно чувствуете, когда представляете себе такого рода сексуальную неудачу?»

«Я чувствую себя ужасно! Я подавлена!»

«Верно. Это обычная реакция на мысли о том, что происходит нечто подобное. Теперь уберите комок из горла и почувствуйте вместо этого только разочарование и расстроенность. Удерживайте в голове ту же сцену, в точности ту же фантазию, но чувствуйте только сожаление, разочарование и расстроенность. Не ужас, подавленность, а только разочарование. Вы можете это сделать?»

«С большим трудом. Это очень сложно!»

«Я знаю. Но я также знаю, что вы можете это сделать. Вы достаточно сильны, чтобы изменить свои чувства – хотя бы ненадолго. Попробуйте еще. Чувствуйте только расстроенность и разочарованность. Убедитесь, что вы можете это сделать».

(После паузы): «Все в порядке. Думаю, мне удалось».

«Удалось что?»

«Чувствовать только разочарование. Оно постоянно перерастает в депрессию. Но я могу его чувствовать, по крайней мере, какое‑то время».

«Хорошо. Я знал, что вы можете. Теперь скажите, что вы делали, чтобы чувствовать себя таким образом?»

«Дайте подумать. Возможно, я думала: “Это не конец света. Мне действительно очень бы хотелось быть более отзывчивой и доставить Генри удовольствие. Но я не могу этого делать”».

«Так. Еще что‑нибудь?»

«Да. Я думаю: "Я не буду последним человеком, даже если больше никогда не смогу стать сексуальной. Сексуальность – это только одна из моих черт, она не составляет меня целиком. Если я ее потеряю, у меня еще много чего останется”».

«Отлично. Вы можете возвращаться именно к этим мыслям, если хотите чувствовать разочарование, а не подавленность. Вы не станете абсолютным ничтожеством, если потеряете свою сексуальность. У вас есть гораздо больше, чем* это. Вы сможете радоваться жизни и иметь хорошие любовные отношения, далее если вы больше никогда не станете сексуальной».

«Да. Теперь я понимаю, что могу».

«Хорошо. Если вы будете практиковать эту технику рационально‑эмоционального воображения каждый день в течение последующих нескольких недель, если вы действительно будете это делать, эта философия будет все больше и больше становиться частью вас самих. Вы поймете лучше, чем когда‑либо, что у вас есть выбор, о чем думать перед лицом сексуальной неудачи, что вы можете выбрать чувствовать сожаление и разочарование – или ужас и депрессию. И вы привыкнете чувствовать первое, а не последнее, это станет почти автоматической частью ваших мыслей и чувств. До настоящего момента вы усиленно делали прямо противоположное – заставляли себя впадать в депрессию каждый раз, когда вы думали – а это случалось часто – что вы не возбуждаетесь и не способны достичь оргазма. Теперь вы можете заставить себя почувствовать совсем по‑другому, и продолжать делать это до тех пор, пока вы не начнете чувствовать это "естественно”. Поэтому каждый день, в течение нескольких следующих недель практикуйте такого рода рационально‑эмоциональное воображение, какое мы только что проделали, пока это не станет вашей "второй натурой”. Вы будете это делать?»

«Да, буду», – сказала Салли.

Она действительно практиковалась несколько последующих недель и затем сообщила, что, когда она занималась сексом со своим любовником и при мысли о неудаче начинала впадать в депрессию, она быстро и почти автоматически переключалась на солсаление и разочарование. Через несколько недель она с трудом могла ощущать уже депрессию! После этого она стала в состоянии легче и быстрее, чем раньше, практиковать интенсивное сексуальное воображение возбуждающею характера, возбуждать себя в значительной степени и достигать оргазма

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.015 с.)