Типикон, глава 14. «подобает ведати, о еже како бывати о усопших воследованию» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типикон, глава 14. «подобает ведати, о еже како бывати о усопших воследованию»



I часть

«Благословен Бог наш…», полное начало

Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго…».

Ектения: «Миром Господу помолимся», возглас: «Яко Ты еси…»

«Аллилуиа», глас 8-й со стихами

Тропари «Глубиною мудрости…» и «Тебе и Стену, и Пристанище имамы…»

Кафизма 17 «Блаженни непорочнии…» (разделенная на две статии)

По первой статии ектения малая заупокойная

По второй – тропари по Непорочных с припевом «Благословен еси Господи…» «Святых лик…»

Ектения малая

Седален «Покой, Спасе наш…» и Богородичен «От Девы возсиявый миру…»

Псалом 50

II часть

Канон усопших Октоиха по гласу

После 3-й песни ектения, седален «Воистину суета всяческая…»

После 6-й песни ектения, кондак «Со святыми упокой…» и икос

«Сам Един еси Бессмертный…»

По 9-й песни «Богородицу и Матерь Света…», хор: Дуси и души праведных…» и ирмос 9-й песни

III часть Лития

Трисвятое по «Отче наш…» Тропари «Со духи праведных скончавшихся…» Ектения: «Помилуй нас, Боже…», молитва: «Боже духов…»

Премудрость. Пресвятая Богородице, «Слава Тебе, Христе Боже…»

Отпуст: «Воскресый из мертвых…»

«Во блаженном успении вечный покой…»

«Вечная память…»

ИРЦ.

Митрополиты Варлаам и Даниил. Чудесное избавление Москвы от нашествия хана Мехмед – Гирея в 1521 году.

Дело Василия Шемятича и нравственная позиция митрополита.

Низложение и ссылка митрополита Варлаама. Взаимоотношения нового митрополита Даниила с великим князем Василием Третьим. Развод Василия Третьего с Соломонией Сабуровой и вступление в брак с Еленой Глинской. Позиция митрополита.Участие митрополита в борьбе придворных партий. Его низложение и ссылка. Митрополит Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение митрополита.

Митрополит Варлаам — митрополит Московский и всея Руси (1511—1521); преемник митрополита Симона. Спасо-Каменный монастырь.

Митрополит Даниил — митрополит Московский и всея Руси (1522—1539). Ученик Иосифа Волоцкого, после смерти которого стал игуменом Волоцкого монастыря и продолжил дело своего учителя в миссионерстве и в борьбе с ересью «жидовствующих».

Чудесное избавление Москвы от нашествия хана Мехмед – Гирея в 1521 году.

Вел. кн. Василий собрал тогда войско против татар, а митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели, организовал оборону и люд. В это время одна слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля, покидая город, выходили московские святители, унося с собой Владимирскую икону Божией Матери в наказание Божие за грехи жителей Москвы. Но там их встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и слезно умоляли не оставлять Москвы. После молитвы о прощении и избавлении Москвы от врагов святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому блаженному Василию. Москва была спасена: Махмет-Гирей узрел Божию Матерь и, убоявшись, бежал. Установлено празднование Божией Матери в честь Владимирской иконы 3 июня (21 мая)

Дело Василия Шемятича и нравственная позиция митрополита. Низложение и ссылка митрополита Варлаама.

Василий III подозревал Василия Шемятича в измене, князя Новород – северского. Хотел именем митрополита заманить его в ловушку. Когда Варлаам отказался взять роль предателя, он был низложен и вскоре сослан (дек. 1521 г.) в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Заманит Шемятича митр. Даниил.

Взаимоотношения нового митрополита Даниила с великим князем Василием Третьим. В начале 1522 был избран на место митрополита, по слову Василия III. Талантливый админ., блестящий писатель и проповедник. Государь вмешался и поставил игуменом Даниила вместо преп. Иосифа, который умер и оставил 10 кандидатов, но ни одного из них не выбрала братия (из-за Государя). Даниил был послушен Василию III. Во всём ставит интересы монарха выше церковных и своих. Заманил Шемятича, арестовали и заключён. Далее он снова пожертвовал Церковным авторитетом и властью. Развод Василия Третьего с Соломонией Сабуровой и вступление в брак с Еленой Глинской. Позиция митрополита. У Соломонии не было потомства и Вас3. Развёлся с ней. Хотел сына. Бояре подали идею. Обратились к митр, а тот не? отказал. Писали Вост. патриархам и Афон, но отрицательный ответ. Люди возмущались такому нарушению канонов. Великий князь настаивал на разводе. 1525 г Даниил развёл их, а Соломонию постригли как Софью. В январе 1526 венчал Василия III с Еленой Глинской.

Участие митрополита в борьбе придворных партий. Вёл борьбу с преп. Максимом Греком и осудил его на соборах 1525 и 1531 гг. В 1533 г. Василий III умер, оставил 3 летнего Ивана Грозного. Митр. Даниил формальный глава боярской думы, на самом деле, игрушка в борьбе партий. Совершил предательство, заманил старицкого князя Андрея Ивановича. Церковь и духовенство духовно стесняли бояре, а Даниил потыкал им. Денежная подать с духовенства на строительство стен Новгорода и Китай-городской. На выкуп пленников в Крыму с археп. Макария денег содрали. Монастыри новгородские стали арендаторами своих земель, а не владельцами. Его низложение и ссылка. 1538 умерла княгиня Елена, бояре ожесточились меж собой. Шуйские против князя Ивана Бельского, за которого встал Даниил, но победили Шуйские. 2 фев. 1539 г. происками Ивана Шуйского митр. Даниил был свержен и отправлен в Иосифо –Волоколамский мон., (5 фев низложен, а 26 марта ореченческую грамоту написал) где умер в 1547 г. Митрополит Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение митрополита. (? — 1555, игумен Свято-Троицкий Сергиев монастырь) — с 1539 митрополит Московский и всея Руси, преемник Даниила; святитель. Под давлением Шуйских происходило избрание вероятно, стремились укрепить власть после свержения Даниила. Около полутора месяцев Церковь имела двух митрополитов. Иосафа избирали собор епископов путём жребия из числа трёх заранее намеченных кандидатов. Митр. И. был близок к нестяжателям. Став во главе РуЦерк, И. начал защищать справедливость и, вопреки Шуйским, добился освобождения Бельского. Тогда Шуйс организовали заговор, Бельского вновь арестовали и сослали, уметвили. Митрополита арестовали, подвергли грубому оскорблению и насилию. Сослан в Кириллов мон. Всё это 1542 год. В 1547 г. митр. Иоасаф был переведён в Троице Сергиев мон. В 1551 году на просмотр получил деяния Стоглавого собора, на которые он сделал свои замечания. Скончался в 1555.

 


 

Билет № 17.

ВЗ

Книга Руфь: именование, структура и общее содержание. Основные богословские идеи.

1) Книга Руфи (ивр. Мегилат Рут или Свиток Рут) — 31-я часть Танаха, 5-я книга Ктувим, книга Ветхого Завета Библии. Книга разделена на четыре главы. Первая рассказывает о голоде в Земле Израиля, из-за которого Елимелех с женой Ноеминь и двумя сыновьями отправляются в Моав. Там сыновья женятся на моавитянках, спустя какое-то время Елимелех и два его сына умирают. Ноаминь остается с двумя невестками — Руфь и Орфа. Когда Ноаминь решает вернуться в Землю Израиля, лишь Руфь остается с ней. Вторая глав а повествует о том, как Руфь собирает колоски, оставленные на поле Вооза, дальнего родственника Ноаминь, после жатвы для своей свекрови. Третья глава — о том, как Руфь по совету свекрови открывает Воозу, что он приходится ей родственником. Четвертая глава — рассказ о выкупе Воозом прав на женитьбу на Руфи и наследие Елимелеха у более близкого родственника. Руфь рожает Воозу сына, внуком которого становится Давид. Перечисляется родословная Вооза и Давида от Фареса, сына Иуды. Руфь была родом моавитянка; но отказавшись от родства и отеческого суеверия, она обратилась к истинному Богопочитанию и переселилась в Вифлеем Иудейский; там сочеталась браком с Воозом, из колена Иудина. От нее производится родство Давида таким образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид — Иессея, Иессей — Давида» (Синопсис Афанасия).Давид был праотцом Иисуса Xриста и родословие Давида есть необходимая часть родословия Спасителя, то очевидна важность книги Руфь и с новозаветной точки зрения, со стороны исторических основ христианства. В этом смысле блаж. Феодорит на вопрос «для чего написано сказание о Руфи?» отвечает: «во-первых, ради Владыки Xриста; потому что от Руфи произошел Он по плоти. Почему и божественный Матфей, пиша родословие, миновал знаменитых добродетелию жен Сарру, Ревекку и других, упомянул же о Фамари, о Рааве, о Руфи и даже о жене Урииной, вразумляя сим, что единородный Божий Сын вочеловечился ради всех человеков, и Иудеев, и прочих народов, и грешных и праведных»

НЗ

Беседа Господа Иисуса Христа с самарянкой (4:1-30, 39-42). Историкоархеологический контекст: сведения о самарянах и об их отношениях с иудеями, современные раскопки на месте древнего Сихема (Шхема) в Тель Балата. Выражение «вода живая») непосредственный исторический и символический богословский смысл. Смысл термина προφήτης («пророк») в устах самарянки в связи с его значением в Ветхом Завете (4:19). Вопрос о месте для поклонения: археология горы Гаризим и развалины самарянского храма, указание Христа на преимуществе иудейской религии перед самарянской (4:22). Поклонение Богу «в духе и истине»; значение термина ἀλήθεια («истина»; 4:23). Догматический аспект откровения о Боге: πνεῦμα ὁ θεός («Бог есть Дух»; 4:24). Откровение Господа Иисуса о Себе как о Мессии (4:26)

Беседа Господа с самарянкой описывается в Ин 4. Самария, область Палестины, изначально принадлежавшая Северному Израильскому царству (г. Самария – столица того царства). В VIII в. до РХ Северное Царство захватывают ассирийцы, вывозят оттуда большинство коренных иудеев, а на территории заселяют своих язычников. На территории Самарии получился народ полуязыческий-полуиудейский. Из СП они принимали только Пятикнижие. Также практиковали языческие культы. Иудеи относились к ним презрительно, не пустили их строить храм, когда сами вернулись из Вавилонского плена. Самаряне построили свой храм на горе Гаризим, который был разрушен в конце II века Иудейским царем Иоанном Гирканом. Но поклоняться Богу они продолжали там. Во времена Спасителя вражда между Иудеями и самарянами продолжалась.

Спаситель идет из Иудеи в Галилею через Самарию. В полдень останавливается у колодца передохнуть. Ученики ушли в город за едой. К колодцу за водой приходит Самарянка. Господь заводит с ней разговор. Женщина удивлена, что иудей общается с ней. Спаситель говорит, что может дать ей «воду живую». В культурном контексте (так и поняла Самарянка) это выражение обозначало воду проточную или ключевую на дне колодца. Спаситель же подразумевал благодать Святого Духа. По словам Господа, пьющий эту воду не будет жаждать никогда, и сам станет источником такой воды.

Самарянка хочет получить эту воду. Спаситель чудесным образом открывает ей, что у нее было 5 мужей. Та называет Господа пророком (Пророк – это выразитель Слова Божиего. Он в сознательном состоянии возвещает волю Бога о нравственном состоянии народа) и самарянка спрашивает, где поклоняться Богу правильнее: в Иерусалимском храме или на горе Гаризим? Господь отвечает, что спасение от Иудеев (они все же более правы, чем вы, да и Спаситель пришел от иудеев), однако уже настали времена, когда Богу надо покланяться не в определенном месте, а в духе и истине (ἀλήθεια). В духе – совершается свободно от внешних обстоятельств и проявлений, в области высшей духовной природы 99 человека – мыслей, чувств, созерцания. В истине – покланяться, имея истинное понятие о Боге.

ἀλήθεια – истина, верность, искренность, правдивость.

Бог есть дух, следовательно на первом месте – духовное поклонение: обрезание не телесное, а лукавых помыслов, умерщвлять неразумные пожелания. Физическое поклонение не на первом месте, но присутствует, т.к. телесное в человеке продолжает существовать.

Спаситель явно говорит о себе, как о Мессии: «Это Я, который говорю с тобою».

ДОГМ.

Сотворение человека. Двуединство человеческой природы. Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия. Значение тела в составе человеческой природы. Свойства человеческой души. Отличие души человеческой от душ животных.

Божественный (предвечный) совет о создании человека: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26).

Двуединство: Было три точки зрения: 1.душа создана прежде тела (Ориген) – отвергнуто на V В.С. 2.тело создано прежде души (Тертуллиан) – отвергнуто. 3.душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7, следует понимать логически, а не хронологически – принято на V В.С.
Человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различные природы. Дихотомисты (Тертуллиан, Иустин Философ) признают две природы: душу и тело. Трихотомисты (Ориген, Климент Александрийский) признают три: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа отличается от тела. – обе точки зрения не догматизированы и относятся к области богословских мнений.
Значение тела: свв. отцы отмечали, что в строгом смысле слова само наименование «человек» не прилагается ни к телу, ни к душе по отдельности, но только к сложному существу, составленному из обоих. В полемике с язычниками христианские авторы замечали, что если плоть поистине бесполезна, то почему Христос исцелил ее?

Свойства души: духовность (невещественность и ее радикальное отличие от всего телесного), самостоятельность (означает, что душа есть особая субстанция, отличная от тела, а не есть лишь некий феномен, являющихся продуктом высшей нервной деятельности человека), разумность и сознательность (проявляется прежде всего в способности самосознания, т. е. в способности отличать себя от своего тела, от окружающего мира и от содержания собственной жизни), бессмертие, свобода (формальная – это способность направлять свою волю (гноми), деятельность на те или другие предметы, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности; нравственная – свобода от греха).
Отличие от душ животных: Хотя у высших животных можно наблюдать некоторые зачатки эмоциональной и разумной жизни, тем не менее ни одно из них не обладает такими существенными для человеческой души свойствами, как способность самосознания и свобода. Также человеческая душа способна существовать без тела. Св. Писание прямо не говорит ни о смертности, ни о бессмертии душ животных. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении, на согласии отцов по данному вопросу.

ИДЦ.

Имп. Феодосий Великий и утверждение христианства государственной религией. Религиозная политика императоров Аркадия и Гонория. Политика невмешательства императора Феодосия Младшего. Религиозная политика при императорах до Юстиниана Великого.

Имп. Феодосий Великий и утверждение христианства государственной религией. Феодосий выбрал и утвердил законом никейскую формулу христианства (чем прекратил господство арианства) в качестве единой государственной религии империи, а другие Символы веры (арианские и духоборские) прилюдно сжег. Он стал преследовать (без жестоких репрессий) другие религиозные течения в христианстве (ереси) и запретил языческие культы, в результате чего после 393 года перестали проводиться Олимпийские игры. Деятельность императора Феодосия определила направление религиозного развития Европы, за что он удостоился от христианских писателей эпитета Великий. Религиозная политика императоров Аркадия и Гонория. Аркадий продолжал деятельность Феодосия I по укреплению Православия в империи после окончательного осуждения арианства на II Вселенском Соборе (381) и запрета языческих жертвоприношений эдиктом 391 г. Сам Аркадий и богатые люди империи начали возводить на свои средства величественные христианские храмы. Аркадий построил в Константинополе церковь св. Иоанна; Гонорий, как и его отец Феодосий I, был убеждённым приверженцем никейского христианства; им был подписан ряд законов, писем и постановлений, регулировавших церковную жизнь на Западе. В 404 году он направил своему брату Аркадию письмо с резким осуждением опалы, которой подвергся Иоанн Златоуст. В 417 Гонорий издал закон, запрещавший пропаганду пелагианства. В 418 году император принял участие в урегулировании конфликта, связанного с избранием на римский престол одновременно двух пап — Евлалия и Бонифация I. Политика невмешательства императора Феодосия Младшего. В годы царствования Феодосия II государство потрясали религиозные раздоры. В 428 г. император пригласил в Константинополь занять кафедру патриарха знаменитого проповедника Нестория, родом перса, настоятеля одного из антиохийских монастырей. Александрийский патриарх Кирилл добился от Феодосия II созыва Вселенского собора для осуждения взглядов Нестория, который состоялся в 431 г. в Эфесе. Несторий был низложен и отправлен обратно в Сирию. Преследование язычников в империи продолжалось без послабления; Религиозная политика при императорах до Юстиниана Великого.

ЛИТУРГИКА.

Воскресное богослужение: всенощное бдение и его особенности (1–5 главы Типикона). Богослужение воскресного дня при отсутствии всенощного бдения (7 глава Типикона).

Глава 1 – Чин малой вечерни

Глава 2 – Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощного, и утрени воскресныя

Глава 3 – О святем имущем бдение, аще прилучится в неделю

Глава 4 – О святем имущем полиелей, аще прилучится в неделю

Глава 5 – О святем поемом на 6, аще будет в неделю, не имеяй полиелея

Всенощное бдение - канун каждого Вс.

Состоит из малой и великой вечерней с литией, полиелейной утрени (между вечерней и утреней – перерыв, во время которого читаются Деяния и вкушается благословенный на литии хлеб).

Особенности утрени (см. 2 гл. Тип.): совершается полиелей или непорочны, тропари «Ангельский собор», степенны гласа, прокимен гласа, воскресное евангелие (одно из 11), Воскресение Христово видевше, по 50-м пс. Слава: Молитвами апостолов… И ныне: Молитвами Богородицы, по 9-й песни «Свят Господь Бог наш», экзапостиларий воскресный, на хвалитех на славу евангельская стихира, на И ныне: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…», по славословии один из двух конечных воскресных тропарей, отпуст воскресный.

Полиелей на воскресной утрене поется в следующих случаях (см. Типикон, 17-я глава):

— от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова (то есть от 22 сентября до 19 декабря включительно);

— в Недели о блудном сыне, мясопустную, сыропустную;

— в остальные периоды года полиелей поется, только если в неделю случится полиелейный праздник.

17-я кафисма («Непорочны») поется вместо полиелея на воскресной утрене в следующие периоды (если не случится в неделю полиелейного праздника):

— от 1-й Недели Великого поста до отдания Воздвижения;

— от предпразднства Рождества Христова до Недели о мытаре и фарисее включительно.

Глава 7 – Идеже всенощныя не бывают

С овершаются отдельно великая вечерня, малое повечерие, полунощница, утреня, часы, устав совпадает с всенощным бдением (также перерыв между вечерней и утреней).

 

Литература:

Кашкин А. С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 568-573

ИРЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.043 с.)