Орос Халкидонского Собора. Образ соединения двух естеств во Христе. Христологическая терминология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орос Халкидонского Собора. Образ соединения двух естеств во Христе. Христологическая терминология



Халкидонский Собор, IV ВС — созванный в 451 году императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне. Учение Евтихия осуждено. Затем отцы изложили учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, они определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств. Халкидонский догмат говорит о соединении во Христе-Богочеловеке трансцедентного Божественного и полностью человеческого.Существует четыре термина, посредством которых описывается соединение двух природ. Неслитно (греч. ἀσυγχύτως). В результате соединения природы не слились между собою так, чтобы составилась из них новая природа, отличная от исходных. Обе пребывают в Лице Спасителя как две различные природы. Неизменно, или непреложно (греч. ἀτρέπτως). В результате соединения ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая не приложилась в Божескую, но и та и другая остались целыми в Лице Спасителя. Каждое из естеств сохранило тождественность своих качественных определений. Нераздельно (греч. ἀδιαιρέτως). Хотя две природы во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не образуют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единой Ипостаси Бога Слова. Неразлучно (греч. ἀχωρίστως). Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся, т. е. имеет место непрерывное соединение.

ИДЦ.

Имп. Юстиниан, его церковная политика и теория двух властей. Права и привилегии Церкви при христианском государстве: имущественные права, судебные привилегии, свобода от податей и повинностей. Влияние христианства на гражданское законодательство.

Время Юстиниана I (527-565) — это после Константина Великого, второй этап сложения христианской империи на Востоке и начало в собственном смысле периода византийского. Помимо обширных завоеваний империя мыслила себя монолитно христианским государством. A христианский император — уже не епископом только внешних дел церкви, как это сознавал Константин Великий, но и внутренних. Именно Юстиниан формулировал в своем законодательстве знаменитую византийскую теорию симфонии двух властей. Свою узаконенную власть в церкви Юстиниан понимал очень широко. Он назначал всех патриархов. За папой римским оставлена форма выборов. И Юстиниан мыслил их всех своими органами по управлению церковью. Характернее всего для Юстиниана его система управления богословской мыслью Церкви. A именно — декретирование в области богословия и проведение в жизнь таких декретов путем сбора подписей патриархов поодиночке. Β области церковной дисциплины и управления законодательная деятельность Юстиниана опередила законодательство церковное. При нем было пересмотрено все византийское право. Уже в 559 г. был составлен «кодекс Юстиниана». Законы христианского времени вошли в сборник «Дигесты» или «Пандекты». В 553 г. был составлен учебник права «Институции». Из разрозненных соборных постановлений еще не составилось одного церковного кодекса. Эти законодательные сводки практически восприняты церковью, как законы церковные.

Юстиниан считал, что издание церковных законов - дело не необычное для царства, поскольку всякий раз, когда епископы осуждали и низлагали еретиков, царство присоединяло свой голос к авторитету иереев, и таким образом сходились воля Божественная и воля человеческая, составляя единое согласие - симфонию. Теория симфонии в изложении Юстиниана есть, несомненно, отклик на теории церковно-государственных отношений, которые в конце V - начале VI в. излагали римские папы - Геласий и Симмах. Они стремились показать превосходство духовной власти над государственной в церковных делах, считая, что государь должен, приклонив выю, смиренно выслушивать, что говорят ему священники в делах веры. Пересматривая старое римское законодательство, Юстиниан сохранил древнее правило: что угодно государю, имеет силу закона.

Законы Юстиниана, действительно, касаются всех сторон церковной жизни. В них говорится не только о вероучении, но и о богослужении. Император усваивает себе исключительное право толковать законы, но похоже, что он усваивает себе также право толковать церковные правила, применять их в практической жизни.

ЛИТУРГИКА.

Документ «Об участии верных в Евхаристии», основное содержание

Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве

Содержание

I Практика причащения и подготовки к нему
II Требования подготовки ко святому причащению 1. Практика приуготовительного поста 2. От приуготовительного поста следует отличать Евхаристический пост 3. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи
III О Таинстве Покаяния
IV Состояния, при которых недопустимо причащаться
V Причастие в браке, не освященном венчанием
VI Подготовка детей ко святому причащению

Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям.

Соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

Необходимо чтение последования ко Святому Причащению, которое состоит из «канонов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и других молитвословий». Молитвенное правило может меняться по благословению духовника и должно учитывать возраст, род занятий и степень воцерковленности мирянина, готовящегося к причастию.

Строго запрещается существовавшая в советское время практика, когда не причащали мирян в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.

В особых случаях (например, на Страстной или Светлой седмице) духовник может разрешить мирянам причащаться несколько раз в неделю без обязательной исповеди. При этом человек может сам подойти к священнику и принести покаяние, если испытывает в этом потребность.

Рекомендовано также исповедовать мирян на Всенощном бдении или утром до начала литургии, чтобы не лишать исповедующегося молитвенного присутствия на литургии.

Документ запрещает мирянам причащаться «в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид».

Священник без благословения своего епископа не может отлучить от причастия мирянина сроком больше чем на год.

Документ разрешает причащать людей, расписанных в ЗАГСе и вступивших в брак до начала сознательной церковной жизни, но при этом священник должен напоминать о желательности церковного венчания.

Христиане, живущие в невенчанном и незарегистрированном браке, по правилам не допускаются до причастия, но в виде исключения священник может допустить к таинствам того, кто давно живет в таком союзе, нередко имея при этом детей, и понимает греховность такого сожительства, но не может его разрешить из-за несогласия второго супруга.

Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным.

Литература:

http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166

ИРЦ.

Русская Церковь от патриарха Филарета до патриарха Никона. Патриарх Иоасаф Первый. Борьба с церковным местничеством и бесчинием в храмах. «Лествица властем» и «Памятная записка». Патриарх Иосиф. Труды по исправлению богослужебных текстов. Критика особенностей русского богослужебно – обрядового строя представителями православного Востока. Поиски критериев унификации текстов и обрядов. Путешествия на Восток Арсения Суханова. Личность боярина Ф.М. Ртищева. Ртищевское учёное братство. Попытки устроения в Москве регулярного образования. Учреждение Монастырского Приказа в целях государственного контроля за церковными вотчинами

РЦ от Патриарха Филарета.

Проблема многоголосия: письмо священников.

Патриарх Иоасаф, Иосиф, Никон боролись с Многоголосием.

Патриарх Иосиф ‒ последний истинный патриарх для будущих старообрядцев.

В 1649 г. Приезжал Патриарх Паисий Иерусалимский. -- Вопрос о Богослужебной обрядовый строй. Он обратил внимание что русское г-во должно способствовать освобождению народа греческого из рабства османского. Назвал Алексея Мих. С новым Моисеем.

Способствовал возвышению Никона. Он увидел что Никон (образца 1649 г.) это грекофил. Греков интересовал поход на восток. 1649 г. Никон становится митрополитом Новгородским.

Прения о вере с Вольдемаром, принцем датского короля. Хотели поженить его дочь с Николаем Федоровичем. Вольдемар не хотел креститься, был протестантом. Договоры кончились смертью царя в 1645 году.

Богослужебные различия. Миссия Арсения Суханова. 4 поездки. Увидеть существуют ли богослужебные отличия.

Ф. М. Ртищев — он и духовник Царя (Стефан Вонифатьев).

Ртищевское ученое братство, хочет просвещения. Монастырь на Воробьевых горах. Ученое братство.

Кружок ревнителей древнего благочестия (боголюбцы) (Ртищев, протопоп Аввакум, архим. Никон, Иван Неронов, возглавлял духовник царя Стефан Вонифатьев; цель и задачи ‒ борьба с многоголосьем, реформа проповеди), лесные старцы-капитоновцы.

Иван Неронов ‒ главный оппонент патриарха Никона в 1650-х.

Царь Алексей Михайлович Романов ‒ чистой воды западник.

Соборное уложение 1649 г. предполагало принять в 1650 г. Монастырский приказ;

При Николае 1 ‒ 1830 гг. Полное собрание законов российской империи. (Сперанский)


Билет № 25.

ВЗ

Книга Есфирь именование, структура и основное содержание. Основные богословские идеи.

1) В еврейском Естер, повествует о спасении народа Завета через вениамитянку Есфирь при персидском владычестве, а также объясняет происхождение праздника Пурим, символа героического противостояния язычникам. В книге два имени – Есфирь, Естер – звезда, персидское имя после ее становления царицей и Гадасса еврейское имя. можно разделить на три части: 1) 1-2 глл. возвышение Есфири, 2) 3-7 глл, замысел Амана против Мардохея и его крушение 3) 8-10 глл, возвышение Мардохея и спасение обреченных на истребление.

2) цель книги Есфирь – увековечить описанное в книге поучительное событие как пример благодетельного промысла Божия, спасающего народ Господень в тяжелых обстоятельствах его исторической жизни, а также дать духовно-нравственное чтение в установленный праздник Пурим. Исторические детали явл. фоном для развития религиозной идеи чудесного спасения Богом его народа по молитвам уповающих на Него.

НЗ

Личность апостола Павла по книге Деяний и по посланиям: сравнительная характеристика. Стратегия миссионерской деятельности апостола Павла. Благовестие язычникам, проблемы и их решение (Апостольский собор в Иерусалиме). Отличительный характер трех миссионерских путешествий ап. Павла. Анализ проблематики взаимоотношений христианства, иудейства и язычества по материалу путешествий апостола Павла

Личность апостола Павла по книге Деяний и по посланиям: сравнительная характеристика. Стратегия миссионерской деятельности апостола Павла. Благовестие язычникам, проблемы и их решение (Апостольский собор в Иерусалиме). Отличительный характер трех миссионерских путешествий ап. Павла. Анализ проблематики взаимоотношений христианства, иудейства и язычества по материалу путешествий апостола Павла.

Ап. Павел в Деяниях и посланиях – одно лицо, однако некоторые ученые считают, что личность ап. Павла в Деяниях и Посланиях показана различно.

Деяния Послания
Поддерживает соблюдение обрядового закона: 1) обрезывает Тимофея (Деян 16:1-3), 2) по совету ап. Иакова совершает обряд очищения, принимает обет (Деян 21:23-26) Противится сохранению обряда обрезания, заявляет об освобождении христиан от уз закона.

Примирение взглядов: Ап. Павел учил, что важно не соблазнить своими поступками людей со слабой верой ("не буду есть мяса вовек"). Поэтому он принимает еврейский обет.

Обрезание же он не отвергал вовсе. Он был против того, чтобы навязывать обрезание язычникам, как якобы необходимый элемент для спасения. Язычникам оно не нужно, т.к. создавалось бы впечатление, что оно играет в христианстве существенную роль. Однако иудеям, воспитанным в культуре, где обрезание неотъемлемо, он не запрещал обрезываться (Рим 2:17). 

Ап. Павел представлен как убедительный оратор для любой аудитории (представлено множество проповедей) Отрицает всякую риторическую силу (1Кор 1:17), ссылается на оценки своих противников, считавших его речь «незначительной» (2Кор 10:10)  

Примирение взглядов: несмотря на обилие речей о Павле не говорится, как об Апполосе ("муж красноречивый", Деян. 18.24). На практике же речи не всегда были убедительны (в Афинах даже посмеялись).

Стратегия: проповедь о том, что распятый Иисус из Назарета есть Мессия (Христос) и Бог (Господь). Проповедует в синагогах иудеям, а когда те отказываются слушать, то прозелитам (заинтересованным в иудаизме язычникам) и просто язычникам. Павел не принуждал язычников обрезываться, т.к. и без этого на них сходил Св. Дух (случай с сотником Корнилием), но некоторые иудействующие учили, что обрезание необходимо для спасения (Деян 15:1). Для разрешения конфликта организуется собор в Иерусалиме, на котором апостолы (Иаков, глава Иерус. общины; Петр, Павел, Варнава и др.) приняли решение принимать в Церковь язычников без обрезания, но с выполнением некоторых правил (воздерживаться от идоложертвенного, крови, удавленины и блуда), чтобы иудеохристианам было комфортнее уживаться с языкохристианами.

Сравнение 3х путешествий:

1е: начинает проповедовать иудеям, те не принимают, в конце обращается к язычникам Листры. Проповедь только в Малой Азии.

2е: целиком проповедь язычникам, в Малой Азии и Европе. Основание новых общин.

3е: проповедь в Малой Азии и Европе, по местам 2го путешествия. Укрепляет образованные общины. Прощается со всеми перед последней поездкой в Иерусалим.

Взаимоотношения христианства, иудейства и язычества: Часть иудеев с покаянием принимают проповедь о Христе. Часть злятся, завидуют успеху среди прозелитов и прогоняют ап. Павла. Прозелиты (неравнодушные язычники) с удовольствием слушают ап. Павла, т.к., по его словам, для них теперь открыт доступ в «избранный народ Божий» (т.е. в Церковь). Язычники, непросвещённые иудаизмом (жители Дервии и Листры, афиняне, коринфяне), принимают благовестие слабо.

ДОГМ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.027 с.)