Евхаристия – Таинство таинств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Евхаристия – Таинство таинств



Все Таинства, молитвословия и чинопоследования Православной Церкви концентрируются около Евхаристии.

Евхаристия и Церковь

«Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я и нем» (Ин. 6:56).

Природа Церкви евхаристична. Евхаристии нет вне Церкви, ибо нет тела вне Тела.

Евхаристия и обожение человека

Благодаря причащению обоженному Телу Христову возможно онтологическое преображение человека

Евхаристия – откровение христианского учения

Верующий, присутствующий при литургии, умно приобщается символическому представлению христианского учения.

Евхаристия – Жертва

«Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51), «сия Чаша есть новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20).

Образ изливаемой крови и отделения ее от тела – символом смерти.

Обозначение крови как крови Завета говорит о жертве, поскольку заключенный при Моисее Завет между Богом и Его народом был утвержден жертвоприношением и окроплением людей жертвенной кровью (ср.: Исх. 24:4-8).

Слова о том, что Тело «предается» за учеников (Лк. 22:19), подчеркивают добровольность страданий.

Общий контекст Тайной вечери – вкушение ветхозаветной пасхальной жертвы (ср.: Мф. 26:17; Мк.14:12-16; Лк. 22:7-16) и началом Страстей Христовых.

Св. Николай Кавасила: «Жертва совершается и не прежде освящения хлеба, и не по освящении его, но в самом освящении, ибо надобно вполне соблюдать учение о ней веры, не опуская ничего. Какое же разумею учение? То, что эта Жертва есть не образ или вид жертвы, а истинная Жертва, что не хлеб принесен в жертву, а само Тело Христово, и к тому же, что Жертва Агнца Божия только одна и однажды совершилась... Хлеб прелагается не в вид заколения, а в само Заколение, в само Тело Господа, принесенное в жертву... Эта Жертва совершается не через заклание... а через преложение хлеба в закланного Агнца» (Изъяснение Божественной Литургии, 32).

Жертва Ехаристии=крестная Жертва, но приносится иначе - через совершение литургии, поэтому она и называется бескровной.

Евхаристическая Жертва не повторяет крестную, а таинственно являет ее в освящении Даров.

Евхаристическая Жертва – Жертва хвалы и благодарения

Евхаристическая Жертва – умилостивительная и поэтому приносится за живых и усопших

Литература:

Кашкин А. С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 354-357

ПЭ, т. 17, с. 535-536

Структурные элементы

Евхаристический канон или анафора (от греч. «ἀναφορά» - «возношение») - центральная молитва Божественной литургии, во время которой происходит чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы

Литургическая наука XVII-XIX вв. ввела термины, употребляемые и ныне:

ü вступительный диалог (его текст: «Благодать Господа…» (2 Кор 13. 13) - «И со духом твоим», «Ввысь [устремим] сердца» - «Имеем ко Господу», «Возблагодарим Господа» - «Достойно и праведно»)

ü Praefatio (лат.- «вступление»), к-рое чаще всего состоит из благодарения, повествований о сотворении мира и о домостроительстве спасения

ü Sanctus (лат.- Свят, т. е. песнь «Свят, Свят, Свят! Полны небо и земля славы Твоей» (Ис. 6:3; ср.: Откр. 4:8, Иер. 23:24, Авв. 3:3); Так же сюда относятся примыкающие к ней фразы)

ü Institutio (установление, т. е. рассказ о Тайной вечере и установлении таинства Евхаристии) с чтением установительных слов («Приимите, ядите» и «Пейте из нее все»)

ü Анамнесис (лат. anamnesis от греч. ἀνάμνησις - воспоминание), вспоминаются претерпленные Спасителем Крест, погребение, Воскресение, вознесение, седение одесную Отца

ü Эпиклеза (лат. epiclesis от греч. ἐπίκλησις - призывание [Св. Духа]) – призывание Святого Духа ради освящения Даров, их преложения и ради освящения верных, причащающихся от этих Даров

ü Intercessio (лат.- ходатайство) – молитвы о живых и умерших, нуждах Церкви и мира; в богослужении многих Церквей во время чтения предстоятелем intercessio диакон возглашал диптихи, в практику правосл. Церкви вошел обычай пения во время intercessio песнопений в честь Божией Матери

 

Изучение бóльшего числа анафор показало, что такое разделение искусственно и не всегда удобно, н-р, повествование о домостроительстве спасения может встречаться как в начале анафоры, в praefatio, так и после Sanctus, где оно не имеет специального обозначения; в анафоре могут присутствовать два призывания Св. Духа, intercessio может быть разбито на независимые части.

Отличия анафоры св. Василия от анафоры св. Иоанна Златоуста

ЛВВ совершается 10 раз в году: в 5 воскресений Великого поста, в Четверг и Субботу Страстной седмицы, 14 января по новому стилю (день памяти святителя Василия Великого), накануне праздников Рождества и Крещения, или в самые праздники, если они случаются в Пн или в Вс

ЛВВ имеет:

-- длинную анафору

--- начиная с ектении об оглашенных, другие тайные молитвы

--- в Великий Чт и Сб другие песнопения вместо Херувимской

--- другиеТайносовершительные слова («Даде Своим …»)

--- другой задостойник («О Тебе радуется…» или «Вечери Твоея…»)

Преложение святых Даров (или пресуществле́ние святы́х Даро́в) – богословское понятие, характеризующее образ преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Таинстве Евхаристии, подчеркивающее изменение их сущности, с сохранением лишь видимых признаков: формы, цвета, вкуса, запаха…

 

ИРЦ.

Русская Церковь и преодоление смуты. Патриотический подвиг святителя Гермогена. Героическая оборона Троице – Сергиева монастыря. Роль русского духовенства в преодолении смуты. Патриарх Филарет. Дуумвират царя и патриарха. Дело «справщиков»: архимандрита Дионисия, монахов Антония и Арсения Глухого, попа Ивана Наседки

Патриарх Гермоген ‒ 1606-1612.

Польский король Сигизмунд III. Осада и захват Смоленска 1609-1611 г.

Поп Иоанн Наседка, Арсений Глухой, архим. преп. Дионисий Радонежский (Зобниновский) ‒ книжная справа 1610-х. («и огнем»).

Присяга —1910 г. Бояре и духовенство присягнуло польскому королевичу Владиславу 4. НО Патриарх выдвинул условия: королевич должен принять православие в Смоленске, в Москву въехать православным.

Роль духовенства была связана с общим Положением церкви - плохое. Патриарха выбирали без участия духовенства. Управляла светская власть. Исключение п. Иов, не отрекся от Годуновых.

Послания Патриарха Гермогена защитить землю русскую, руские святыни. Церковь начинает отстаивать интересы г-ва и Церкви. Происходит перелом в 1610-11 гг. Подвиг П. Гермогена. Отказ все передать Сигизмунду.

16 месяцев оборона Троице-Сергиева монастыря 1608-1610 гг. Сыграло ключевую роль. Пример и образец для духовенства.

Патриарх Филарет (Романов) ‒ с 1619 по 1633 гг.

В конце 20-х ‒ начале 30-х осуществляется попытка открыть духовную школу: для обучения, книжной справы и написания полемической литературы. Архим. Ионафан.

Собор 1620 года ‒ католиков («сквернейших и лютейших папежников») принимать только через Крещение.

Патриарх и Царь — никаких особых конфликтов не было. Главное то, как складывались отношения патриарха и матери Царя. 1613-1619 гг. Период междупатриаршества. Серый кардинал.

1626-1627 гг. ‒ Лаврентий Зизаний издает свой «Катехизис».

 


Билет № 24.

ВЗ

Книги Ездры и Неемии: именование, структура и основное содержание. Исторические и хронологические проблемы повествования. Деятельность Ездры и Неемии по возрождению религиозной и гражданской жизни Израиля.

1) Эти две книги сост. одну, разделились на Востоке. Автором этих книг считается Ездра Книга Ездры: описываются два возвращения иудеев из плена и первый период послепленной истории. Имеет 2 части: 1-6 главы (описывается 1ое возвращение иудеев по приказу царя Кира от 538 г., под предводительством Зоровавеля и первосвящ. Иисуса и построение 2го храма) и 7-10 (2ое возвращение, под предводительством Ездры в 7й год Артаксеркса, 458г, и дея-ть Ездры в Иерусалиме). Книга Неемии: от 20 года Артаксеркса 1го до 32 года его правления 444-432 можно разделить на 3 части: 1 часть (1-7 глл. о возвращении Неемии из персии в Иерусалим во главе с репатриантами, восстановление городских стен) 2 часть (8-10 глл. чтение Ездрой Писания на праздник Кущ и покаяние народа) 3 часть (11-13 глл. исчисление жителей Иерусалима, освящение стен и устранение беспорядков в общине)

2) Поскольку Кн. Ездры была создана уже после его смерти, многие эпизоды расположены в ней не в строгом хронологическом порядке. В тексте они даны в следующем порядке: первым в Иудею пребывает Ездра (в 7 г. Артексеркса I, 1 Езд 7:7, т.е. в 458 г.). Ездра сразу же отделяет иудеев от иноплеменников. А затем, уже в 445 г., приезжает Неемия и строит иерусалимские стены. После этого Ездра публично читает Закон и объявляет об официальном основании Общины, управляемой нормами Торы.

В 1890 г. католический библеист А. Хоонакер указал на свидетельства самого Писания, которые дают возможность строить иную хронологию. К приезду Ездры стены уже существовали (1 Езд 9,9), Иерусалим был населен (1 Езд 10,1). Священник Елиашив, которого встречает в городе Ездра, — современник Неемии, отец Иоханана. Неемия же, повествуя о своем прибытии в Иудею, ничего не говорит о Ездре, что было бы невозможно, если бы он там находился. Современные библеисты делают вывод, что Ездра вернулся в Иер позднее, не в 7й а в 37й год правления Артаксеркса, т.е. в 397 г до РХ., когда Неемии в Иер. уже не было.

3) Ездра боролся за восстановление благочестия в народе, против смешанных браков с язычниками. Неемия был патриотом своего отечества, прибыв, понял, что нужно восстановить стены, а потом уже все остальное, после переселил в Иерусалим десятую часть жителей из иудейских городов. Принимал меры против смешанных браков.

НЗ

Анализ проповедей апостолов в книге Деяний. Экзегеза ветхозаветных пророчеств в речах апостолов (1.6, 16-25; 2.14-36, 38-40; 3.12-26; 4.8-12, 19-20, 24-30; 5.3-4, 8-9, 29- 32; 6.2-4; 7.2-56; 8.20-23; 10.34-43; 11.4-17; 13.16-41; 14.15-17; 15.7-11, 13-21; 17.22-31; 20.18-35; 22.1-21; 24.10-21; 26.2-29).

Проповедь ап. Петра, обращение трех тысяч (Деян. 2:5-41) - полна великого дерзновения, она торжественна, ясна и вразумительна. В лице собравшихся святой Петр обращается ко всем жителям Иерусалима. Завершение речи – призыв к покаянию и Крещению. Обращение трех тысяч.

Проповедь ап. Петра после исцеления хромого (Деян.3:12-26). Эта речь распадается на две части: в первой части святой Апостол Петр указывает народу на истинного Виновника совершения этого чуда и цель его совершения, поясняя, что не они, Апостолы, совершили это чудо, но Бог для прославления Господа Иисуса, отвергнутого и умерщвленного Израилем; во второй части увещевает народ покаяться и обратиться ко Христу, чтобы получить оставление грехов и стать участником в обетованных пророками мессианских благословениях.

Речь ап. Павла в Антиохии Писидийской. состояла в кратком, но сильном изображении истории еврейского народа от времен патриархов до Давида. Целью этого исторического обзора было, как это сделал раньше и святой Стефан, указать на имевшие место тогда великие благодеяния Божьи. Затем он непосредственно перешел к истории Господа Иисуса Христа и учению о прощении грехов через Него, с сильным предостережением против неверия в Него. Речь его обращена не только к природным иудеям ("мужие Израильтяне"), но и к прозелитам врат ("боящиеся Бога"), которые занимали особые места на собраниях синагоги.

Речь эта разделяется на три части: Вступление с 16 по 22 стих, носящее чисто исторический характер, которое говорит о попечении Божьем над Израильским народом от патриархов до Давида;

Главная часть речи с 23 по 37 стих, содержащая учение о Господе Иисусе Христе, как о Мессии, предсказанном в Ветхом Завете — здесь говорится о проповеди Иоанна Крестителя, об осуждении Господа Иисуса Христа, о смерти Его и воскресении; характерно, что и святой Павел, подобно Апостолу Петру (Деян. 2:27-31), приводит те же самые слова Псалмопевца Давида из 15 псалма, утверждая, что невозможно приложить их к Давиду и что они могут быть приложены только ко Христу;

Заключение носит чисто-практический характер (стихи 38-41) — в нем Апостол возвещает о прощении грехов всем, кто уверует во Христа, и предостерегает от неверия словами пророка Аввакума (1:5). Эта речь имела большое значение. В. Певницкий упоминает ее в числе трех речей апостола Павла, которые, по его мнению, собственно имеют значение для истории возвещения христианского учения».

Остальные две речи, - речь, сказанная Павлом в афинском ареопаге (Деян. 18, 22-31), и речь, сказанная в Милете ефесским пресвитерам (Деян. 20, 18-36). Евангелист Лука говорит, что после речи, произнесенной Павлом в синагоге Антиохии Писидийской, множество язычников обратилось к Христу (Деян. 13, 43-44).

ДОГМ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.015 с.)