Несторианство: краткая история и суть ереси. Победа над ересью на третьем вселенском соборе. Православное учение о Пресвятой Богородице. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несторианство: краткая история и суть ереси. Победа над ересью на третьем вселенском соборе. Православное учение о Пресвятой Богородице.



Архиеп. Константинопольский Несторий принадлежал к Антиохийской богословской школе. В антиохийской христологии основной акцент делался на полноте и совершенстве человеческой природы во Христе. При этом совершенство человеческой природы Спасителя акцентировалось настолько сильно, что человечество Его нередко воспринималось в антиохийской традиции как некий самостоятельный, отдельный человек, во всем подобный нам, соединенный с Божеством некоторой внешней благодатной связью. Недостаток: настаивая на полноте и совершенстве природ во Христе, не могли найти удовлетворительных терминологических средств для выражения образа их соединения. Невозможно понять, чем соединение Божества и человечества во Христе принципиально отличается от соединения Божества с пророками. Получалось, что различие скорее в степени святости и близости к Богу, нежели оно является различием качественным. Несторий, создал учение о так называемом «лице единения» (греч. πρόσωπον ἑνώσεως). В своем богословском видении он признавал во Христе два лица, два различных субъекта – Божественный и человеческий. Эти два лица сходятся в некоторое третье лицо, которое Несторий и называет термином «лицо единения». По отношению к внешнему наблюдателю Он есть единое Лицо, но в Самом Себе Он заключает два лица – Божественное и человеческое. Таким образом, получалось, что Сын Божий и Сын Марии ипостасно разделены: между ними существует только нравственная связь, как между Богом и ветхозаветными праведниками, единство Божества и человечества оказывалось внешним, а, следовательно, путь к реальному обожению для человека по-прежнему оставался закрыт. Несторианские споры начались в 428 г., когда император Феодосий II пригласил антиохийского пресвитера Нестория занять Константинопольскую кафедру. Став архиепископом столицы империи, Несторий стал проповедовать, что Деву Марию нельзя называть Богородицей, т. к. Она родила не Бога, а человека. Наименование «Богородица», которое к V в. уже широко распространилось и воспринималось как часть Предания, 132 Несторий допускал в лучшем случае как некий риторический прием. По Несторию же, слово Богородица неточно, потому что оно порождает мысль, будто само Божество Христово получило своё начало от Девы Марии. Соглашаясь, что Христос и от зачатия был Богом, Несторий предпочитал слово Богоприимица Свят. Кирилл Александрийский предложил учение об ипостасном единстве двух природ во Христе. Свят. Кирилл был убежден, что Бог Слово, соединив Собой ипостасно плоть, одушевленную разумной душой, неизреченно и непостижимо для нашего ума стал человеком и наименовал Себя Сыном Человеческим. В понимании свят. Кирилла, «ипостасное соединение» означает такой тип соединения двух природ, результатом которого является единое живое существо, характеризующееся единством личностного субъекта, т. е. единая ипостась. Именно поэтому исповедание Девы Марии Богородицей являлось для свят. Кирилла критерием православной веры. В 431 году на Третьем Вселенском соборе в Эфесе Несторий был предан анафеме, его учение осуждено. Дева Мария родила Христа, Сына Божия, значит, что Она родила не Божественную природу саму по себе, потому что Она вечна, – Она родила Бога Слова по человечеству. Мы именуем Божию Матерь Богородицей, поскольку Родившимся от Нее является именно Сын Божий, а не какое-то другое Лицо (Ипостась). Даже при обычном физическом рождении очевидно, что рождается не «что», а «кто», не природа, а ипостась. В силу того что человечество Спасителя никогда, никакую долю времени не существовало отдельно, самостоятельно, но самое свое бытие получило в Ипостаси Бога Слова, оно с самого момента воплощения сделалось собственным Сына Божия и поэтому изначально было обожено.

ИДЦ.

Монофизитство. Учение архим. Евтихия. Осуждение Евтихия на поместном соборе в 448 году в Константинополе. Личность Диоскора архиепископа Александрийского и его участие в деле Евтихия. «Разбойничий собор» в Ефесе в 449 году и его деяния. Оправдание Евтихия, осуждение и смерть свт. Флавиана Константинопольского. Император Маркиан. Четвертый Вселенский собор в Халкидоне в 451 году: его история и решения. 28 правило Халкидонского собора и его значение.

Монофизи́тство (от др.-греч. μόνος — «только один, единственный» + φύσις — «природа, естество») – Христос – только Бог. Приписывается авторству константинопольского архимандрита Евтихия (около 378—454). Евтихию, как создателю монофизитства, приписывается мысль, что человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в божественной природе как капля мёда в океане и потеряла своё бытие. Таким образом, признание Иисуса Христа только Богом и не признание в нём человечества представляет монофизитство как одну из форм докетизма. Именно поэтому в течение нескольких веков Евтихий анафематствовался в ряду других известных ересиархов-докетов. При том, что Евтихий был осуждён за ересь Константинопольским собором в 448 году. Это учение признается ересью и отвергается всеми без исключения традиционными христианскими конфессиями, как халкидонской богословской традиции (Католической, Православной, подавляющим большинством Протестантскиx церквей), так и традиций нехалкидонских (Древневосточных церквей).

Несмотря на Антиохийское согласие, на Востоке, особенно в Египте началось движение против несторианства за Кирилла, за Богородицу. Основываясь на крайностях александрийского богословия это движение скатывалось к монофизитству. Отправная точка — неудачное выражение св. Кирилла «единая природа Бога Слова воплощенного». Божественная природа ввиду своей значимости растворяет человеческую. Папа Лев I томос: 2 природы, соединенные в 1 Личность.

История Церкви увязывает начало борьбы с монофизитством с КП-го поместного собора 448 года, на котором Евтихий был осужден за отказ исповедовать две природы во Христе. Осужденный в своем патриархате, Евтихий не признал за собой ереси, но апеллировал к другим авторитетным кафедрам, в частности Риму и Александрии. Получив письмо от Евтихия, папа Римский Лев I встал на его сторону, написав послание патриарху Константинопольскому Флавиану, в котором выражал своё недовольство. Естественно, на сторону Евтихия встал и патриарх Александрийский Диоскор.

Новый собор был открыт 1 августа 449 года в Эфесе. На этом соборе Евтихий изложил своё исповедание, и поскольку в нём не было обнаружено никакой докетической ереси, константинопольский игумен был оправдан. Пользуясь поддержкой императора, Диоскор в стремлении защитить учение Кирилла Александрийского проигнорировал диофизитской томос папы Льва, осудил учение о двух природах и низложил всех своих противников во главе с Константинопольским патриархом Флавианом. Впоследствии это дало повод сторонникам папы подвергнуть сомнению православность собора и отвергнуть его. Кроме того, по этой же причине приписываемая Евтихию докетическая ересь стала приписываться и самому Диоскору. При том, что Диоскор был строгим последователем свт. Кирилла Александрийского, и никогда даже халкидонитами не осуждался за ересь, тем не менее, впоследствии ярлык «монофизита» прочно был к нему приклеен сторонниками Халкидонского богословия. После смерти императора Феодосия, собор Диоскора в Эфесе был назван папой «Разбойничьим» по причине якобы совершенных на нём «насилий».

4й ВС. Имп. Маркиан созывает в 451 г. собор в Халкидоне. Собор осудил и низложил Диоскора. Были осуждены и деяния "разбойничьего" собора, и сам еретик Евтихий. Приняв за образец православное изложение веры архиепископов Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание папы Льва Римского, святые отцы определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств: 2 природы во Христе соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно в одно Лицо и в одну Ипостась.

28-е правило – подтверждение 2го места в диптихе за КП-лем, и даже приравнивание его с Римом, поскольку Кп-ль стал важнейшим политическим городом империи

ЛИТУРГИКА.

Евхаристический канон, его догматическое содержание. Структурные элементы и отличительные черты византийских анафор свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста. Преложение святых Даров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.006 с.)