Год – падение константинополя. Посвящение патриархом-униатом григорием маммой, жившим в риме, митрополитом киевским григория болгарина. Собор в москве (1459). Окончательное разделение митрополии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Год – падение константинополя. Посвящение патриархом-униатом григорием маммой, жившим в риме, митрополитом киевским григория болгарина. Собор в москве (1459). Окончательное разделение митрополии.



Примеры благочестия многих русских пастырей и князей. Русский народ немало выставил из среды себя за это время истинных угодников Божиих, бывших примером высоких христианских добродетелей и прославляемых Русской церковью в лике своих святых. Таковы были: русские первосвятители, великие московские чудотворцы Петр, Алексий и Иона, святые Серапион Владимирский, Игнатий Ростовский, Дионисий Суздальский, Стефан Пермский, несколько новгородских владык, из русских князей - Александр Невский, Довмонт Псковский, Михаил Тверской, Михаил Черниговский, Роман Рязанский и др., наконец многочисленный сонм высоких подвижников севера с своим главой Сергием Радонежским!

Монашество. С ХIV века начинается у нас, можно сказать, лучшее время для монашества, когда оно в полтора века успело воздвигнуть до 180 новых обителей, выставило из своей среды целый сонм высоких подвижников и проявило необыкновенную общественную деятельность. Причинами такого сильного развития монашеской жизни были, с одной стороны, большее усвоение лучшим обществом христианства, с другой - тяжкие обстоятельства времени, которые естественно возбуждали в народе набожность и заставляли прибегать за утешением к религии.

Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, был сын Кирилла и Марии, ростовской боярской семьи, родился около 1314 года. По смерти родителей он отдал все их имение младшему брату, а сам с другим (старшим) братом Стефаном удалился в пустыню в нескольких верстах от Радонежа. Пустынники построили себе в лесу келью и деревянную церковь Св. Троицы (около 1340 года). Стефан скоро оставил брата, перейдя в московский Богоявленский монастырь. Оставшись один, преподобный Сергий всей душой предался пустынным подвигам, претерпевая все неудобства пустыни, страх от зверей, искушения от демонов. Молва ο святости отшельника привлекла к нему учеников. Около его кельи и храма поставлено было несколько избушек, в которых поселилось до 12 иноков. Святой Сергий трудился на братию, как купленный раб, строил келлии, рубил дрова, молол жито на ручных жерновах, пек хлеб, шил одежды, носил воду, а ночь проводил без сна в молитве, питался толькохлебом и водой. Β 1354 году братия заставила его принять сан пресвитера и игумена.

Троице-Сергиева Лавра основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. Обитель святого Сергия сделалась первой святыней Москвы и образцом для других монастырей; при жизни Сергия и после его кончины через его учеников она распространила от себя во все стороны множество новых обителей - своих колоний, и целою сетью их охватила всю северную Русь, стягивая ее к одному центру - Москве. Еще при жизни Сергия появилось несколько монастырей: Киржачский и Голутвин, основанные им самим, Симонов в Москве, основанный племянником его - Феодором, Борисоглебский в Ростове, Дубенский на Стромыни, Дубенский на Острову, основанный с благословения Сергия Дмитрием Донским в память Куликовской битвы и др. Везде первыми игуменами были ученики Сергия. Митрополит Алексий, строитель 5 монастырей (в Москве, Серпухове и Нижнем), для своих московских монастырей, Чудова и Андроникова, взял игуменов также из учеников преподобного.

Другие наиболее замечательные монастыри и подвижники. С половины ХIV века, после прославления Сергиевой пустыни, число новых монастырей быстро стало возрастать по всем краям Великороссии. Москва была опоясана целой линией их, как духовной оградой. Усердными строителями их был митрополит Алексий, великий князь Василий Дмитриевич и другие лица. Супруга Донского Евфросиния (в миру Евдокия) по смерти своего мужа (около 1387 года) основала в Москве монастырь Вознесенский, в котором сама постриглась и была погребена и который с тех пор сделался постоянною усыпальницею московских великих княгинь и цариц. В Твери было основано 11 монастырей, в Нижнем - 4. Из Нижнего воссиял святостию известный Дионисий Суздальский. Он подвизался здесь сначала в пещере на берегу Волги, потом (около 1330 года) устроил тут Печерский монастырь. Учениками его были преподобный Евфимий Суздальский, основатель Спасо-Евфимиева монастыря, и преподобный Макарий Унженский, с 12 лет подвизавшийся в монастыре святого Дионисия, основатель трех монастырей в костромских пределах - на реке Лухе, на Желтых водах и на реке Унже. Другой костромской подвижник, ученик преподобного Сергия, Аврамий Галичский (+ 1375) основал таким же образом, переходя с места на место, 4 монастыря. В Боровском княжестве прославился преподобный Пафнутий Боровский, подвизавшийся сначала в Высоцком монастыре ученика Сергия Никиты, потом основавший (в 1444 году) свой монастырь. Под его руководством начал свои подвиги знаменитый после преподобный Иосиф Волоцкий.

Общежитие и отшельничество. Лучшие монастыри держались общежительного устройства. Но едва ли не более было обителей необщежительных, в которых монахи имели каждый свое особое хозяйство, особо держали келейное правило и сходились вместе только для богослужения. Таковы большею частию были небольшие северные монастыри.

Монастырские вотчины. Средствами для содержания монастырей были разные пожертвования богомольцев, вклады на помин душ и монастырские вотчины. Вотчин монастырских было уже так много, что они составляли главный источник содержания монастырей и успели повлиять на самую жизнь монастырей, втягивая их более надлежащего в мирские попечения ο хозяйстве, суде и управе над крестьянами, в тяжбы с соседями и прочее.


 

Билет № 12.

ВЗ

Книга Второзаконие: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи. Первая и вторая речи Моисея (Втор. 1 – 4:43; 4:44 – 26:19): заповедь о едином месте для поклонения Богу (Втор. 12); закон о лжепророках (Втор. 13:1-5); закон царя (Втор. 17:14-20); закон о жертве за преступление неизвестного убийцы (Втор. 21:1-9); постановления о разводе (Втор. 24:1-4); постановления о левиратном браке (Втор. 25:5-10). Песнь Моисея (Втор. 32). Благословение Моисеем колен Израиля (Втор. 33). Смерть и погребение Моисея (Втор. 34).

Ответ Д. Г. Добыкина.

Книга состоит из речей Моисея, в которых он пересказывает то, что было. Первая и вторая речь ‒ от Египта до Заиорданья.

Основные богословские идеи: один Бог = одно место для поклонения, один жертвенник (12 гл.).

Закон о пророках: предсказал, исполнилось ‒ от Бога, не исполнилось ‒ не от Бога. Но! Если после этого призывает к идолопоклонничеству ‒ лжепророк. Закон о царе: только из иудеев, должен быть послушен Богу, с ним Бог будет говорить через пророков; не слишком много стад, лошадей, жен, хотя гарем будет. Закон об убийце: если найден труп, старейшина деревни умывает руки над трупом, говоря, что они чисты от крови убитого. Постановление о разводе: мужчина дает разводное письмо, это ограничивало его права. Левиратный брак: левир ‒ деверь, брат мужа; в случае смерти мужа на вдове женится ближайший родственник, делая ей ребенка-наследника, после чего он мог развестись с ней, а мог и остаться ‒ зачастую это было выгодное дело, ведь все имущество родственника переходило к ней.

Песнь Моисея: в ней Моисей говорит о наказании Израиля за нечестие. Благословение Моисея: за исполнение Закона Божия. Смерть Моисея: умирает на горе Нево, его хоронит Иисус Навин, скрывая могилу, чтобы не давать иудеям повода для идолопоклонничества.

__________________________________________________________________

У евреев называлась её начальными словами «Элле гадде варим» — «сии суть слова»; в греческой Библии она, по своему содержанию названа «Девтерономион», что в славяно-русской Библии переведено как «Второзаконие», ибо в этой книге содержится повторение узаконений и событий, изложенных в книгах Исход, Левит и Чисел.

Книга Второзаконие состоит из четырех частей: I часть содержит обзор истории странствования Израиля от Синая до Ханаана (1:1-4:43). II часть является законодательным ядром книги. Она включает в себя Декалог, другие важные заповеди, законы о богослужении и праздниках, а также гражданские уставы (4:44-26:19). III часть дает ритуал обновления Завета, который следовало совершать в Сихеме после завоевания обетованной земли (27:1-30:20). Кульминацией отрывка является 28-я глава, содержащая благословения и проклятия. Завершается эта часть призывом соблюдать Завет. IV часть включает последние наставления Моисея, его песнь и благословения, а также повествование о его смерти (31:1-34:12).

Время написания. Книга написана Моисеем в конце сорокового года по исшествии из Египта на восточной стороне Иордана, в земле Маовитской. (Однако есть расхождения во мнениях относительно датировки). К этому времени уже почти никого не оставалось в живых из тех израильтян, которые слышали закон Божий на Синае; в предлежащую землю обетованную должно было вступить новое поколение. Теория М. Л. Де Ветте (1805): Второзаконие является самостоятельным лит. произведением, к-рое нельзя рассматривать только как один из источников Пятикнижия; хотя в книге и обнаруживается влияние повествовательных и юридических традиций первых 4 книг Пятикнижия (Бытие - Числа), стилистически и тематически Второзаконие более связано с редакциями следующих за ней исторических книг; наконец, характерные для Второзакония части законодательства, особенно те, в к-рых указывается на необходимость централизации культа, вполне соответствуют реформам, приписываемым жившему в кон. VII в. до Р. Х. иудейскому царю Иосии (4 Цар 22. 1 - 23. 25), и по крайней мере нек-рые части Второзакония можно отождествить с Книгой завета, найденной в иерусалимском храме в 18-й год правления Иосии (622 г. до Р. Х.).

Цель: Моисей перед смертью своею повторил закон Божий, чтобы обетованиями и угрозами от имени Божия сильнее побудить народ ходить по путям этого закона. Это он и сделал написанием книги Второзакония, которая в некоторой степени является сводом и комментарием прежде данных законов. Богословские идеи: идея чистого монотеизма, учение об избрании Израиля и о завете между Яхве и Его народом. Имя Яхве используется во В. 221 раз. Под этим именем Бог открывается Моисею на Синае и дает повеления избранному народу соблюдать установленный там завет. Редкое использование имени Элохим (23 раза), а также др. имен и эпитетов Божиих (18 раз) подчеркивает почти исключительную сосредоточенность В. на судьбе народа Израиля.

Втор. представляет собой 3 прощальные речи Моисея, обращенные к израильтянам, находящимся еще в Заиорданье, на равнинах Моава, накануне перехода р. Иордан. Основные части вводят 4 надписания, в к-рых о Моисее говорится в 3-м лице и формулируется основное содержание последующего отрывка. Во введении (Втор 1. 1-5) сообщается о месте произнесения закона Моисеем.

Первая речь Моисея. Посвящена постановлениям и деяниям Бога и описанию странствований евреев от Хорива (Синая) до земли Моавитской. В 1-й части (Втор 1. 6 - 3. 29) дается исторический обзор речений Господа и этапов продвижения израильтян от Хорива (Синая) до равнин Моава. Воспоминания начинаются с ухода Израиля с горы Хорив, неудачной попытки овладеть землей, к-рую Бог обещал их отцам, и пребывания в пустыне (Втор 1. 6 - 2. 1). После повторного повеления Бога войти в землю обетованную описывается победа над аморрейскими царями Сигоном и Огом в Заиорданье, разделение их земель между коленами Израиля, затем следуют молитва Моисея Господу и предсказание скорой смерти Моисея, а также того, что он не перейдет Иордан (Втор 2. 2 - 3. 29). Во 2-й части говорится об обязательствах Израиля по отношению к Господу (верность избранного народа Господу и запрещение идолослужения) (Втор 4. 1-40).

Вторая речь Моисея. Также можно выделить 2 основные части: требования, предъявляемые к израильтянам, вошедшим в завет с Богом (Втор 4. 44 - 11. 32), и собственно закон Господа.

Заповедь о едином месте для поклонения Богу. Надлежало уничтожить даже воспоминание о бывшем идолопоклонстве. «но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите» (Втор. 12, 5). – говорится о месте, где будет скиния.

Закон о лжепророках (Втор. 13:1-5). Ложный пророк и всякое другое лицо, проповедующее отступление от Бога в пользу языческих божеств, должны быть преданы смертной казни; город, замеченный в проповеди отступления, должен подвергнуться поголовному истреблению жителей вместе со всем, что находится в городе, и впредь не восстановляться, — согласно точному смыслу законов о совратителе в идолопоклонство. Имея значение карательной меры, закон о совратителях имеет в то же время и предупредительный характер: «весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла» (Втор. 13, 11).

Закон царя (Втор. 17:14-20). Еврейским царем должен быть человек, избранный самим Богом из среды Израиля. Еврейский царь не должен помышлять о возвращении в Египет, о котором непокорный народ неоднократно вспоминал во время своих странствований по пустыне (Исх 14.11-12:16.3, 17.3; Чис 11.5:21.5) и куда думал однажды возвратиться (Чис 14.3-4); не должен обставлять своего двора атрибутами языческой роскоши, пагубной для него самого и обременительной для экономии народа.

Закон о жертве за преступление неизвестного убийцы (Втор. 21:1-9). Надлежало принести в жертву телицу, на которой не работали, и которая не носила ярма.(Втор. 21, 3).

Постановления о разводе (Втор. 24:1-4). «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» (Втор. 24, 1-4).

Постановления о левиратном браке. Исключением из запрещенных браков в близких степенях родства является брак с женою умершего бездетным брата, так называемый левиратный (levif — деверь) брак, имевший своей целью поддержание «имени почившего в Израиле».  За неимением брата, бездетную вдову должен был взять ближайший родственник.  Делая левиратное постановление, Моисей вводил не новый закон, а только сообщал юридическую силу древнему обычаю, существовавшему у евреев и некоторых других народов.

Песнь Моисея В песни Моисея (Втор 32. 1-43), записанной им по повелению Господа (Втор 31. 19, 22), законодатель укоряет ту часть Израиля, которая впала (и впадет в будущем, когда придет в землю обетованную) в идолопоклонство и стала (станет) приносить жертвы языческим богам. Однако «близок день погибели» (Втор 32. 35) для идолопоклонников «и мчится предназначенное им». Есть только один Бог - Господь, избравший Израиля. Он умерщвляет и оживляет, ранит и исцеляет; и никто не избавит от руки Его.

Благословение Моисеем колен Израиля (Втор. 33). Основная идея этих благословений - в призыве помощи от Господа на колена Израиля и их предводителей во время борьбы с врагами. Отсутствие упоминания о колене Симеона объясняется тем, что оно в эту эпоху соединилось с коленом Иуды.

Смерть и погребение Моисея (Втор. 34). «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34, 5-7).

НЗ

Деятельность Иоанна Крестителя и Его свидетельство о грядущем Мессии (Ин 1:19- 28). Обряд погружения в воду в контексте иудейской традиции ритуальных очищений I в. до Р.Х. – I в. по Р.Х. в миквах; археологические сведения: квартал с миквами в Сепфорисе, миквы рядом с Храмовой горой. Слова Иоана Крестителя о Мессии как об «Агнце Божием» (Ин 1:29) в связи с ветхозаветными Писаниями. Крещение Господа Иисуса Христа (Мф.3.13-17; Мк.1. 9-11; Лк.3.21-22). Археологический аспект: современная идентификация места крещения Господа (Вифания/Вифавара заиоранская; Ин 1:28) и аргументы в пользу данной идентификации. Богословский аспект события Крещения: Откровение о Св. Троице (Богоявление).

Деятельность Иоанна Крестителя и Его свидетельство о грядущем Мессии (Ин 1:19- 28) – читай Евангелие.

Обряд погружения в воду в контексте иудейской традиции ритуальных очищений I в. до Р.Х. – I в. по Р.Х. в миквах: «Миква» в переводе означает скопление воды. В писаниях раввинов - имеет значение ритуального омовения, погружения, во время которого нечистое в ритуальном смысле освящается. Многие предписания, касающиеся миквы, связаны с храмовым служением. После разрушения храма эти предписания потеряли свое значение (священники д.б. чистыми для совершения служения). Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение.

археологические сведения: квартал с миквами в Сепфорисе, миквы рядом с Храмовой горой: в Сепфорисе найдены миквы -> там жили иудеи.

Силоамская купель находилась на юге от Иерусалимского храма. Воды Силоама считались священными и были предметом торговли. Истекающий из храмовой горы и струящийся тихими водами Силоам есть символический образ Того, Который «исшел от Бога» и Который «кроток и смирен сердцем».

Агнец Божий - символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека (Ин 1:29). Прообразом этой жертвы служили все виды ветхозаветных жертв, культ к-рых появился с незапамятных времен. Жертвы приносят уже сыновья первых людей, Авель и Каин (Быт 4. 3-4).

Образ агнца восходит к ветхозаветным временам, где он ассоциируется с ягненком, приносимым в жертву для очищения народа от грехов, и в особенности с пасхальным ягненком (агнцем). Мессия именуется «Рабом» («Отроком» Господним) (Ис 52. 13-15; 42. 1; 53. 7).

Современная идентификация места крещения Господа: точное место не известно. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской. До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины (640 год) местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше.

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и Бог Отец голосом с неба засвидетельствовал о Нем, как о Своем Возлюбленном Сыне. Праздник называется Богоявлением, в первую очередь, в смысле первого явного Новозаветного откровения о Святой Троице.

ИХ пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей.

Момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

ДОГМ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.035 с.)