Теория Москва – третий Рим. Идея всемирного центра христианской государственности и её адаптация на Русской почве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория Москва – третий Рим. Идея всемирного центра христианской государственности и её адаптация на Русской почве.



Объективные предпосылки, способствовавшие утверждению идеи Москвы, как центра православной государствености: османские завоевания, заключение Флорентийской унии, падение Константинополя, восприятие византийского наследия Московским государством и его юридическое признание Западом.

Памятники литературы, повлиявшие на формирование теории.

Трансформация теории в имперскую и советскую эпохи.

Церковь в первой половине царствования Иоанна Грозного.

Личность святителя Макария и его благотворное влияние на юного государя. Венчание на царство в контексте теории Москва – Третий Рим. Соборы по канонизации святых 1547 и 1549 годов, как знаковое завершениа процесса объединения русских земель. Литературная, собирательская, кодификаторская деятельность святителя–агиографа. Великие Минеи–Четьи, как опыт создания годичного круга ежедневного назидательного чтения и собрания «всех, чтомых на Руси книг».

Теория Москва – Третий Рим.

[ обязательно упомянуть:] Предполагаемый автор концепции ‒ старец-монах Филофей (1465-1542) из Спасо-Елеазарова монастыря, изложивший тезисы теории в своих письмах великому князю Василию III, начавшему активно развивать эту концепцию.

Другое мнение: впервые идея «Москва ‒ Третий Рим» прозвучала из уст толмача Дмитрий Герасимова на Ферраро-Флорентийском соборе, что было описано им в "Повести о белом клобуке" (1550-е).

Основной идеологической базой существования Восточной Римской империи как государства были представления о «симфонии» или догматическом союзе между Церковью и империей. Эта концепция была сформулирована при императоре Константине Великом. При Юстиниане оформлена в теорию и в дальнейшем приобрела законченную форму в документе под названием «Эпанагога». В начале ХVI в. «Эпанагога» была полностью переведена на славянский язык. С падением Константинополя и захватом турками – османами Византии православный мир испытал сильнейшее потрясение. Реальным преемником православия могла стать только Московская Русь – молодое, набирающее силу православное государство, сбросившее с себя языческое татаро-монгольское иго. Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех русских считалась великим государством. Ее блеск, слава и могущество не исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем.

Теория Филофея "Москва – третий Рим" получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание. Трансформация теории в имперскую и советскую эпохи. Некоторые исследователи усматривали в идее провиденциализма элементы агрессии, выражение желания распространения влияния России, в той или иной форме, на другие страны (во время СССР эта тенденция имела успех, но под другими мотивами «рай на земле» без православия.). Подобное толкование доктрины Филофея неоправданно. Несомненно, православие представлялось мыслителю единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а государству – к процветанию. Именно поэтому он прочно связывает с ним судьбу России, чем и объясняется призыв ко всем христианам видеть в лице Москвы оплот православия, а следовательно, защиту и поддержку для каждого из них лично. Но в доктрине отсутствуют призывы к захвату других стран с целью их присоединения к Московскому государству. Нет в ней и речи о том, чтобы отдельные лица, не исповедующие православие, перешли бы в эту религиозную конфессию. Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила – ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии – оправданием или обоснованием каких-либо агрессий. Политическаяпрограмма Филофея не исчерпывается только вопросами, касающимися организации и деятельности общерусской государственной структуры под главенством единого великого князя (а затем и царя). Большое внимание уделялось Филофеем и формам идеологического воздействия на население со стороны государственной власти, вопросам внутренней свободы православного христианина в государстве. Резко и категорически он выступил против свободы суждений и особенно против научных исследований. Видимый мир, по мнению Филофея, не только не следует преобразовывать, но грешно даже изучать. Он был против науки, и признавал только «Слово Божие».

Церковь в первой половине царствования Иоанна Грозного. Единственным, кто положительно влиял на формирование личности будущего Грозного, был митрополит Макарий, которому до поры до времени все же удавалось частично обуздывать патологические наклонности Ивана.

В первую половину царствования царь Иван IV искренне ревновал о благе Церкви: именно от него исходила инициатива созыва Стоглавого собора в 1551 году для устранения церковных нестроений. На соборе царь выступил как властный поборник веры и церковных уставов. Собор был открыт речью царя, в которой тот указывал на необходимость издать такое же уложение по делам церковным, какое им ранее было издано по делам светским. Царь обещал епископам быть «сослужебным им поборником веры и церковных уставов».

Личность святителя Макария и его влияние на государя. (1481/1482-1563, Москва), митрополит Московский и Всея Руси (с 1542 г.). В конце XV в. стал монахом Пафнутьев-Боровского монастыря, владел искусством иконописи. Был убеждённым сторонником иосифлянства. В 1523 г. возведён митрополитом Даниилом в архимандриты можайского Лужицкого монастыря, обратил на себя внимание великого князя московского Василия III. В 1541 г. под его руководством завершена так называемая первая редакция «Великих Четьи-Миней». 16 марта 1542 г. Макарий избран в митрополиты Московские и Всея Руси при поддержке князя А. М. Шуйского.

В период малолетства Ивана IV Грозного и регентства Шуйских у Макария, часто «печаловавшегося» за опальных вельмож, осложнились отношения с Боярской думой, неоднократно предпринимались попытки «свести» его с престола. Летом 1544 г., во время одного из московских пожаров, когда загорелся Кремль, Макарий едва не погиб в огне. Во время восстания 1547 г. содействовал отстранению от власти Глинских. Став одним из ближайших советников Ивана IV, венчал его на царство (16 января 1547 г.). В том же годублагословил Ивана IV на брак с Анастасией Романовной Захарьиной- Юрьевой. Былактивным участником Земских соборов 1547, 1549, 1550 гг.; выступал за примирение враждующих боярских группировок. На церковных, так называемых Макарьевских соборах, провёл канонизацию 39 общерусских святых.

Переписывался с ссыльным Максимом Греком, включил ряд его сочинений в «Великие Четьи-Минеи», при этом уклонялся от рассмотрения просьб о помиловании. В 1551 г. совместно с царём созвал церковно- земский Стоглавый собор. Во время похода на Казань (1552 г.) Иван IV оставил Макария в Москве «беречи царство» (фактический глава государства). Во время отъездов царя из Москвы вёл государственные дела, дипломатические переговоры, рассылал гонцов с грамотами за рубеж. При участии Макария расписывались Покровский собор и Золотая палата в Кремле.

Похоронен в Успенском соборе Кремля. Канонизирован Русской Православной церковью (1988 г.).

Соборы по канонизации святых 1547 и 1549 годов. Чтобы показать всему народу, что борьба партий закончилась и что теперь есть царь и можно к нему обращаться, царь участвует во всех трех соборах: 1547 года, 1549 года и 1551 года – в Стоглавом соборе. Цель собирания святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать «единую сокровищницу национального благочестия». На решение этой задачи была направлена работа двух соборов в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых На первом соборе 1547 года было канонизировано 22 святых угодника, в том числе святитель Иона Московский, прикотором была провозглашена автокефалия 100 лет назад. 13святых для всероссийскогопочитания и 8 местночтимых. На втором соборе 1549 года было прославлено еще 14 угодников. Итого, за 3 года в Русской Православной Церкви было канонизировано столько святых, сколько не было канонизировано за пять предыдущих веков ее существования.Более, чем через 100 лет, на другом Московском Соборе – Большом Соборе 1666-1667 г.г. – деяния Стоглавого Собора были признаны ошибочными и неканоническими, а потому отвергнуты, что тогда во многом и обусловило старообрядческий раскол. Великие Минеи–Четьи. В 1541 г. под его руководством завершена так называемая первая редакция «Великих Четьи-Миней». В 1552 г. создана вторая,ав1554г.–третьяредакция«ВеликихЧетьи-Миней».Около1552г.св. митрополит Макарий окончил свой грандиозный труд – «Четьи Минеи», которыепредставляли собой 12 громадных фолиантов по числу месяцев и включали в себя, помимо житий святых, все их известные в славянском переводе святоотеческие творения, а также слова и проповеди, сказанные на дни их памяти. Это гигантское предприятие Макария также увязывалось вместе с другими его деяниями в грандиозную программу возвышения авторитета Русской Православной Церкви. Четьи Минеи как бы отражали вклад Русской Церкви в духовную сокровищницу Православия, подчеркивали ее право на то положение, которое она отныне занимала в православном мире.

 


 

Билет № 18.

ВЗ

1 и 2 Царств: именование, структура и общее содержание. Происхождение царской власти в Израиле (1 Цар 8-12): «pro et contra». История и оценка правления царя Саула.

1) 1и2 Ц. сост. Единое повествование и наз. Сефер Шамуил – книга Самуила. В греческом переводе она разделилась на 2 и получила названия 1 и 2 Ц. Разделение нарушает литер. единство, но из-за сокращения длинны свитков пришлось их разделить. В 15в. Евр. Приняли от христиан деление на 2кн., но название оставили свое.

1и2 Ц. содержат ист. народа Божия и его религ. Жизни при последних судьях и первых царях – Сауле и Давиде. (11-10 вв. до Р.Х.)

Содержание в них единое, можем условно разделить на 5 частей:

1) 1Ц 1-7 повествует о последних судьях, первосвящ. Илие, прор. Самуиле и филистимском угнетении

2) 1Ц 8-15 о Самуиле как о последнем судье, далее о реформе правления и о Сауле, первом царе, до его отвержения

3) 1Ц 16-2Ц 1 история Саула и Давида до воцарения Давида

4) 2Ц 2-20 царствование Давида

5) 2Ц 21-24 шесть разл. добавлений – это разл. эпизоды из жизни Давида, присоед. к книге после ее окончания священным редактором.

2) 1Ц 8-12 повествование о реформе правления в Израиле предст. собой две серии рассказов: антимонархический (8гл, 10:17-24; 12гл) и промонархический (9:1-10:16; 11гл). Царская власть в них рассматривается с двух сторон. 1) В антимонархичном повествовании: поставление царя – отвержение от Бога – названо грехом (не тебя отвергли, а Меня, – говорит Господь). 2) В монархическом – предназначение царя – избавление народа от филистимлян (9:16). Обе эти версии исторически достоверны. С изменением внешней формы правления монотеистическая религия и теократия в своей основе остались прежними. Бог по-прежнему остается единственным Царем и Владыкой. Земной же царь должен быть представителем Бога на земле и не быть похожим на языческих.

3) Саул дважды нарушает послушание Богу, за что Господь отвергает его. Саул раздваивается в своих стремлениях быть послушным Богу и одновременно народу, а потому правил в угоду людям. Следствием богоотвержения явилось лишение его харизматических даров: от него «отступил Дух Господень» (16:14). Саул теперь может рассчитывать лишь на свои силы. В дальнейшем в повествовании основное внимание – Давиду.

НЗ

Хронология важнейших событий Страстной Седмицы. Символический смысл очищения Храма (Мф.21.12-17; Мк.11.15-19; Лк.19.45-48; ср.Ин.2.13-22); обличительная речь против фарисеев (Мф.23,1-36; Мк.12.38-40; Лк.20.45-47); заговор иудеев и предательство Иуды (Мф.26.1-5,14-16; Мк.14.1-2.10-11; Лк.22.1-6); Тайная вечеря (Мф.26.17-29; Мк.14.12-25; Лк.22.7-24; Ин.13.1-20): согласование синоптических повествований с Евангелием от Иоанна в вопросе хронологии; экклезиологический аспект Прощальной беседы Иисуса Христа с учениками (Ин.13.31-16.33); Крестные страдания и смерть Иисуса Христа (Мф.27.27-55; Мк.15.16-41; Лк.23.26-56; Ин.19.17-37)

Хронология важнейших событий Страстной Седмицы. Торжественный въезд в Иерусалим, проклятие смоковницы, второе очищение храма, Господь учит в храме и 105 отвечает на вопросы противников, лепта бедной вдовы, Господь предсказывает будущее и говорит притчи, заговор синедриона арестовать и убить Иисуса, согласие Иуды предать Иисуса, подготовка к пасхальной трапезе, начало пасхальной трапезы, Христос умывает ноги ученикам, говорит о предательстве Иуды; уход Иуды, спор среди учеников о том, кто из них больше, первое предсказание об отречении Петра, завершение трапезы и установление Вечери Господней, прощальная беседа с учениками, первосвященническая молитва, второе предсказание отречения Петра, борение в Гефсимании, целование Иуды, арест Иисуса, рассеяние учеников, суд, 1-й еврейский этап, 2-й еврейский этап: Иисус перед Каифой и синедрионом, отречение Петра, суд, 3-й еврейский этап: Иисус перед синедрионом, тщетное раскаяние и самоубийство Иуды, суд, 1-й римский этап: Иисус перед Пилатом, 2-й римский этап: Иисус перед Иродом Антипой, 3-й римский этап: Иисус вновь перед Пилатом, предание на распятие, издевательство римских солдат, путь на Голгофу, Распятие, погребение.

Символический смысл очищения Храма: 1) Спаситель впервые всенародно провозглашает Себя Сыном Божиим. И сказал продающим голубей: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2, 16); 2) предсказывает о Своей смерти и Воскресении (Ин. 2, 19). Следует отметить, что др отцы выделяют два очищения: одно в начале обществ проповеди ИХ (повествует только Ин), и второе – в конце – после входа в Иерус.: в 1 раз ИХ лишь укоряет иудеев и призывает их: «дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин 2:16); во 2й раз уже строго обличает их, констатируя факт совершенного ими преступления.

Обличительная речь против фарисеев: ИХ сказал, что книжники и фарисеи сели на место Моисея, заставляя народ исполнять его закон. ИХ обличал их в лицемерном исполнении заповедей Божиих; в том, что они, увлекшись исполнением обрядов, забыли, что главное в Законе – суд, милость и вера. Вся речь Христа отличается пророческим характером и имеет связь с дальнейшей Его пророческой речью о судьбах мира и Иерусалима. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23, 37).

Тайная вечеря - проблема в том, что синоптики указывают время тайной вечери – день опресноков, в то время, как Ин говорит о пятнице вечера. ИХ совершил по иудейск календарю, тем самым не нарушив ВЗ.

Экклезиологический аспект Прощальной беседы Иисуса Христа с учениками: Прощальная беседа включает четыре обетования прихода «Другого Утешителя», то есть Духа Святого, который никогда не оставит учеников (Ин. 14:16; 14:26; 15:26). После прихода Св Духа верующие соединятся с Сыном и Отцом. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14: 20). «Тот день» это день сошествия Святого Духа, новозаветная Пятидесятница – начало жизни новозаветной Церкви. Дух Святой будет дан Церкви навечно.

Воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Около девятого часа Иисус Христос испустил дух.

ДОГМ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.024 с.)