Книга чисел: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга чисел: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи.



Законодательная часть книги Чисел: законы о поведении в стане (Числ. 5, 6); приношения для скинии (Числ. 7); законы о богослужении (Числ. 8 – 10:10); дополнительные законы (Числ. 15); законы о священниках и очищении (Числ. 18, 19); законы о жертвоприношениях и обетах (Числ. 28 – 30); законы о разделе земли (отношение к местным жителям, города левитов, города убежища (Числ. 33 – 35)); законы о браке в пределах одного колена (Числ. 36). Повествовательная часть книги Чисел: перепись народа и левитов (Числ. 1 – 4); путь от Синая до Ханаана (Числ. 10:11 – 12); двенадцать соглядатаев и наказание Израиль за неверие (Числ. 13, 14); восстание Корея, Дафана и Авирона, жезл Аарона (Числ. 16, 17); странствование по пустыне (Числ. 20, 21); история Валаама (Числ. 22 – 24); идолопоклонство и поражение народа (Числ. 25); перепись стана (Числ. 26); избрание Иисуса Навина (Числ. 27); война с мадианитянами (Числ. 31); раздел Заиорданья (Числ. 32).

Ответ Д. Г. Добыкина.

Числа ‒ потому что много чисел. Евр. «Бемидбар», «в пустыне».

Композиция ‒ повествование о странствии иудеев в пустыни.

Содержание ‒ история, книга начинается и заканчивается переписью.

Богословские идеи: верность и доверие Богу ‒ нужно доверять Ему, и тогда все получится.

Стан располагался вокруг скинии, все нечистое удалялось из стана. Приношения для скинии ‒ нужно было приносить самое лучшее. Закон о богослужении: священники должны были исполнять все ритуалы трезво и благочестиво. Доп. законы ‒ о том, как относиться к пришельцу (если он желает поселиться с иудеями, должен был исполнять все предписания), как приносить жертвы. Закон о рыжей телице (19 гл.) ‒ сжигали вне стана, смешивали с водой и окропляли для очищения; совершали священники, после чего становились нечистыми. Законы об обетах: дал обет ‒ выполняй, не можешь выполнить ‒ искупай, заменяй равнозначным. Если женщина хочет дать обет, отец или муж может остановить ее, пока еще не дала. Если уже дала обет ‒ нельзя запрещать. Закон о разделе земли: она делилась на колена, внутри колена ‒ делилась между семьями. Местные жители должны были изгоняться, если они не подчинялись иудеям. Культура евреев ‒ сельскохозяйственная, а культура хананеев ‒ более городская.

История Чисел ‒ перепись народа и левитов, затем отправляются от Синая к Ханаану, по пути теряя благословение на вхождение в землю обетованную ‒ смогут войти только их дети. Странствие по пустыни ‒ евреи не каждый день передвигались, они могли годами жить на одном месте. Валаам должен был проклясть евреев, но вместо этого благословляет их. Ловушка в виде праздника с ритуалами сексуального характера, левиты истребляют идолопоклонников, и Бог не проклинает иудеев. Перепись стана в конце книги ‒ евреев стало меньше, но этим меньшим количеством они захватывали Ханаан. Раздел Заиорданья ‒ скот и жены остаются там, основная масса идет в Ханаан.

 

__________________________________________________________________

В еврейском тексте называется: 1) «Вай-адаббер» («И сказал»), соответственно первому выражению книги; 2) «Бемидбар» («В пустыне»), согласно содержанию книги, а также дальнейшему выражению 1 стиха ее I главы. Кроме того, на языке раввинов она носит название 3) «Сефер миспарим» («Книга исчислений»), по характеру содержания ее некоторых отделов. По той же причине в греческой Библии книга получила название «Ἀριθμοί» («Числа»), в латинской «Numen» («Числа»), в славянской и русской — «Числа».

Книга Числа может быть тематически разделена на три части: I часть. Приготовления израильтян к отшествию от горы Синай (1-10:10): 1) исчисление народа и левитов (гл. 1-4); 2) законы о поведении в стане (гл. 5-6); 3) приношения для скинии (гл. 7); 4) законы о богослужении (8-10:10 ). II часть. История странствования евреев до завоевания Ханаана (10:11-21): 1) путь от Синая до Ханаана (10:11-12); 2) послание двенадцати соглядатаев, восстание народа и суд Божий (гл. 13-14); 3) дополнительные законы (гл. 15); 4) бунт Корея, Дафана и Авирона. Расцветший жезл Аарона (гл. 16-17); 5) законы о священниках и очищении (гл. 18-19); 6) странствование Израиля по пустыне (гл. 20-21 ). III часть. Пребывание евреев на восточном берегу Иордана (гл. 22-36): 1) Валак и Валаам (гл. 22-24); 2) идолопоклонство народа в Ситтиме, подвиг Финееса (гл. 25); 3) перепись молодого поколения Израиля (гл. 26); 4) закон об уделе дочерей, избрание Иисуса Навина (гл. 27);

5) законы о жертвоприношениях и обетах (гл. 28-30); 6) война с мадианитянами (гл. 31); 7) раздел Заиорданья, подготовка к завоеванию Ханаана (гл. 32-35); 8) закон о браках наследниц уделов (гл. 36).

Указание в Числ. 36, 13 на написание книги «на равнинах моавитских, у Иордана против Иерихона», то есть в конце странствования евреев, по-видимому, относится лишь к окончанию книги, большая же часть её, вероятно, написана в разных местах пустыни Аравийской, в разное время — в зависимости от получения Моисеем Божественных откровений и обстоятельств путешествия. Книга, состоявшая из 36 глав, обнимает своим содержанием период около 39 лет. Цель написания, очевидно, состояла в том, чтобы увековечить в памяти людей чудеса Божественного промышления об избранном народе во время странствования, оставить урок потомкам не прогневлять Бога ропотом и неверием, а также записать законы гражданской и религиозной жизни для дальнейшего руководства Израиля.

Законы о поведении в стане. Заботясь о сохранении чистоты внутренней, члены избранного народа должны были сохранять и чистоту внешнюю как символ и обнаружение чистоты духа. Распоряжение об удалении из израильского стана лиц, подверженных физической нечистоте. Закон о возврате неправильно приобретенного. Обряд ревнования. Обет назорейства, назорейство - вид добровольного аскетического подвига, предпринимаемого с высокою нравственною целью: решающийся на этот подвиг «обещается зело обетом, еже очистился чистотою Господу» (Чис.6:2 по слав. пер.)

Приношения для скинии (Числ. 7). Первою совершалась жертва за грех (Лев.4.22-23), затем — жертва всесожжения (Лев.1:3-9) и наконец — жертва мирная (Лев.3.3-9), с завершительною трапезой. «И сказал Господь Моисею: по одному начальнику в день пусть приносят приношение свое для освящения жертвенника» (Чис. 7, 11).

Законы о богослужении (Числ. 8 – 10:10). Говорится об устройстве светильника, об освещении скинии лампадами, посвящении левитов и др. В кн. Чис 4.3:23, 30 начальный возраст левитской службы указан в 30 лет. В кн. 1Пар 23.3 - 24-28, в кн. 2Пар 31.17 говорится, что Давид нашел нужным призвать к очередному служению при скинии всех левитов, начиная с 20-летнего возраста, каковой порядок был удержан и на будущее время (1Ездр.3:8). Отмеченное разногласие дат начального возраста для левитского служения при скинии можно объяснить тем, что до 30-летнего возраста левиты привлекались лишь как помощники старших левитов; с 30-летнего же возраста делались самостоятельными служителями при скинии. Также говорится о праздновании Пасхи. Пасха, совершаемая по каким-либо уважительным причинам позднее законной, называлась у евреев малою Пасхою. Позднее такая Пасха совершена была иудейским царем Езекией, так как священники и левиты не успели к 14 числу первого месяца очистить запущенный храм и очиститься сами. Излагается повеление устроить серебряные трубы. - Выступление в пустыню Фаран. — Порядок движения. — Приглашение мадианитянина Ховава сопровождать евреев. — Воззвания Моисея при поднятии и остановке ковчега завета.

Дополнительные законы (Числ. 15) - О количестве хлебных приношений и возлияний при жертвах. — Начатки от теста. — Грехи слабости, по недосмотру и ошибке. — Грехи по злому умыслу. Казнь нарушителя субботы. — Кисти на одеждах израильтян.

Законы о священниках и очищении (Числ. 18, 19) – о служении и средствах содержания левитов, о жертве рыжей телице. Для очистительной жертвы употреблялась рыжая телица, так как багряный цвет символизирует греховную нечистоту человека.

Законы о жертвоприношениях и обетах (Числ. 28 – 30) - Повторение закона о жертвоприношениях ежедневных. — Закон о жертвоприношениях субботних и новомесячных. — Повторение закона о Пасхе, о празднике первых плодов и др.

Законы о разделе земли - Выделено 48 городов для жилища левитов, из них — 6 городов для убежища невольных убийц.

О браке. «вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего, чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих; и всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих, и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу» (Чис. 36, 6-9).

Повествовательная часть книги Числа: перепись народа и левитов (Числ. 1 – 4). Являясь средством приведения в известность количественного состава еврейской армии и количества плательщиков подушной подати в пользу скинии (Исх.30:11–16), перепись имела в то же время в виду и наглядное подтверждение божественных обетований патриархам о великом размножении их потомства.

Путь от Синая до Ханаана - Сначала израильтяне идут на северо-восток вдоль залива Элат (Акаба) к пустыне Фаран. Осев в ее северной части, в большом оазисе Кадеш (греч. Кадес), они, вопреки воле Моисея, предпринимают военную вылазку в сторону Негева (южн. Палестина), но встречают ожесточенное сопротивление хананеев. После этого они возвращаются в пустыню к заливу Элат и потом уже оттуда, минуя царство Едома, направляются в Заиорданье, на равнины Моава. Датой этих событий обычно принято считать последние годы ХIII века.

Двенадцать соглядатаев и наказание Израиль за неверие (Числ. 13, 14). «Смерть поразила соглядатаев прежде других – замечает св. Ефрем Сирин за то, что они заградили народу дверь обладания землей, столь для него желанной. (Заградив дверь земли обетованной) соглядатаи отверзли двери шеола для 600 000 человек, которые сошли туда после них»

Восстание Корея, Дафана и Авирона, жезл Аарона (Числ. 16, 17); странствование по пустыне (Числ. 20, 21). Страх от рассказов соглядатаев земли Ханаанской, неудача самовольного вторжения в заповедные пределы, предстоящее скитание по только что пройденным пустыням произвели в народе общий упадок духа и вместе с тем крайнее недовольство своим положением. Влияние Моисея ослабело; с упадком этого влияния ослабла и дисциплина. Пользуясь таким состоянием народа, левит Корей со знатнейшими рувимлянами Дафаном, Авироном и Авнаном составили заговор с целью произвести коренное изменение в церковно-гражданском устройстве общины. Вскоре на сторону заговорщиков перешли еще 250 «именитых» людей. Заговор прикрывался высокой идеей святости всего народа. На зачинщиков движения обрушилась страшная кара, которая должна была отрезвить их единомышленников.

История Валаама (Числ. 22 – 24). Языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии. В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его». Царь Валак узнал, что евреи истребили амореев. Для того, чтобы сохранить свой народ — моавитян от истребления их евреями, Валак решил прибегнуть к помощи прорицателя Валаама. Валак верил, что если Валаам проклянёт евреев, то его народ победит евреев в будущей битве. Когда Валаам выехал к Валаку, ослица Валаама увидела ангела, стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Валаамом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис. 22-25). Валаам был убит израильтянами во время истребления мадианитян (Чис. 31).

Идолопоклонство и поражение народа (Числ. 25). За идолопоклонство было поражено 24000 человек. Апостол Павел считает (1Кор 10.8) погибших не 24, а 23 тысячи, держась иудейского предания, по которому тысяча людей умерли не от «язвы», а от меча по приговору Моисея и судей.

Перепись стана (Числ. 26). На пороге Ханаана делается новый подсчет народа. В результате этого подсчета оказалось, что колено Рувима имело — 43 730 чел. Симеона — 22 200 чел. Иуды — 76 500 чел. Дана — 64 400 чел. Неффалима — 45 400 чел. Гада — 40 500 чел. Асира — 53 400 чел. Иссахара — 64 300 чел. Завулона — 60 500 чел. Ефрема — 32 500 чел. Манассии — 52 700 чел. Вениамина — 45 600 чел. Итого — 601 730 чел. Был совершен раздел земли. Левитам «не дано (земельного) удела среди сынов Израилевых», потому что «сам Господь удел их» (Чис 18.20; Втор 10.9:18.2; Иез 44.28).

Избрание Иисуса Навина (Числ. 27). «И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых; и будет он обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и все общество» (Чис. 27, 18-21). Возложение руки — видимый знак сообщения прав и полномочий. Поставление пред народом и наставление — акт обнародования преемства и вместе акт общественного признания преемника.

Война с мадианитянами (Числ. 31). Дано повеление «совершить мщение Господне над мадианитянами» (Чис. 31, 3).

Раздел Заиорданья (Числ. 32). Рувим и Гад заняли юг восточного Заиорданья; Манассия — север, причем потомки Манассии «сыны Махира» утвердились по преимуществу в Галааде, а «сыны Иаира» — по преимуществу в Васане.

НЗ

Рождество Христово (Лк. 2.1-7). Хронология событий, предшествовавших (Лк. 1,5-80) и сопровождавших его (Лк. 2.1-52); проблемы датировки рождества (Мф. 2.1) и переписи (Лк. 2.1), связанные с событием Рождества Христова; доводы в пользу ошибочности вычисления года Рождества Христова Дионисием Малым в VI веке

О рождении Спасителя повествуется в Мф 2 и Лк. 1-2. У Матфея описывается само Рождество и некоторые события после него: посещение волхвов, бегство в Египет и возвращение, у Луки еще и предшествующие события.

Предшествующие события у Луки.

1. Явления ангела Захарии и сообщении о рождении сына – Иоанна Предтечи (Лк 1:1-25). Захария – священник. Совершал каждение. Ангелу не поверил сразу, онемел.

2. Благовещение Деве Марии (Лк 1:26-38).

3. Встреча Девы Марии со своей родственницей Елисаветой (Лк 1:39-56). Иоанн Предтеча во чреве Елисаветы взыграл, почувствовав Спасителя во чреве Девы Марии. Богородица поет благодарственную песнь Богу, которая теперь поется на утрене на каноне. 65

4. Рождении Иоанна Предтечи (Лк 1:57-80). Наречение ему имени. Чудесное освобождение от немоты его отца Захарии. Захария поет пророческую песнь о будущей судьбе своего сына.

Сопровождающие события у Луки.

1. Мария и Иосиф отправляется на перепись населения, остановка в хлеву (Лк 2:1-7).

2. Явление ангелов пастухам (2:8-20). Ангелы поют «Слава в вышних Богу…»

3. Наречение имени на 8 день (2:21).

4. Принесение в храм на 40й день. Встреча с праведными Симеоном и Анной (Лк 2:22-39). Симеон произносит «Ныне отпущаеши…».

5. Двенадцатилетний отрок Иисус в храме на праздник Пасхи (Лк 2:41-52)

Проблемы датировки

В VI в. римский монах Дионисий Малый составлял очередную пасхалию (ее рассчитывали раз в 95 лет). В те времена отсчет лет был от даты правления Диоклетиана (эра Диоклетиана). Дионисий предложил вести летоисчисление от Рождества Христова, которое по его расчетам произошло в 754 г. от основания Рима.

Этот расчет ошибочен минимум на 5 лет:

Христос родился при Ироде Великом (Лк 2:1), но тот умер в 750 г. от основания Рима (т.е. в 4 г. до РХ). При Ироде Спаситель прожил, возможно около 2х лет, т.к. Ирод велел убить младенцев до двухлетнего возраста. Т.о. Спаситель родился примерно в 6 году до РХ.

Некоторые утверждают, что переписи, описываемой в Евангелии не было, т.к. нет исторических документов. Папирусы фиксируют ближайшую перепись, происходившую между 9 и 6 годами до РХ. Однако, исходя из уточнения даты рождества Спасителя, это была как раз та самая Евангельская перепись.

ДОГМ.

Свидетельства Священного Писания о Божественном достоинстве Бога Сына и Его равенстве с Богом Отцом. Толкование так называемых "уничижительных мест" Евангелия

Свидетельства Иисуса Христа: после исцеления расслабленного в купальне Вифезда – «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17). Этим Он приписывает Себе Божественное сыновство; Исцелив расслабленного в Капернауме: «Прощаются тебе грехи твои» (Лк.5:20). Прощать грехи может только Бог – Христос этими словами восхищал Себе Божественные прерогативы. Господь приписывает Себе полноту знания Отца: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Ин.10:15), ибо Я и Отец – одно (Ин.10:30); указывает также на единство жизни Сына с Отцом: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:26). Указывает на вечность Своего бытия в Первосвященнической молитве: И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин.17:5). На Тайной вечере на просьбу ап. Филиппа показать Отца – Господь отвечает: Видевший Меня видел Отца (Ин.14:8). Ап. Петр в своем исповедании называет Иисуса Христа Сыном Бога Живаго (Мф.16:16); при этом в греческом тексте слово «Сын» употребляется с артиклем. Ὁ Υἱός означает «подлинный сын», «настоящий сын», не в том смысле, в каком может быть назван «сыном» всякий человек, верующий в единого Бога.
Ап. Фома, в ответ на предложение Спасителя вложить свои персты в гвоздиные язвы, восклицает: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:28).
Ап. Иоанн – учение о Сыне Божием как о Логосе; В первых стихах своего Евангелия (см.: Ин.1:1–5) евангелист Иоанн говорит о Слове как в состоянии воплощения, так и независимо от Его явления миру. Он говорит: Слово стало плотию (Ин.1:14), указывая на таинство воплощения и тем самым утверждая тождество Лица Сына Божия до и после воплощения.
В 1Ин.5 Иисус Христос прямо назван Богом: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. В 1Ин.4:9 ап. Иоанн говорит о Христе как о Сыне Единородном: Бог послал в мир единородного Сына Своего. Ап. Иоанн также указывает на единство жизни Отца и Сына: Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни (1Ин.5:11–12).
Ап. Павел неоднократно называет Иисуса Христа Богом: Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1Тим.3:16). Именует Иисуса Христа Великим Богом и Спасителем нашим (Тит.2:13) и сущим над всем Богом, благословенным во веки (Рим.9:5). В Кол.2 ап. Павел утверждает, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно; В 2Кор.4 и Кол.1 о Сыне говорится как об образе Бога невидимого. То же самое утверждается в Флп.2:6 (христологический гимн): Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу.
«Уничижительные места» Евангелия: Ариане для обоснования своего учения о сотворении Сына из ничего ссылались: Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня (Ин.14:28). Этот стих может быть истолкован двояким образом: как в триадологическом, так и в христологическом плане. С точки зрения учения о Троице: так как Отец есть ипостасная причина Лиц Троицы, как Виновник бытия Сына, является по отношению к Нему бо́льшим (но не по природе). Христологическое толкование этого стиха рассматривали на Константинопольских соборах 1166 и 1170 гг. Постановили, что, несмотря на обожение, человечество во Христе является «низшим» Бога именно как человечество. «Истинное Божество и истинное человечество во Христе пребывают в единстве, которое не исключает «естественного» различия: Божество остается «бо́льшим», чем человечество». Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17). Преп. Иоанн Дамаскин следующим образом толковал этот стих: после воплощения Ипостась Бога Слова является сложной, поскольку заключает в Себе две природы: Божественную и человеческую. Преп. Иоанн говорит, что Отцом Христос называет Бога Отца потому, что Тот есть Его Отец по естеству, а наш – по благодати. Богом же Бог Отец является нам по естеству, а Христу – по домостроительству, в силу того, что Сын сделался истинным человеком.

ИДЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.024 с.)