Лития по усопшим в составе богослужений суточного круга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лития по усопшим в составе богослужений суточного круга



Ежедневно вечернее
и утреннее богослужение должно заканчиваться литией.

По отпусте вечерни или 1-го часа и после того как пропеты многолетны, священник с кадилом в предшествии 2 свещеносцев
исходит в притвор при пении стихиры храма.

По окончании стихиры, если лития служится после утрени,
читается «Оглашение» прп. Феодора
Студита, после к-рого поется тропарь прп.

свящ: «Благословен Бог наш…»

хор: «Аминь». Трисвятое по «Отче наш…». Тропари:

Со духи праведных: В покоищи твоем Господи: Слава: Ты еси Бог: И ныне: Едина чистая:

свящ.: ектения: Помилуй нас Боже: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих: Яко да Господь Бог: Милости Божия, царства небеснаго: Господу помолимся. И молитва: Боже духов:

свящ.: Яко Ты еси Воскресение:

По возгласе свящ.: Слава тебе Христе Боже: И отпуст: Воскресый из мертвых:

Затем хор: Вечная ваша память достоблаженнии отцы, и братия наша присно поминаемии: трижды.

Свящ.: Бог да ублажит и упокоит их, и нас помилует, яко благ и человеколюбец. И конечный отпуст.

Литература:

Кашкин А. С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 215-226, 273-295, 523-526, 528-537, 540-547, 550-559, 563-567.

ИРЦ.

Ересь жидовствующих. Генезис лжеучения. Еретическая доктрина.

Распространение ереси в новгородских и московских пределах. Причины успешности еретической пропаганды. Митрополит Зосима Брадатый. Борьба с ересью и еретиками преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Геннадия Новгородского. «Просветитель» и Геннадиевская Библия. Соборы 1490 и 1504 годов. Осуждение ереси и еретиков. Отношение верховной государственной власти к лжеучению и к мерам по борьбе с еретиками.

Жидовствующие — еретическое движение, возникшее в 1470-х в Новгороде и в Москве. Существует три точки зрения на происхождение ереси:

· Ересь ‒ чисто русское явление;

· Ересь ‒ результат европейского влияния (мнение Скрыльникова, профессора СПбДА);

· Ересь ‒ результат общего кризиса.

В книге «Просветитель» (автор – св. Иосиф Волоцкий) – изложены их взгляды. Отрицали догмат о Св. Троице и считали, что «Христос еще не родился есть... а Егоже глаголют христиане Христа Бога, той прость человек есть, а не Бог». Поэтому они призывали: «Подобает убо ныне Моисеев Закон дрьжати и хранити, и жрътвы жрети, и обрезатись» отрицали христ. таинства, молитвы, действенность милостыни, почитание креста, икон, мощей святых.

На собраниях Ж. совершалось богохульство: осквернялись иконы, вино и просфоры для таинства Евхаристии. Иконоборчество. Не соблюдали посты.

Митрополит Зосима Брадатый - митрополит Московский и всея Руси (1490—1494). У церковных историков XIX века имел репутацию тайного приверженца ереси жидовствующих.

Ио́сиф Во́лоцкий (1439 — 1515) — преподобный, обличитель ереси жидовствующих; «Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку... Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням».

Геннадиевская Библия (1499) ‒ церковнославянский перевод Библии, подготовленный в новгородском скриптории при участии Дмитрия Герасимова по инициативе и под руководством архиепископа Геннадия Новгородского. Работа по кодификации славянской Библии была окончена к 1499 году.

Собор 1490 г. Ересь на соборе была осуждена и анафематствована, но никто из высокопоставленных московских еретиков не пострадал. Наказаны были лишь новгородцы, ранее бежавшие под покровительство великого князя.

Собор 1504 г. при князе Василии. Собор постановил предать казни главных еретиков через сожжение.

Билет № 15.

ВЗ

Книга Иисуса Навина. Структура и общее содержание книги. Историко-культурный фон описываемых событий. Богословские темы обретения Земли (1 глава), «покоя». Заключение завета в Сихеме (23-24 главы).

6-я книга следующая за Пятикнижием и повествующая о завоевании и разделе Св. земли (Ханаана) израильтянами под предводительством Иисуса Навина. Христианская традиция включает книгу в разряд исторических книг; в иудейской она открывает раздел, получивший название «Ранние пророки». Названа по главному действующему лицу. Разделяется на 2 основные части: главы 1-12 подробно описывают завоевание Палестины; 13-21 - процесс раздела завоеванной земли между израильскими коленами; 22-24 представляют собой 3 заключения, или эпилога, с завещанием Иисуса Навина всем израильским коленам.

Подтверждается также и общее направление движения завоевателей: с востока через Иордан и далее на запад. В наст. время большинство ученых не считают завоевание Ханаана израильтянами быстрым процессом, религиозные войны против конкр. Городов.. Этот сложный процесс, в ходе к-рого ряд ослабленных 300-летним егип. господством ханаанейских городов перешел под власть израильтян, в повествовании И. Н. к. был отражен как единое нашествие. Коснувшееся лишь определенной части ханаанейских городов, не было единственной формой расселения израильских племен в Палестине.

Центральной богословской темой И. Н. к. является учение о том, что земля Ханаана была завоевана израильтянами благодаря обетованию Господа патриархам и Его особенной помощи Иисусу Навину. Все остальные темы и сюжетные линии являются производными от нее.

Главы 23-я и 24-я посвящены прощальной речи Иисуса Навина и обновлению завета с Господом. Подводя итоги завоевания Ханаана, он еще раз напомнил, что основной причиной победных войн было то, что им помог господь. Побежденные народы продолжают жить среди Израиля (Нав 23. 12), но народ Божий должен исполнять закон и не общяться с язычниками. Дальнейшее овладение землей зависит от верности Израиля Моисееву завету, нарушение к-рого повлечет за собой гнев Господень и наказание (Нав 23. 16).После многократного заверения народа служить Господу Иисус «заключил завет в Сихеме. Иисус дал народу «устав и закон» (Нав 24. 25). Преамбула. Провозглашение Великого Царя. Исторический пролог: доброта Царя. Условия завета: Будь верен Господу Проклятия за невыполнение условий завета. 

НЗ

Нагорная проповедь как учение о нравственных условиях стяжания Царства Небесного: заповеди Блаженства – путь духовного совершенствования (Мф.5.1-16); отношение Иисуса Христа к Ветхому Закону (Мф.5.17-48); учение Христа об истинной праведности на примерах ее сравнения с праведностью фарисейскою (Мф.6.1-18), предупреждение об опасности лжеисповедания (Мф.7.13-29).

Нагорная проповедь – ядро учения Спасителя о нравственности. Она изложена в Лк 6 гл. и в Мф 5-7 главы. У Мф. более полно. Начинается с заповедей блаженств. Спаситель провозглашает блаженными тех, кто по земным меркам несчастен: нищий, плачущий, гонимый и т.д. Эти люди действительно будут блаженными, если живут ради Христа. Можно назвать заповеди блаженства духовной лестницей к блаженству в Царствии Небесном.

Спаситель не отменяет постановлений ВЗ закона. Более того Он призывает исполнять его не только внешне, но даже в мыслях и сердечных желаниях. Закон становится более строгим: вместо «не убивай» - «не мысли зла»; вместо «не прелюбодействуй физически» - «не прелюбодействуй в мыслях»; вместо предания старцев «о ненависти к врагу» - «люби врага». 89

Спаситель говорит об истинной праведности, которая, в отличии от фарисейской, скрыта от посторонних глаз. Господь заповедует творить милостыню, молиться и поститься в тайне, «и Отец, видящий тайное, воздаст тебя явно».

Господь говорит, что проповедь о Нем без исполнения Его заповедей не приведет ко спасению. Человек может даже творить знамения и изгонять бесов именем Господа, но если он не исполняет Его заповеди, то не спасется. Человек, не исполняющий слова Господа, подобен строящему дом на песке. Путь ко спасению тесен и узок, исполняющий заповеди делами идет по этому пути. Думающий спастись только верой идет по широкому пути.

ДОГМ.

Бог как Промыслитель мира. Действительность Промысла Божия. Ложные учения о Промысле. Действия Промысла Божия: Мирохранение. Мироправление. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла. О возможности познания Промысла Божия человеком.

Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.
Действительность Промысла. Свидетельства Св.Писания, например: в своей речи в Афинском ареопаге ап. Павел говорил, что Бог дает «всему жизнь и дыхание и все... мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:25, 28). Представление о Промысле совершенно естественно вытекает из представлений о Боге и Его отношении к человеку. Аргументы: 1.Бог – личностное свободно-разумное Существо (не безличный абсолют), поэтому он не может не выражать Своего отношения к тому, что находится вне Его, к миру; 2.Тварный мир – несамобытное бытие и не является необходимым, поэтому оно существует только потому, что сохраняется той же Силой, которая дала ему бытие. 3.Опыт молитвы – как живое общение человека с Богом, она невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире.
Ложные учения: представление о судьбе как бессознательной силе, которая полностью предопределяет жизненный путь человека; Или что Промысл распространяется только на великие, достойные внимания высших сил предметы. В христианскую эпоху: 1.дуалистический гностицизм – единому благому Богу противопоставляется некоторое паритетное Ему злое начало; 2.Учение о несовместимости Божественного Промысла со свободной волей человека и его следствие (блаж. Августин, кальвинисты); 3.Деизм – мир столь совершенен, что вообще не нуждается в Промысле, т. к. в замыслах Творца не может быть «недосмотра»; 4.Пантеизм – сам мир здесь мыслится как нечто божественное: эманация Божественной сущности, или саморазвитие некоего божественного начала.
В Промысле различаются два действия: мирохранение – поддержание всего существующего в бытии; «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти»(Иов.12:10). И мироправление – направление всех событий в мире к предназначенным Творцом целям. «Чрез Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его» (Сир.43:28).
Участие Троицы: Отец: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3:16). Сын: промысл Сына о мире выражен в совершенном Им искуплении. Господь есть Глава Церкви (Еф.1:22); Дух Святой: по выражению Символа веры, глаголал через пророков и апостолов. Дух Святой воздействует на душу человека (Деян.2), Он действует в церковных таинствах (Ин.14:17).
О возможности познания: чтобы увидеть Бога в Его промысле, нужна чистота разума и сердца, а для достижения чистоты необходимо жить по заповедям Спасителя. Но даже несмотря на то что на вершинах святости подвижникам многое открывается, возможности познания человеком Божественного Промысла остаются весьма ограниченными. Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века.

ИДЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.012 с.)