Личность свт. Кирилла Александрийского и его влияние на богословие в Церкви. Противоборство свт. Кирилла и антиохийцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность свт. Кирилла Александрийского и его влияние на богословие в Церкви. Противоборство свт. Кирилла и антиохийцев



Личность свт. Кирилла Александрийского (376-444). Властный, волевой, местами - авторитарный. Активно выступал против несториан.

412 г. – архиеп. Александрийский. Его противостояние с Антиохией началось, когда туда на кафедру поставили Нестория. Противоборство свт. Кирилла и антиохийцев. Свт. Кирилл первым с 428 г. отреагировал на ересь Нестория о 2 природах и 2 ипостасях во Христе. Отстаивал учение о том, что Христос – одна личность. По мнению святителя человеческая природа стала «собственной» для Слова. Святитель настаивал на единстве природ, ипостасном единстве, едином субъекте Божества и человечества во Христе. Ранняя терминология святителя была несовершенна. В этой терминологии было следующее выражение: «Единая природа Бога Слова» (встречается в 12-ти анафематизмах, которые он писал стороннику Нестория блж. Феодориту Кирскому). Он запутался в терминологии. Однако крайние последователи Кирилла не поняли тонкости его терминологии и стали настаивать на том, что во Христе не было полноценной человеческой природы, она растворилась в Божественной природе. Последующие христологические споры по сути стали выяснением того, что имел ввиду святитель Кирилл. Организация и председательство святителя на III Вселенском Соборе в Ефесе в 431 г. сыграли важную роль в истории Церкви. Но также следует отметить, что Собор был слабоват. На нем только опровергли ересь Нестория, но не сформулировали положительных определений. Сказали, как верить нельзя, но не сказали, как нужно. Осуждение Нестория подписывали под угрозой власти. Также перед собором 431 г., в 430 г. свт. Кирилл провёл местный Александрийский Собор. После указанных Соборов споры только усилились. Так, что после II ВС временно разрывалось каноническое общение между Антиохийской и Александрийской. (в 433 г. после осуждения Нестория, было восстановлено).

ЛИТУРГИКА.

Входные молитвы и проскомидия: основное содержание и структурные элементы, вещества для литургии.

Диак. и свящ. перед царскими вратами – три поклона

диак.+свящ. полное начало

диак.: «Помилуй нас, Господи…», Слава: «Господи, помилуй нас…» И ныне: «Милосердия двери…»

тропарь «Пречистому образу Твоему…» (целуют икону Спастеля на иконостасе)

тропарь «Милосерия сущи источник…» (целуют икону Богородицы на иконостасе)

свящ.: «Господи, низпосли руку Твою…» (поклону друг другу)

Вхождение в алтарь со словами «Вниду в дом Твой…»

Творение поклонов перед святым престолом и целование Евангелия и престола.

Облачение

- тропарь «Искупил ны еси от клятвы законныя…» целование священных предметов

- Агничная просфора

- Соединение вина с водой

- Богородичная просфора

- Девятичинная просфора

- Заздравная просфора

- Заупокойная просфора

- Покрытие Даров и каждение

- Молитва предложения и отпуст

Богословский смысл элементов просокомидии

Проскомидия – воспоминание страданий Христовых; Его рождество

Хлеб – символ непорочной Жертвы-Христа, Чаша с вином – Чаша с Тайной Вечери

Копие – символ копья св. Лонгина

Печать на прософре – победа Христа

Круглая печать на просфоре символизирует кинсон, или ту дидрахму и статир (Мф.17:24, 27), а квадратная – совершенство Богочеловека Иисуса Христа

Звездица – Вифлеемская звезда, дискос – ясли, кадило и ладан – дары волхвов

Надрезание бока Агничной прософры – прободение бока Христа

Вливание воды в вино – истечение из бока Христова крови и воды

Частицы на дискосе – вся Церковь (Господь, Матерь Божья, ангелы, святые, усопшие и живые)

Подробнее см.: архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский). Новая Скрижаль. Часть 2, глава 6, параграфы 27-44

Вещества для литургии

Хлеб и вино:

хлеб пшеничный – чистый и квасный,

вино виноградное красное

А также: восковые свечи и елей, для горения, и фимиам для каждения.

Литература:

Кашкин А. С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 360-371.

 

ИРЦ.

Православие в Литве и Польше. Дискриминационные меры против православных. Злоупотребление «правом подавания» (jus donandi), как способ подбора кадров высшей церковной иерархии. Униональные тенденции. Деятельность ордена иезуитов по подготовке унии. Братства в борьбе за Православие. Преподобный Иов Почаевский. Развитие просвещения и регулярного образования. Деятельность К. Острожского, А. Курбского, игумена Артемия. Брестский Собор 1596 года. Заключение унии. Восстановление иерархии в 1620 году. Деятельность митрополита Петра Могилы.

Акценты при ответе необходимо сделать на деятельности братств и Брестском соборе.

В 1569 г. была заключена Люблинская уния, после которой объединенное польсколитовское государство стало именоваться Речью Посполитой. Православное население Белоруссии и Западной Украины, оказавшееся в составе Польши, начало испытывать гнет католицизма. Угнетения и преследования заставляли православных переходить в унию или прямо в католичество, так как, отказавшись от Православия, можно было получить различные льготы, административные должности. Перед православной шляхтой стоял выбор: либо сохранять верность Православию и отказаться от всех сословных преимуществ, либо принять католичество и удержать за собой эти сословные преимущества. В итоге к концу XVII в. после Бресткой Унии православная шляхта в Польше почти вся перешла в католичество и подчинилась власти Рима. Брестская уния 1596 г. поставила последнюю точку в объединении Польши и Литвы и провозглашении католичества господствующим вероисповеданием. Кроме того, большая часть православной иерархии во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рогозой приняла Брестскую унию и признала над собой власть Рима. Это было время самых тяжелых испытаний для православных. Важную роль в подготовке унии сыграл орден иезуитов вместе с известным иезуитским ученым Петром Скаргой. Иезуиты активно переманивали православных на сторону католицизма, плели интриги, содействовали развитию прокатолического образования на территории Речи Посполитой. Если до этого Православная Церковь не подвергалась открытым массовым гонениям, то с конца XVI в. отношение к ней властей новообразованной Речи Посполитой резко ужесточилось, приобретая воинственный, беспощадный характер. После Брестского Собора до 1632 г. Православная Церковь в Речи Посполитой официально была объявлена вне закона. Однако православный народ боролся против унии, борьба охватила все население Украины и Белоруссии, сохранявшее верность Православию. Реакцией на притеснения послужило возникновение православных братств: Львовского (с 1585 г.) и Виленского (с 1588 г.).

Главными задачами братств являлись: открытие и содержание духовных училищ, подготовка юношей в качестве защитников Православной веры и Церкви, учреждение типографий и издание необходимых церковных книг. В результате в лице братств возникла новая церковно-общественная сила, способная благотворно влиять на все стороны церковной жизни. Большую роль в борьбе с унией сыграл князь К. Острожский – политический деятель РП. Он призывал верующих к борьбе с унией, основал Острожскую типографию, участвовал в проведении Собора против Брестской унии в 1596 году. Важна также роль игумена Артемия и А. Курбского, которые еще задолго до начала унии защищали православие на территории Польско-Литовского государства. А. Курбский переводил православных святых отцов с латинского языка, а старец Артемий своей богословской деятельностью защищал православие от влияния протестантских идей. К 1620 году иерархия православных епископов на территории польского государства истощилась. Восстановил иерархию в Киеве патриарх Иерусалимский Феофан, которую не признала Польша. Под покровительством гетмана Сагайдачного-Конашевича, он рукоположил Киевского митрополита и шесть епископов на западнорусские кафедры. После этих событий в борьбе с унией важную роль сыграл митрополит Петр Могила, который добился на Варшавском сейме 1632 года признания православной церкви на территории Речи Посполитой. На ряде соборов, где искался путь разрешения проблем между униатами и православ. Проявил себя защитником православия. Вел активную издательскую деятельность: автор Требника, катехизиса. ОСНОВАНИЕ КИЕВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРИ митрополите ПЕТРЕ. Также следует добавить, что на территории Речи Посполитой до унии и после владельцы (патроны) церквей и монастырей обладали правом подавания и зачастую им злоупотребляли. В частности, они отдавали храмы в управление еретикам, недостойным иерархам, самовольно без согласия епископа прогоняли и назначали духовенство, вмешивались в духовные дела приходов и монастырей. Преподобный Иов Почаевский (Железо; ок. 1551 – 1651 гг.) – игумен Свято-Успенской Почаевской Лавры. Уроженец Галиции. Имел общение с К. К. Острожским. Перешел к Почаевским горам, где братия избрала его игуменом. Был аскетом.

 


 

Билет № 22.

ВЗ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.013 с.)