Книга Левит: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга Левит: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи.



Связь книги Левит с Новым Заветом.

Повествовательные эпизоды книги Левит: смерть Надава и Авиуда (Лев. 10:1-6); наказание за хулу на Господа (Лев. 24:10-23).

Постановления о жертвах (закон о всесожжении (Лев. 1), жертва бескровная (Лев. 2), жертва мирная (Лев. 3), жертва за грех (Лев. 4, 5), жертва повинности (Лев. 5, 6), наставления священникам о жертвах (Лев. 6, 7).

Постановления о священстве: первосвященник, священники (Исх. 28, 29, 39; Лев. 8 – 10).

Ответ Д. Г. Добыкина.

Левит: евр. Вайикра («и воззвал»). Структура: практически нет исторических разделов, только о гибели Надава и Авиуда. Книга содержит заповеди.

Основная богословская идея: святость как отделенность от этого мира, посвященность Богу. Заповеди предназначены для того, чтобы отделиться. Разбор терминологии: святой в ВЗ = воцерковленный в НЗ, а святой в НЗ = праведник в ВЗ.

Связь книги с НЗ: НЗ говорит о жертве Христовой, а Левит говорит о жертвах, прообразующих будущую жертву Богочеловека.

Надав и Авиуд: дети Аарона, кадившие чужеродным огнем в скинии, после чего их поразил Господь.

Наказание за хулу: был человек, хуливший Господа ‒ его побили камнями.

Всесожжение: полное посвящение Господу. Жертва бескровная ‒ зерна, мука, печеный хлеб, благодарственная. Жертва мирная ‒ частичная жертва, делилась на три части, приносилась ради мира с Богом, благодарственная. Одна часть сжигалась, вторая ‒ священнику, третья съедалась людьми. Люди как бы были за одним столом с Богом. Жертва по милости, за грех ‒ одно и то же, за грех, не требующий смертной казни.

Доход священника зависел от того, насколько хорошо он объяснял закон.

Первосвященник ‒ прямой потомок Ааарона, следивший за священниками и совершающий ритуал очищения. Священники ‒ остальные сыновья Аарона, в 30 лет начинавшие служение, к которому готовились с 25 лет, задача ‒ приносить жертвы и быть посредником между Богом и людьми. Левиты ‒ потомки Левия, не входившие в семью Аарона, задача ‒ обслуживать скинию.

    Если строить аналогию с новозаветным духовенством, то только такую: первосвященник ‒ как папа римский, священник ‒ как епископ, левит ‒ как пономарь.

__________________________________________________________________

Книга Левит: В масоретском тексте книга именуется по первым словам «Вайикра» («И воззвал»), эта книга — своего рода «типикон» или богослужебный устав В.З-й Церкви. Содержит 27 глав. Время написания книги, примерно эпоха Объединенного царства. Содержание книги отражает жизнь в стане, что указывает на факт, что она была написана в пустыне.

Главная цель книги состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном нравственном общении с Богом.

Этой цели служат находящиеся в книге Левит постановления или композиция: Книга состоит из четырех основных разделов: 1) устав жертвоприношений (1-7); 2) обязанности и права священников (8-10); 3) законы о телесной чистоте (11-16); 4) т. н. «Кодекс Святости» (17-27), который считается наиболее древней частью Лев.

Стиль книги напоминает во многом стиль пр. Иезекииля. Это связано с тем, что свою окончательную форму текст принял в эпоху плена, в кругах духовенства, близких к пророку.

Богословие книги. Книга Левит учит, что народ Божий есть община верных, избранная для служения делу Господню. Она должна не только отрешиться от обычаев языческого мира, но и во всем жить по собственным законам. Это учение в НЗ находит раскрытие у ап. Павла (см. 2 Кор 6:14 сл.). Цель книги – дать законы святости в ВЗ-м понимании. Греческое название – «левитикон» (относительно левитов, то, что подобает делать левитам). смерть Надава и Авиуда (Лев. 10:1-6): рассказывается, как сыны Аароновы взяли кадильницы и положили в них курения и принесли огонь, который был чужд Богу, за это он их умертвил.

наказание за хулу на Господа (Лев. 24:10-23): кто будет Хулить Господа тот должен умереть, камнями побьет его общество. закон о всесожжении (Лев. 1): Из крупного скота: муж пола, без порока тельца (священники кровью кропят престол со всех сторон, снимут кожу и на дрова положат тук и голову, а внутренности и ноги вымоет и сожжет на жертвеннике). Малого скота: овцы или козы (тоже самое). Птицы: горлицы или молодые голуби.(свернет ей голову и сожжет на жертвеннике, кровь выцедит к стене жертвенника,зоб и перье бросит подле жертвенника). Кровавые: 1. Классификация по природе жертв (материалу). Это кровавые и бескровные. Бескровные не связаны с хранителем крови. Кровавая это пролитие крови. 2. Кровавые – это всесожжение. По способу приношения. Всесожжение жертва полностью сжигается Не всесожжение частично. Причина жертвы – это покаяние(всегда всесожжение), благодарение(может так и так быть) и мирная (всегда частичная). Жертва покаяния. Как часто ее приносили в принципе так же, как мы сейчас исповедуемся.

Как проходило. (Буквально) Человек должен взять идеальное (дорогое) животное. А какое животное зависит от материального положения. Если богатый – телец, а бедный – птичка. Грех это что-то серьезное и ты за это серьезно должен пострадать (материально). Приводил в скинии, возлагал руку на шею и исповедовал грехи. И происходило символическое перенесение чел. Греха на животное. Оно становилось носящие грех. Затем животное закалывалось. Человек должен понять, что без пролития крови нет прощения. Он должен понять, что на месте животного должен был быть сам человек. Затем животное приготавливалось и сжигалось. А отходы сжигались отдельно просто. Новый Завет говорит о Ветхих Заветных приношениях и использует не прощение грехов, как ВЗ, а покрытие греха. Как бы Бог не видит грех. Грех есть, но Бог не видит.

Жертва благодарения. Благодарность Богу за что-то. Чаще всего всесожжение. Сказать Богу спасибо. Типология. Связана с евхаристией. Мы благодарим Бога за Его милость. Он даровал нам возможность жить вечно. Мирная жертва. Она чуть покаянная и чуть благодарственная. Он подчеркивал, что человек находится в мире с Богом.Учавствовать могли и много человек. Берется идеальное животное. Часть сжигалась на жертвеннике, часть отдавалась священникам и часть съедалась приносимыми людьми. Трапеза показывает Свящ, Бога и людей,что они в мире с Богом.

3 вида служения: 1. Первосвященник (прямой потомок Аарона. Он только один) 2. Служения священника. (Потомки Аарона) (задача-приносить жертву) ветхозаветные священники прообраз Христа (Христос жертва и жрец). Новозаветные свящ. Задача – учить, руководить. 3. Левиты. (Те кто работал в храме: носили скинию, трубили, убирались).

НЗ

Постановка синоптической проблемы и основные гипотезы по её разрешению: гипотеза первенства еврейского текста апостола Матфея, гипотеза устного и письменного первоевангелий, гипотеза взаимного пользования. Сильные и слабые стороны данных гипотез.

Проблема: синоптические Евангелия местами очень похожи, а местами сильно отличаются друг от друга: на микроуровне (одни сюжеты описаны по-разному), на макроуровне (разная последовательность сюжетов, отсутствие некоторых сюжетов у Евангелистов).

(Пример: исцеление тещи Петра Мф 8:14-15; Мк 1: 29-31; Лк 4:38-39).

Впечатление, будто авторы пользовались одним текстовым источником.

Решение:

Гипотеза 1. Блаж Августин «О согласовании евангелистов»: Первым написано Мф. Другие либо сокращали его (Мк.), либо добавляли собственный материал из предания (Лк.).

Контраргумент: мала вероятность того, что зная первоначальный текст, последующие евангелисты допустили такие сильные пробелы и расхождения.

Гипотеза 2. Существовало протоевангелие на арамейском языке. Синоптики пользовались этим текстом по-разному, отсюда и различия.

Контраргумент: 1) нет сведений о письменном Протоевангелии, 2) не объясняет появление сходств и различий в греческом тексте.

Гипотеза 3. Раньше было принято заучивать текст наизусть. Синоптики пользовались устным заученным преданием протохристианской общины в Иерусалиме.

Контраргумент: некоторые совпадения (с точностью до знака) между синоптиками свидетельствуют о литературной зависимости.

Гипотиза 4. Теория 2х источников. Один: евангелие от Марка, написанное первым. Второй: сборник изречений и проповедей Христа (называют Q, от Quelle - источник). Матфей и Лука пользовались этими источниками по своему усмотрению.

Эта гипотеза была основной в 19 и 20 вв. Однако некоторые исследователи доказывают, что Мф и Лк опирались на большее число источников.

ДОГМ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.008 с.)