Чинопоследование Божественной Литургии: основные структурные элементы и изменяемые части. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чинопоследование Божественной Литургии: основные структурные элементы и изменяемые части.



Литургия оглашенных:

Возглас «Благословенно Царство…»

Мирная ект., 1-й антифон

малая ект., 2-й антифон, «Единородный…»

малая ект., 3-й антифон

вход с Евангелием

«Придите поклонимся…», тропари и кондаки, «Господи спаси благочестивыя…»

Трисвятое, прокимен, Апостол, аллилуарий

Евангелие, сугубая ект., ект. об оглашенных.

 

Антифон - псалом с припевом, который исполняется антифонно, т. е. с пением двумя хорами поочередно припева (или стихов псалма), или припев к такому псалму.

Церковный историк Сократ Схоластик (V в.) – пение антифонов было впервые введено в антиохийское богослужение сщмч. Игнатием Богоносцем (ум. 107) после видения ему ангелов, воспевавших Пресвятую Троицу «попеременно звучащими гимнами»

Первое историческое свидетельство пения Трисвятого – Халкидонский собор (451 г.), где митрополиты и епископы восточных епархий воспели его среди других гимнов. Она не была сложена прямо соборными отцами в Халкидоне. Также существует легенда: во времена патриарха Прокла (434–446) некий отрок был восхищен на третье небо, где услышал эту песнь.

Изначально в богослужении употреблялись библейские песни, исполняемые так, что после определенного отрывка следовал припев – окончание отрывка, или фиксированный фрагмент, или, позднее, составленное по мотивам отрывка песнопение – тропарь, со временем отделившийся от библейских песней и ставший самостоятельным.

Кондак
сформировался под влиянием сирийской христианской поэзии, представленной творениямии прп. Ефрема Сирина (ум. 373). Классический представитель – прп. Роман Сладкопевец. Писал многострофные кондаки, которые со временем сократились до нынешних однострофных песнопений.

Подробнее: Коляда Е.И. и др. Антифон // ПЭ, т. 2, с.554-560; Кривко Р.Н. Кондак // ПЭ, т. 36, с. 586-589; Матеос Х. Служение слова в византийской литургии. Омск, 2010. С. 152-160.

Литургия верных

2 кратких ектении

Херувимская песнь и великий вход

Просительная ектенья с прошением «О предложенных честных Дарех Господу помолимся»

«Возлюбим друг друга…» («целование мира»), «Отца и Сына и Святаго Духа…», «Двери, двери…», Символ Веры

Милость мира (анафора), «Достойно есть» или Задостойник

Особая просительная ектенья

«Отче наш...»

«Святая Святым», «Един Свят…»

Причастие священства и мирян

Окончание литургии, отпуст.

Изменяемые части Литургии:

1. Антифоны (изобразительные, вседневные, праздничные)

2. Входный стих (во время входа с Евангелием)

3. «Приидите, поклонимся и припадем…»

4. Тропари и кондаки

5. Прокимены, аллилуарии

6. Апостольское зачало

7. Евангельское зачало

8. Задостойник

9. Причастен

Литература:

Кашкин А. С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 371-398.

ИРЦ.

Учреждение патриаршества в Русской Церкви.

Начало смутного рвемени. Царь Феодор Иоаннович. Характеристика личности. Роль царского шурина боярина Бориса Годунова при царском дворе. Предпосылки учреждения патриаршества в Русской Церкви. Визит патириарха Иеремии Второго (Траноса) в Московское государство. Поставление патриарха св. Иова. Решение Собора 1593 года. Патриарх св. Иов и царь Борис Годунов. Начало смуты. Лжедмитрий Первый. Низложение патриарха Иова. Лжепатриарх Игнатий.

В 1588 году во время визита Константинопольского (Стамбульского) патриарха Иеремии царь Феодор Иванович просил у него утверждения патриаршества. П. Иеремия не хотел ставить в Москве Патриарха, но под нажимом властей согласился. Главный руководитель всего действа ‒ Борис Годунов.

Интронизация – 26 января 1589 года (воскресенье) патриарха Иова. Успенский Собор Московского Кремля. Важно: Нашу автокефалию утверждали все 4 древних, восточных патриархата.

Патриаршество утверждено было на Соборах, которых было два:

· 1590 год ‒ не все патриархи были, проблемы. Милентий Пегас. Были недовольны 5-м местом. Ждали 3-е.

· 1593 год.

С приходом к власти Лжедмитрия I на патр. Престол был поставлен грек по происх. – патр. Игнатий.!!!

Смута — с 1598 г. (смерть царя Феодора Ивановича) до 1613 г. Воцарение Романовых Михаил Феодорович Романов. (ему было 14 лет).

1601-1603 гг. Голод. Социальный кризис.

1604-05 гг. Политический кризис. Война с Польшей и Швецией.

Королевич Владислав В 1610 г. Присяга.

5 раз рукополагали патриарха Иова.

Правители Смутного времени:

· Борис Годунов (до 1905),

· Лжедмитрий I (1905-1906),

· Василий Шуйский и Лжедмитрий II (вместе),

· Семибоярщина (1907-1912), в период которой ‒ королевич Владислав IV

· Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Земский собор в 1613 году, избрание царя Михаила Федоровича Романова.

Патриархи Смутного времени:

· Иов (до 1605, затем на покой)

· Игнатий (правая рука Лжедмитрия I, 1605-1606)

· Гермоген (1606-1611)

· Филарет (Романов) ‒ был только наречен.

Патриарх Иов — хорошие отношения с Борисом Годуновым, целиком и полностью поддерживал его. Единственный, кто не отрекся от него.

1605 г. Низложение патриарха Иова. Патриарх Игнатий При Лжедмитрии 1 (1604-06), (Григорий Отрепьев) Чудов монастырь (резиденция). Патриарх Гермоген 1606 г. ‒ писал и рассылал патриотические послания, способствовавших созыву Первого и Второго ополчения.1612 г. ‒ смерть.

Царь Феодор Иоаннович. Характеристика личности. (1557-1598) - был младшим сыном Иоанна IV Грозного. Последний представитель Рюриковичей. «Царь Ф. И. был светлый человек. Это был святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем. Его очень любил русский народ». Хозяйственная жизнь страны постепенно пошла на подъём. Жена - Ирина - сестра Бориса Годунова. На Бориса, как на надежного помощника и возложил царь Феодор все государственное управление.

Предпосылки учреждения патриаршества в Русской Церкви. Р.Ц. на практике жила самостоятельной жизнью еще со времени митрополита Ионы (15 век). Союз ее с восточной церковью выражался в одних вспомоществованиях страждущему востоку, за которыми едва не каждый год приезжало в Россию по нескольку духовных лиц от восточных иерархов.

 


 

Билет № 23.

ВЗ

Книги Паралипоменон: именование, структура и общее содержание. Источники Книг Паралипоменон, вопрос авторства и времени происхожления. Основные особенности повествования истории народа Божия и богословский смысл.

1) В еврейской Библии – это одна книга: Дибре-гаййамим – слова дней или летопись. Разделение произошло в переводе 70. Паралипоменон с греч. «о пропущенном». Можно разделить на 4 части: 1) 1Пар 1-9 Генеалогия израильского народа, приводятся имена главнейших потомков 12 колен, но подробно о 3х коленах Иудина до Давида и после него всех царей иудейских и колен Левиина и Вениаминова. Это вехи, соед. всю историю от Адама до Давида. 2) 1Пар 10-29 История царствования Давида. Акценты ставятся на его религиозных действиях: перенесение Ковчега Завета, опускается его грех с Вирсавией. подробно о подготовке к строительству Храма 3) 2Пар 1-9 Царствование Соломона. Опускаются все его грехи, а все внимание к его духовным делам 4) 2Пар 10-36 После Соломона до плена. Опускается история израильского царства, но подробно говорится об иудейском. Эпилог говорит о разрешении царя Кира евреям восстановить Храм.

2) Автор книги отрицательно относится к Израильскому царству. подробно описывает Храм и его богослужение. Жил в послепленное время, т.к. есть текст Кира о разрешении на восстановление Храма. По преданию это Ездра в Vв до РХ. Возможно, подтверждение этому то, что продолжением этого корпуса книг явл. книги Ездры и Неемии написанные тем же тилем и подходом. Часть исследователей считает, что написал неизвестный левит за 300 лет до РХ. Автор использовал множество источников: главный – это древние священные книги от Моисея и далее, и книги Царств, так же использовал 12 пророческих источников, так же использовал устные предания иудейские. Книги Паралипоменон, как и Ездры, образуют единый труд, цель которого – дать ключ к пониманию смысла ветхозаветной истории народа Завета. Через весь труд проходит идея о призвании Ветхозаветного Израиля, как теократического народа, надежда которого не в военной силе, а в верности своему Богу и богоустановленным учреждениям. Священные авторы старались внушить остатку народа, что он является наследником исполнения божественных обетований.

НЗ

Пятидесятница (Деян.2.1-4). Особенности перевода Деян 2.3. Связь с Синайским Богоявлением. Богословское значение Пятидесятницы в Деян. Перечень народов (Деян 2.9-11) как предвкушение миссии «до края земли» (1.8)»

Пятидесятница: Иудеи на 50й день от Пасхи (7 недель от 1го дня Пасхи) отмечали праздник Пятидесятницы (Праздник седмиц), посвященный дарованию Закона на горе Синай. Также в этот день прекращали сбор урожая, начинавшийся от Пасхи. В этот день в Иерусалим приходило множество иудеев.

Особенности Деян. 2.3: В день 50-цы апостолы и другие ученики Христа были собраны в одном доме. Они знали, что Спаситель пошлет им Святого Духа, но не знали, как это произойдет. Внезапно дом наполнил шум, как от ветра, на апостолов сошли языки, будто огненные. Т.е. это было подобие огня и ветра, но не сами они.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.013 с.)